1. Составить терминологический словарь, используя учебно-методическую, энциклопедическую литературу, тематические издания по ключевым понятиям темы занятия
2. Конспект источника, посвященного вопросам развития способностей к изобразительной деятельности в дошкольный период
3. Выставка научно-методической литературы по исследуемой проблеме
1. Составить терминологический словарь, используя учебно-методическую, энциклопедическую литературу, тематические издания по ключевым понятиям темы занятия
Изобразительная деятельность – это художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому предмету.
Рисование – это искусство изображать на плоскости, действительно существующие или воображаемые предметы с обозначением их форм линиями и различной степени освещения этих форм посредством более или менее сильного покрытия их каким-либо одноцветным веществом.
Лепка – это деятельность, позволяющая придать форму пластическому материалу (пластилину, глине и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов – стеков и т.п.
Аппликация – это создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала (ткань, бумага, мех, соломка и т.п.); изображение, узор, созданный таким способом.
Конструирование – это практическая деятельность детей, направленная на получение определённого, заранее задуманного продукта. Конструирование в дошкольном возрасте тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре [3, с. 215].
Творческая деятельность – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Это может быть новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения. Важное место в творческой деятельности занимает комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов действий.
Творчество – процесс деятельности, создающий качественно новые материалы и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), – уникальность его результата. Творчество – мыслительный процесс свободной реализации во внешнем мире, в том числе с помощью инструментов, внутренних ощущений человека представляющих для него и для окружающих интерес и имеющий эстетическую ценность.
2. Конспект источника, посвященного вопросам развития способностей к изобразительной деятельности в дошкольный период
Конспект статьи «Этапы развития способностей к изобразительной деятельности у дошкольников» (автор В.П. Озерова)
Способности человека – продукт общественного развития. Их формирование предполагает усвоение определенных форм деятельности, выработанных человечеством в процессе общественно-исторического развития.
Изобразительная деятельность – творческая направленность. Индивидуальная направленность к развитию и формированию творческих способностей раскрывает более общие способности, которые успешно развиваются на базе творческого потенциала. Формирование способностей к изобразительной деятельности должно быть тесно взаимосвязано с осуществлением всестороннего воспитания ребенка дошкольного возраста.
Ведущим свойством способности к изобразительной деятельности является воображение, без которого невозможно воплощение замысла.
Выделяют два периода в развитии способностей к изобразительной деятельности: доизобразительный и изобразительный периоды. Доизобразительный период наступает тогда, когда в руки ребёнка впервые попадает изобразительный материал. Это этап двигательной игры, который очень важен для детей, т. к. у ребёнка возникает интерес к изодеятельности и необходимо этот интерес поддерживать. Следующий этап в развитии способности к изобразительной деятельности – сюжетно-изобразительная игра. Это период 1,5-2 лет, когда у ребёнка формируется речь [4, с. 147].
Следующий этап – этап ассоциаций. Воспитатель помогает ребёнку выстроить ассоциативную линию между рисунком и реальным предметом, имеющим черты, отражённые в рисунке. С появлением сознательного изображения предметов начинается изобразительный период. В изобразительном периоде основное внимание педагога обращено на развитие способностей детей к изобразительной деятельности, используя соответствующие методические приемы.
Организующим началом детских рисунков в раннем возрасте является двигательный ритм. Он существует лишь на ранних этапах изобразительной деятельности (1,5-2,5 ода) В рисунках детей двух лет мы видим штриховое беспорядочное заполнение пространства листа. Постепенно двигательный ритм начинает связываться с ограниченной плоскостью. И на 2-ом году жизни ребенка уже ярко проявляется двигательная ритмичность, выраженная в повторах однородных рисовальных движений.
3. Выставка научно-методической литературы по исследуемой проблеме
1. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста, Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова , Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина. – 2006. – 321 с.
Пособие создано на основе результатов опытно-экспериментальной работы в детской студии изобразительного искусства на базе дошкольного образовательного учреждения № 1266 Северо-Восточного административного округа Москвы и широкой проверки в массовой практике. В нем описываются более 30 нетрадиционных для отечественного дошкольного образования художественных техник, способствующих развитию детской художественной одаренности. Авторами проанализировано влияние различных художественных техник на особенности развития детского изобразительного творчества. Пособие адресовано воспитателям и методистам ДОУ, студентам педагогических колледжей и вузов, преподавателям изобразительного искусства и детской студии, родителям.
2. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду, Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации, Подготовительная к школе группа. – И.А. Лыкова, 2008. – 210 с.
Книга содержит систему развивающих занятий по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада (96 конспектов с методическими рекомендациями). Все занятия взаимосвязаны, содержательны и направлены на реализацию задач художественно-творческого развития детей, сформулированных в предисловии. Вместе с тем они оригинальны, увлекательны как для детей, так и для педагога.
Учебно-методическое пособие входит в авторскую программу художественного воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста «Цветные ладошки» (полная структура программы представлена на цветной вкладке в «Приложении»).
Книга адресована воспитателям дошкольных учреждений, преподавателям изостудий, гувернёрам, старшим воспитателям и заведующим, студентам педагогических колледжей и вузов, а также родителям, интересующимся вопросами художественного воспитания и развития детей.
3. Погодина, С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества - С.В. Погодина, 2011. – 232 с.
1. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 79-96.
2. Казакова, Т.С. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.С. Казакова. – М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – С. 180-194.
3. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта / В.С. Мухина. – М: Педагогика, 2001. – 325 с.
4. Озерова, В.П. Этапы развития способностей к изобразительной деятельности у дошкольников / В.П. Озерова // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). – М.: Буки-Веди, 2016. – С. 147-150.
5. Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе / А.И. Савенков. – М., 2000. – 354 с.
6. Торшилова, Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет. Теория и диагностика / Е.М. Торшилова. – М., 2001. – 276 с.