1. Понятие способности. Общие и специальные способности
2. Музыкальные способности и задатки. Структура музыкальности (по Б. М. Теплову)
3. Развитие музыкальных способностей в деятельности
Литература
1. Понятие способности. Общие и специальные способности
Способности – индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием ее успешности. От уровня развития способностей зависят скорость, легкость и прочность процесса овладения знаниями, навыками и умениями, но сами способности не сводятся к знаниям, навыкам и умениям. Если человек много знает и умеет, это еще не значит, что он имеет лучшие способности. Возможно, ему потребовалось очень много времени, чтобы овладеть этими знаниями и умениями. Способности практически всегда оцениваются в сравнительном плане: если двое людей выполняют достаточно сложную деятельность, имея одинаковые подготовку, условия работы, но один при этом продвигается быстрее, значит, он обладает более высокими способностями. Способности следует расценивать лишь как возможность приобретения навыков, умений и знаний. А будут или не будут они приобретены, зависит от множества условий. В их число входит, например, заинтересованность окружающих в том, чтобы человек овладел этими знаниями, умениями и навыками; как его будут обучать; как будет организована трудовая деятельность, в которой эти умения и навыки понадобятся и закрепятся, и т. д.
2. Музыкальные способности и задатки. Структура музыкальности (по Б. М. Теплову)
Музыкальные способности – это «индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие лёгкость и быстроту обучения новым способам и приёмам деятельности».
Следует учесть, что даже очень музыкально одарённый человек рождается не с «готовыми» музыкальными способностями, а только с их задатками. А дальше необходим труд воспитателей и его самого, нужна благоприятная, насыщенная музыкальной культурой обстановка, чтобы из этих задатков сформировались музыкальные способности.
Ярко выраженные, индивидуально проявляющиеся музыкальные способности называют музыкальной одарённостью.
Задатками в психологии называют врожденные анатомо-физиологические, нейрофизиологические особенности человека (например, свойства органов чувств, движения, высшей нервной деятельности и др.), имеющие важное значение для развития способностей.
Задатки многозначны: на основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности, в зависимости от характера требований, которые предъявляются к человеку в процессе освоения какой-либо деятельности.
Задатки – природная основа различий людей по способностям, в них всегда сочетаются факторы наследственные (генетически обусловленные), врожденные (связанные с условиями внутриутробного развития), возрастные (психологические особенности, присущие каждой возрастной ступени развития) и социально-культурные. Отделить их друг от друга очень трудно.
3. Развитие музыкальных способностей в деятельности
В третьем вопросе показать специфику влияния каждого вида деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование, творчество) на развитие музыкальных способностей с использованием практических примеров.
Большое место в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста отводится музыкальному воспитанию в совокупности его средств: слушания музыки, пения и музыкально-ритмического движения.
Слушание музыки, ее восприятие и анализ — основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в то же время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности [3].
В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение музыкального произведения и умелое использование педагогом разнообразных методов и приемов, помогающих понять содержание музыкального образа. Сила воздействия музыки зависит от личности человека, от его подготовленности к восприятию. Музыкальное восприятие — сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них.
1. Анисимов, В. Г. Диагностика музыкальных способностей. – М., 2004.
2. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. — М., 2005.
3. Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: учебн. для студ. высш. учеб, заведений. М., 2000.
4. Радынова, О. П., Катинене А. П., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 2000.
5. Радынова, О. П., Груздова И. В., Комиссарова Л. II. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников: Учеб, пособие для суд. высш. и сред. пед. учеб, заведений. – М., 1999.
6. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.,1985.
7. Ходонович, Л. С. Музыкально-творческое развитие дошкольников: планирование, учет и контроль: пособие / Л. С. Ходонович- Минск: УП ИВЦ Минфина, 2005-56 с.