1. Д.Н. Мамин - Сибиряк: жизненный и творческий путь
2. Е.И. Чарушин. Природа и животные в рассказах Е.И. Чарушина
3. Составьте сценарий утренника, посвящённого русским народным волшебным сказкам
Список использованных источников
1. Д.Н. Мамин-Сибиряк: жизненный и творческий путь. Гуманистические идеи его произведений, фольклорные традиции и новаторство
Мамин – Сибиряк Дмитрий Наркисович (настоящая фамилия Мамин) (1852 – 1912), писатель. Родился 6 ноября 1852 г. в заводском посёлке Висимо - Шайтанском Верхотурского уезда Пермской губернии в семье бедного заводского священника. В 1866 г. был определён в Екатеринбургское духовное училище. Затем четыре года отучился в Пермской духовной семинарии. В 1872 г. поступил на ветеринарное отделение Петербургской медико-хирургической академии. В 1876 г. перешёл на юридический факультет Петербургского университета, где проучился год. После 6 лет обучения на разных факультетах, возвратился на Урал и стал зарабатывать писательством. С 1877 по 1891 г. жил на Урале, с 1891 г. и до конца жизни – в Петербурге и Царском Селе. Жили впроголодь. Писатель болел туберкулёзом. В 1911 году у него парализовало руку и ногу. Скончался 15 ноября 1912 г. в Петербурге, где и похоронен [1, с. 23].
Мамин с детства мечтал стать писателем. У писателя было несколько псевдонимов: Томский, Баш - Курт, Оник.
В 1875 г. он начал репортёрскую работу в одной из петербургских газет. Литератор писал в разных жанрах, посылал рукописи в издательства. Всюду получал отказы. Первый успех ему принесли рассказы «От Урала до Москвы», опубликованных в московской газете «Русские ведомости» в 1881-1882 годы, которые автор подписал по-новому – Д. Сибиряк. Позднее решил закрепить успех, присоединив удачный псевдоним к фамилии.
Затем в журнале «Дело» вышли его очерки «В камнях», рассказы («На рубеже Азии», «В худых душах» и др.). Это было вступление в большую литературу. Многие были подписаны псевдонимом Д. Сибиряк. На деньги, вырученные за издание романа «Горное гнездо», Дмитрий приобрёл дом в Екатеринбурге. Следующие произведения также были успешными.
Это было вступление в большую литературу. Он писал очерки, повести и рассказы, а в 1883 г. вышел роман «Приваловские миллионы».
В произведениях 80-х гг. Мамин - Сибиряк создал яркие картины уральской природы, показал своеобразный уклад жизни и быта на уральских заводах, отразил непримиримую вражду между рабочими и хозяевами («Горное гнездо», «Дикое счастье», «Уральские рассказы» и др.).
90-е годы были для Мамина - Сибиряка временем серьёзных колебаний, его произведения этого периода неравнозначны по художественной ценности и смысловой нагрузке («Золото», «Хлеб», «Весенние грозы» и др.). В 90-х и 1900-х гг. писатель обратился к рассказам и сказкам для детей, ставшим классикой детской литературы («Алёнушкины сказки», «Серая Шейка» и др.) [2, с. 45].
2. Е.И. Чарушин. Природа и животные в рассказах Е.И. Чарушина
Чарушин Евгений Иванович (1901-1965) – выдающийся советский художник-график, а также автор замечательных рассказов о животных. Чарушин широко известен многим юным читателям, живущим на разных континентах земного шара. Его книги напечатаны в СССР, Англии, Франции, Чехословакии, Болгарии. Японии, США, Индии, Австралии и в других странах, тиражом свыше 50 миллионов экземпляров.
Детство Чарушина прошло в обстановке, благоприятной для развития творческих наклонностей. Отец, главный архитектор Вятской губернии, передал сыну свою любовь к изобразительному искусству и незаурядную трудоспособность. Отец много разъезжал, нередко брал с собой сынишку, и первые уроки наблюдательности были получены Чарушиным в этих путешествиях по лесному краю [6, с. 87] .
