1 Категориальные определения человека
2 Советское общество
3 Формы политической власти и способы их взаимодействия
Список использованных источников
1 Категориальные определения человека
В истории философии невозможно найти ни одного философа, ни одной философской школы или направления, которые не обращались бы к человеку, к прямому или косвенному анализу различных сторон его материального и духовного бытия.
Рассмотрим философско-категориальную реконструкцию феномена человека. Помимо достаточно широкого рассмотрения человека как уникальной целостности микрокосма, микротеоса и микросоциума философия изучает его и в более узком плане. Проблема здесь анализируется как бы изнутри, через описание тех типологических особенностей, которые составляют своеобразие человека как видового начала, как его общей идеи. Человек при этом может пониматься как некая биосоциальная целостность, генетически и функционально обусловленная развитием природы и общества.
Наиболее классической в философии считается так называемая триадичная (триединая) модель человека, предполагающая его рассмотрение в единстве таких составляющих, как тело, душа и дух. Идея тела в философии отсылает к природным основаниям человеческого бытия. Именно на уровне тела осуществляется первичная, жизненно необходимая связь человека и природы, фиксируются его особенности как биологического вида. Однако тело человека, несмотря на его генетическую и функциональную обусловленность естественными факторами, не является исключительно природным элементом. В не меньшей степени оно выступает как продукт социальной и культурной эволюции, устанавливающей определенные границы и каноны «естественности». При этом на существующие в философии и культуре образы тела непременно переносятся сложившиеся представления о природе в целом, в результате чего философская категория тела становится действительным символом микрокосма, воспроизводящего в миниатюре структуру и динамику жизни и Универсума [7, с. 140].
Исторически первое значение понятия «душа» отсылает к феномену поддерживающего жизнь дыхания. Душа здесь – это особая жизненная энергия тела, которая, будучи сама бессмертна, очерчивает сроки земного существования человека. Динамика души совпадает со своеобразной пульсацией между телом и Космосом, человеком и Богом. Природно-психические аспекты бытия души дополняются в философии ее экзистенциальным измерением, т.е. душа не просто связана с поддержанием жизни, но с индивидуальной человеческой судьбой. Именно душа в системах философского и религиозного познания является субъектом свободы воли, тем началом, которое индивидуализирует человека [7, с. 140].
2 Советское общество
Социальная стратификация - это дифференциация данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанностей, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества [3, с. 218].
Октябрьская революция 1917 г. и гражданская война значительно изменили социальную структуру российского общества. Исчезла прежняя сословная стратификация и ее место заняла классовая. Официально социальная структура советского общества состояла из двух классов: рабочего класса и трудового крестьянства. Характерно, что в некотором смысле признавалось, что рабочих класс все же имеет более высокий статус, вытекающий из его особой «исторической миссии» как могильщика буржуазии и строителя коммунизма. Между классами располагалась интеллигенция, которую было принято называть «прослойкой между классами». Несовершенство этой схемы было видно даже руководителям КПСС. Неслучайно Л.И. Брежнев на одном из съездов партии призвал советских социологов пересмотреть теорию социальной структуры общества, дополнить и обновить ее [8, с. 165].
Советское общество никогда не было социально однородными, в нем всегда существовала социальная стратификация, представляющая собой иерархически упорядоченное неравенство. Социальные группы формировали подобие пирамиды, в которой слои различались объемом власти, престижа, богатства. Поскольку отсутствовала частная собственность, то не было экономической базы для возникновения классов в западном понимании. Общество являлось не открытым, а закрытым, наподобие сословно-кастового. Однако и сословий в привычном смысле в советском обществе не существовало, поскольку не было правового закрепления социального статуса, как это было в феодальной Европе.
Вместе с тем в советском обществе реально существовали классоподобные и сословноподобные группы. В течение 70 лет советское общество представляло собой самое мобильное в мире общество наряду с США. Доступное всем слоям бесплатное образование открывало перед каждым такие же возможности продвижения, какие существовали только в Соединенных Штатах. Нигде в мире элита общества за короткий срок не формировалась буквально из всех слоев общества. По оценкам американских социологов, самым динамичным советское общество было в плане не только образования и социальной мобильности, но и индустриального развития. Долгие годы СССР удерживал первые места по темпам индустриального прогресса. Все это признаки современного индустриального общества, которые выдвинули СССР, о чем писали западные социологи, в число лидирующих наций мира.
3 Формы политической власти и способы их взаимодействия
Политическая власть – это способность политических субъектов, опираясь на различные ресурсы, осуществлять управленческую деятельность, целью которой является регуляция общественных отношений и процессов [1, с. 72].
Феномену власти уделяли пристальное внимание все выдающиеся представители политической науки. Каждый из них внес свой вклад в разработку теории власти.
Политическая власть проявляется в разнообразных формах, основными среди которых являются господство, руководство, организация, контроль [2, с. 147].
Господство предполагает абсолютное или относительное подчинение одних людей и их общностей субъектам власти и социальным слоям, которые они представляют.
Руководство выражается в способности субъекта власти осуществлять свою волю путем выработки программ, концепций, установок, определения перспектив развития общественной системы в целом и ее различных звеньев. Руководство определяет текущие и перспективные цели, вырабатывает стратегические и тактические задачи.
Управление проявляется в сознательном, целенаправленном воздействии субъекта власти на различные звенья общественной системы, на управляемые объекты с целью реализации установок руководства. Управление осуществляется с помощью различных методов, которые могут быть административными, авторитарными, демократическими, основывающимися на принуждении и т. д.
Политическая власть существует в различных формах. К основным из них обычно относят: государственную и общественную, осуществляющихся в официальной или неофициальной формах.
В зависимости от субъектов власти различают [6, с. 185]:
1. Государственную власть. Это верховная всеобщая власть. Она является всеобщей в том смысле, что её повеления и решения обязательны для исполнения всеми гражданами и организациями независимо от их партийных или идеологических пристрастий, богатства, национальности, вероисповеданий и т.д.
В демократическом государстве она разделяется на три самостоятельные ветви: законодательную (обсуждение и принятие законов), исполнительную (организация исполнения законов) и судебную (контроль над соответствием законов конституции и соблюдением их требований государственными органами власти, обществом и гражданами).
1. Антанович, Н.А. Политология : конспект лекций / Н.А. Антанович. - Минск : ТетраСистемс, 2013. – 160 с.
2. Ирхин Ю.В. Политология: учебник / Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов В.Д. – М.: Юристъ, 2012. – 511 с.
3. Кравченко, А.И. Социология: учебник / А.И. Кравченко. – М.: Издательство Проспект, 2006. – 536 с.
4. Мартынов, М.И. Философия : курс интенсивной подготовки / М.И. Мартынов, Л.Г. Кравченко. – Минск : ТетраСистемс, 2012. – 304 с.
5. Основы философии: учебник для учащихся учреждений среднего специального образования / ред. Я. С. Яскевич. – Минск : Вышэйшая школа, 2011. – 301 с.
6. Самыгин, С.И. Политология : экзаменационные ответы / С.И. Самыгин, А.В. Верещагина, Н.А. Ермоленко. – Ростов нД : Феникс, 2009. – 378 с.
7. Философия: учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. – М.: Норма, 2005. – 673 с.
8. Фролов, С. С. Социология: учебник / С.С. Фролов. – М.: Наука, 2011. –344 с.