Методика обучения рассказывает по картинке
Список литературы
Методика обучения рассказывает по картинке
Чтобы успешно освоить школьную программу, выпускник детского сада должен уметь общаться с другими, строить диалог и рассказывать короткую историю по определенной теме. Но для того, чтобы научить этому, необходимо развивать и другие аспекты речи: расширять словарный запас, культивировать здоровую культуру речи и формировать грамматическую систему [7].
Основной задачей развития целостной речи ребенка в этом возрасте является улучшение монологии речи. Эта задача решается различными видами речевой деятельности: пересказ литературных произведений, создание описательных историй об объектах, объектах и явлениях природы, создание различных видов творческих историй, освоение форм речи и мышления, а также написание рассказов на картинке и серии тематических картинок.
В дошкольном возрасте ребенок усваивает два основных типа монологической речи: пересказ и разговорная речь. Существуют различные классификации рассказов, которые используются в детском саду. Детские рассказы могут быть как на наглядной, так и на словесной основе [6, c. 57].
Картины оказывают огромное влияние на развитие ребенка. По своей природе они являются в первую очередь познавательными. Знакомя детей с творчеством, воспитатель раскрывает им картины окружающего мира: жизнь, труд людей. Она не ограничивается перечислением людей и предметов, изображенных на картине, и, прежде всего, раскрывает важность творчества художника, оригинальность его мастерства, раскрывает то, что побудило художника написать эту картину. При детальном изучении картины, анализе детей, изображенных на ней, их учат устанавливать связь между содержанием работы: не только отвечать на то, что ребенок видит на холсте, но и уметь объяснить, почему художник посвятил картину этой теме, какие средства выражения используются для раскрытия содержания задуманного, что способствует развитию мыслительных операций у детей.
Степень связности, точности, полноты рассказов во многом зависит от того, насколько правильно ребенок воспринял, осмыслил и пережил изображенное, насколько ясными и эмоционально значимыми стали для него сюжет и образы картины.
Передавая картинку в сюжете, ребенок с помощью учителя учится соотносить слово с визуально воспринимаемым материалом. Он или она начинает концентрироваться на выборе слов и на практике узнает, насколько важно иметь точное значение слова и т.д. Высокая оценка К.Д. Ушинским роли картины в процессе формирования языка хорошо известна: ««...она исправляет ложный эпитет, упорядочивает в непоследовательной фразе, указывает на отсутствие какой–либо части; словом, легко осуществима на практике, что учителю словами выполнить чрезвычайно сложно». Великий русский учитель обосновывал ценность картины тем, что образ объекта возбуждает мышление ребенка и вызывает выражение этой мысли в «независимом слове» [4].
Картины для работы с детьми различают по следующим критериям:
- формат (демонстрация и раздоточные)
- тема (природный или предметный мир, мир отношений и искусства),
- содержание (художественное, дидактическое, предметное, сюжетное),
- характер (реальный, символический, фантастический, проблемный, загадочный, юмористический образ)
- функциональный способ применения (атрибут игры, предмет обсуждения в процессе коммуникации, иллюстрация к литературному или музыкальному произведению, дидактический материал в процессе обучения или самопознания окружающей среды) и т.д.
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. Пособие для студ. высш. и сред, пед. Учеб. Заведений – 3–е изд., стереотип / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
2. Бородич А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич – М.: Просвещение, 1981. – 256
3. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. Проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – 255 с.
4. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя дет. сада / Э.П. Короткова – М.: Просвещение, 1982.
5. Пралеска: программа дошкольного образования/ сост. Е.А. Панько и др.? Минск: НИО; Аверсев, 2007
6. Работаем по программе «Пралеска»: методические рекомендации/ сост. Е.А. Панько и др. – Минск: НИО; Аверсев, 2007
7. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. – Москва: Просвещение, 1979.
8. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (Раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей детсада / Е.И. Тихеева – М.: Просвещение, 1981.
9. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: Пособие для логопеда / Т.А. Ткаченко – Москва: Владос, 2006.