ВВЕДЕНИЕ
1. Слушание как вид детской музыкальной деятельности
2. Методы обучения слушанию музыки
3. Требования к музыкальному репертуару для прослушивания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Музыка – одно из самых богатых и действенных средств эстетического воспитания, она обладает огромной силой эмоционального воздействия, воспитывает человеческие чувства, формирует вкусы. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры должно начинаться с дошкольного возраста. Отсутствие полноценного музыкального опыта в детстве трудно восполнить впоследствии. Чтобы влюбиться в музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыки разных эпох и стилей, привыкать к ее интонациям, сопереживать настроениям.
1. Слушание как вид детской музыкальной деятельности
Первый и ведущий вид музыкальной деятельности детей – это слушание музыки. Слушание состоит из следующих действий: прослушивание произведений; прослушивание в процессе обучения песен, танцев, прослушивание для определения свойств звука в дидактических играх [1, с. 56].
Как художественное слово или картина, музыка должна стать доступным для детей средством выражения чувств, настроений и мыслей. Слушание музыки развивает интерес и любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную чувствительность детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса.
Музыка мелодичного характера, как и колыбельные, улучшает качество пения: дети начинают петь медленнее. Спокойная музыка может создать для них соответствующее настроение, внутреннюю концентрацию. Прослушивание такой музыки особенно важно для возбужденных детей с неустойчивой нервной системой.
2. Методы обучения слушанию музыки
Основным видом музыкальной деятельности, играющим ведущую роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки, является ее восприятие и анализ.
Прослушивание музыки является одной из лучших форм работы по развитию способности активно воспринимать музыку и внимательно прислушиваться к ее различным особенностям. Кроме того, слушание музыки позволяет познакомить детей с гораздо более сложной музыкой по сравнению с той, которую они исполняют сами. Дети получают возможность услышать большие вокальные, инструментальные и оркестровые произведения в хорошем исполнении. Прослушивание дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов [7, с. 43].
Научить детей активно слушать музыку – сложная задача. Проблема заключается в том, что процесс восприятия был активным и творческим.
3. Требования к музыкальному репертуару для прослушивания
Традиционно принято считать, что ребенку-дошкольнику лучше давать слушать программную музыку. Она понятнее по содержанию, т.е. доступнее детям. Основными требованиями при отборе музыкальных произведений для слушания детьми являются требования художественности и доступности.
Традиционно считается, что дошкольнику лучше слушать программную музыку. Он более понятен по содержанию, то есть более доступен для детей. Основными требованиями к выбору музыкальных произведений для прослушивания детьми являются требования артистичности и доступности [2, с. 89].
Художественность предполагает подбор различных музыкальных произведений-образцов классической и современной музыки. Гармония музыкального образа и средств его выражения, яркость, высокая эмоциональность музыки – вот критерии, которыми можно охарактеризовать данное требование.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, слушание (восприятие) музыки как вид музыкальной деятельности состоит из следующих действий:
– прослушивание произведений, специально созданных для данного вида деятельности;
– прослушивание в процессе обучения песен, танцев, танцев, пьес для детского оркестра;
– прослушивание для определения свойств звука в дидактических играх.
Содержание обучения слушанию музыки включает в себя не только ознакомление с музыкальными произведениями. Необходимо научить ребенка слушать музыку, эмоционально реагировать на нее, давать ему самую простую информацию о ней. К ним относятся представления о разнообразной природе музыки, об определенных названиях (марш, танец, колыбельная) и об определенных средствах выражения. Многократно прослушивая произведения, дети постепенно запоминают их, у них вырабатывается вкус, определенное отношение к тому или иному произведению, появляются среди них любимцы.
1. Ветлугина, Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н.А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1990. – 170 с.
2. Гогоберидзе, А. Г. Детство с музыкой : современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: [учебно-методическое пособие] / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 650 с.
3. Картушина, М. Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников / М. Ю. Картушина // Управление ДОУ. – 2008. – № 5. – С. 42 – 46.
4. Малахова, Л. В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста : методическое пособие / Л. В. Малахова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. – 143
5. Окружающий мир и музыка : учебно-игровые занятия и мероприятия для детей 4-6 лет / авт.- сост. И. Н. Головачева, О. П. Власенко. – Волгоград : Учитель, [2009]. – 143 с.
6. Радынова, О. П. Слушаем музыку : Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / О. П. Радынова. – М. : Просвещение, 1990. – 158 с.
7. Тарасова, К. В. Дети слушают музыку : методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки / К. В. Тарасова, Т. Г. Рубан. – М. : Мозаика-Синтез, 2001. – 127 с