ПОНЯТИЕ О БИОЦЕНОЗАХ И ЭКОСИСТЕМЕ. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ, СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА БЕЛАРУСИ
СОЗДАНИЕ КУЛЬТУРНЫХ БИОЦЕНОЗОВ. ОТЛИЧИЯ КУЛЬТУРНЫХ БИОЦЕНОЗОВ ОТ ПРИРОДНЫХ
КОНСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ РАБОТЫ В УДО ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОДНИМ ИЗ ПРИРОДНЫХ СООБЩЕСТВ БЕЛАРУСИ
ПРИМЕРЫ КУЛЬТУРНЫХ БИОЦЕНОЗОВ И АГРОЦЕНОЗОВ
ПОНЯТИЕ О БИОЦЕНОЗАХ И ЭКОСИСТЕМЕ. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ, СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Биоценоз (термин введён К. Мёбиусом, 1877) – эволюционно сложившаяся совокупность живых организмов, занимающих определённую территорию, приспособленных к внешней среде и друг другу, связанных в единое целое на основе биологического круговорота. Этот термин примерно эквивалентен термину «сообщество» (совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых популяций разных видов в пределах естественно ограниченного жизнепригодного пространства).
Экосистему (термин введён А. Тенсли, 1935) можно определить как систему, состоящую из биоценоза и биотопа (экотопа) (биотоп – неорганическая среда существования биоценоза; пространство с определённой комбинацией факторов среды, в пределах которой существует данный биоценоз).
Биоценоз и биотоп неразделимы. Это отражено в определении Тенсли, согласно которому экосистема – сообщество живых организмов и среды обитания, составляющее единое целое на основе пищевых связей и способов получения энергии.
Примерным эквивалентом понятия «экосистема» может служить понятие биогеоценоза (термин введён В. Сукачёвым, 1942, 1964): «Биогеоценоз – совокупность на известном протяжении земной поверхности однородных природных явлений (атмосферы, горной породы, растительности, животного мира и мира микроорганизмов, почвы и гидрологических условий), имеющая свою особую специфику взаимодействия этих слагающих её компонентов и определённый тип обмена веществами и энергией между собой и другими явлениями природы и представляющая собой внутренне противоречивое единство, находящееся в постоянном движении и развитии».
ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА БЕЛАРУСИ
Природное сообщество представляет собой группу живых существ (растений, животных, микроорганизмов) в совокупности с неживой природой, которая их окружает. В таких сообществах каждый организм оказывает большое влияние на всех остальных и, в свою очередь, испытывает на себе ответное воздействие.
Все компоненты, входящие в состав природного сообщества, очень тесно взаимодействуют между собой. В результате этого взаимодействия стал возможным круговорот веществ и энергии в природе.
Видовое разнообразие в природных сообществах зависит от двух факторов:
- климатические условия – чем они благоприятнее, тем больше видов входит в сообщество;
- тип растительного сообщества.
Различают природные сообщества и по происхождению. Они могут быть как естественными, так и искусственными, то есть созданными человеком.
К примерам природных сообществ Беларуси относят лес, луг, пресный водоем, болото. Все они отличаются между собой площадью занимаемой территории, количеством видов и особенностями взаимодействия между ними.
Самая важная форма связи в любом природном сообществе – это пищевые связи. Они состоят из нескольких звеньев:
Самым первым, основным звеном являются растения. Им отведена важная роль в природных сообществах. Это единственные организмы на планете, которые могут создавать органические вещества из солнечной энергии, углекислого газа и минеральных веществ, содержащихся в воде или почве. В результате они становятся ценным источником пищи и энергии для других живых существ.
СОЗДАНИЕ КУЛЬТУРНЫХ БИОЦЕНОЗОВ. ОТЛИЧИЯ КУЛЬТУРНЫХ БИОЦЕНОЗОВ ОТ ПРИРОДНЫХ
В природе, помимо естественных биогеценозов (леса, тундры, луга, степи, реки, моря и т. д.), существуют и культурные биоценозы, которые формируются в результате хозяйственной деятельности человека. Их называют агроценозами (агробиогеоценозами или агроэкосистемами).
Агроценоз (греч. agros — поле) — это сообщество организмов, обитающих на землях сельскохозяйственного пользования, занятых посевами или посадками культурных растений. Примерами таких экосистем являются поля, огороды, сады, парки, искусственные пастбища, цветники и т. д. Сообщества растений и животных, искусственно создаваемые человеком в морских и пресноводных водоемах, также можно отнести к категории агроценозов.
При создании агроценозов человек применяет комплекс агротехнических приемов: различные способы обработки почвы (вспашка, боронование, дискование и др.), мелиорацию (при избыточном увлажнении почвы), иногда искусственное орошение, посев (посадка) высокоурожайных сортов растений, подкормку, борьбу с сорняками, вредителями и болезнями растений.
Структура агроценоза. Агроценозы, как и любые природные экосистемы, обладают определенным составом организмов (культурные растения, сорняки, насекомые, дождевые черви, мышевидные грызуны и др.) и определенными взаимоотношениями между живыми организмами и условиями среды. Эти взаимоотношения наиболее четко проявляются на уровне трофических связей между организмами.
В агроценозе (например, ржаного поля) складываются те же пищевые цепи, что и в природной экосистеме: продуценты (рожь и сорняки), консументы (насекомые, птицы, полевки, лисы) и редуценты (бактерии, грибы). Обязательным звеном этой пищевой цепи является человек, который своим трудом создает каждый агроценоз и обеспечивает его высокую продуктивность, а затем собирает и использует урожай.
КОНСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ РАБОТЫ В УДО ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОДНИМ ИЗ ПРИРОДНЫХ СООБЩЕСТВ БЕЛАРУСИ
Виртуальная экскурсия «По лугам, по лесам»
Цель мероприятия – ознакомить детей с природными сообществами Беларуси на примере луга и леса.
Задачи:
- совершенствовать и расширять знания детей о растениях природных сообществ;
- закреплять умение различать несколько деревьев, кустарников, цветов и называть их;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Материал и оборудование: иллюстрации деревьев, цветов, кустарников, грибов и ягод, растущих в Беларуси; аудиозапись песни «Беловежская пуща» (сл. М. Добронравова, муз. А. Пахмутовой); картина летнего луга; карточки с рисунками деревьев, кустарников, их веток, плодов, семян; слайды заповедников и редких растений; фотоальбом «Беловежская пуща»; физическая карта Беларуси.
Ход занятия
Организационная часть. Звучит песня о Беларуси.
Воспитатель (В.). Как называется страна, в которой мы живем? (Беларусь).
Наша страна очень красивая, особенно ее природа. А как мы можем узнать больше о растениях нашей страны ( посмотреть фото, сходить на экскурсию в парк лес).
Давайте попробуем разработать один из таких экскурсионных маршрутов «Растения Беларуси». Что нам для этого нужно? (Карта Беларуси, иллюстрации различных растений.)
ПРИМЕРЫ КУЛЬТУРНЫХ БИОЦЕНОЗОВ И АГРОЦЕНОЗОВ
Агроценоз (греч. agros — поле) — это сообщество организмов, обитающих на землях сельскохозяйственного пользования, занятых посевами или посадками культурных растений. Примерами таких экосистем являются поля, огороды, сады, парки, искусственные пастбища, цветники и т. д. Сообщества растений и животных, искусственно создаваемые человеком в морских и пресноводных водоемах, также можно отнести к категории агроценозов.