После окончания ленинградской Академии художеств (бывшей Императорской) Чарушин сблизился с кружком писателей при Библиотеке детской литературы, и ему предложили иллюстрировать повесть В. Бианки «Мурзук». А в 1930 году вышел небольшой рассказ «Шур», написанный уже самим Чарушиным. Затем стали одна за одной выходить его книжки, которые он сам и иллюстрировал: «Волчишко и другие», «Облава», «Джунгли – птичий рай», «Мохнатые ребята». Рассказы и рисунки художника пришлись по сердцу всем, кто любит животных и природу. Чарушин всегда изображал то, что сам сильно любил и хорошо знал.
Еще мальчиком он часто бывал с отцом на охоте, бродил по полям и лесам. Он знал повадки животных и птиц, сам приручал их, поил, кормил.
Уже первые произведения определили место Е.Чарушина в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист с острым зрением художника, умеющий передать словом и рисунком повадки животных, которых он любит и необыкновенно тонко понимает, чувствует.
У Чарушина звери не говорят, но он умеет показать их настроение. Внутреннее их состояние передается через поведение, причем поведение естественное, свойственное этому зверю. Искусство словесной живописи подчинено у Чарушина восприятию малыша. Евгений Чарушин чаше всего изображает детенышей животных, видимо, полагая, что такие герои наиболее близки душе малыша. Он и сам любил маленьких зверят, «трогательных в своей беспомощности и интересных потому, что в них угадывается уже взрослый зверь».
Взрослые люди, плохо обращающиеся с животными, в рассказах Чарушина возникают тогда, когда нужно дать завязку действию. Кошка Маруська отправляется в лес на охоту и дичает потому, что хозяин плохо ее кормил («Кошка Маруська»). Белого медвежонка, позабавившись с ним, охотники продают в балаган, где он, как и другие звери, жестоко голодает («Белый медведь»). Чарушин никогда не огорчает своего читателя плохим финалом. Благодаря счастливому случаю его обиженные судьбой герои вновь обретают счастье [4, с. 43] .
3. Составьте сценарий утренника, посвящённого русским народным волшебным сказкам
Утренник для детей старшего дошкольного возраста «Мы позвали в гости сказку»
Цель:
обобщить знания детей о русских народных сказках; активизировать и развивать четкую речь; обогащать словарный запас; воспитывать интерес к чтению; умение работать в команде.
Задачи:
1. Расширять представления детей о народных сказках. Совершенствовать умение узнавать персонажей сказки.
2. Формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстником; быть доброжелательным и корректным собеседником.
3. Развивать логическое мышление, внимание. Приучать детей к самостоятельности суждений.
4. Воспитывать культуру речевого общения, умение взаимодействовать со сверстниками, умение сотрудничать, дружелюбие.
Ход мероприятия:
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться:
Что-то ждёт нас впереди?
Слышишь? Сказка в дверь стучится,
Скажем, сказке: «Заходи».
Много сказок родилось на русской земле. Их складывали, хранили в памяти, передавали из уст в уста.
1. Угадай адресата
К нам пришли сказочные письма, только на них нет обратных адресов. Кто написал эти письма? Давайте посмотрим.
Удивительный народ! Вместе вышли в огород, Вот друг друга держат крепко, Потянули…Вот и… («Репка») [5, с. 66]
По тропинке он катился, Своей удалью хвалился, Да попался на носок. Ам, и съеден… («Колобок»).
Она по ягоды пошла, Да на домик набрела, Дом под старою сосной. В доме жил медведь большой. Заболела б от тоски, Да спасли…пирожки. («Маша и медведь»)
1. Абрамова, Э.Г. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник» / Э.Г. Абрамова // Начальная школа. – 2003. – № 12. – С.22 – 25.
2. Дергачев, И. А. Д. Н. Мамин – Сибиряк в русском литературном процессе 1870 –1890-х годов. – Новосибирск: СО РАН, 2005. – 283 с.
3. Зурабова, К. Д. Н. Мамин-Сибиряк: сказочник, причастный к ценностям гуманистической культуры / К.Д. Зурабова // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 12. – С. 56 – 59.
4. Кузнецов, Э. Звери и птицы Евгения Чарушина/ Э. Кузнецов. – М.: Советский художник, 1983. – 122 с.
5. Маханёва, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошк. учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 88 с.
6. Павлова, Л. Анималистическое искусство Е. Чарушина: методический материал / Л. Павлова // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 7. – С.82 – 90
7. Черкашина, И. А. Путешествие по русским народным сказкам/ И.А. Черкашина // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). – М.: Буки-Веди, 2016. – 189 с.