Формы организации изобразительной деятельности
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Контрольная
на тему: «Формы организации изобразительной деятельности»
по дисциплине: «Теория и методика обучения изобразительного искусства»
2020
15.00 BYN
Формы организации изобразительной деятельности
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Теория и методика обучения изобразительного искусства
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
Поделиться
1. Занятие изобразительной деятельностью как форма обучения и разностороннего развития дошкольников
2. Классификация и характеристика занятий по изобразительной деятельности
3. Организация изобразительной деятельности детей вне занятий
4. Взаимосвязь изобразительной деятельности с другими видами детской деятельности
1. Разработать развёрнутые конспекты занятий для каждой возрастной группы по разным видам изобразительной деятельности по предложенной схеме
2. Провести анализ планирования изобразительной деятельности вне занятий в определённой возрастной группе (на выбор) в УДО
3. Разработать опорный конспект по видам и типам занятий по изобразительной деятельности в детском саду (с указанием критериев классификаций, характеристики и примерных тем по каждому виду и типу занятий)
4. Подготовить компьютерную презентацию на тему: «Организация занятий по изобразительной деятельности в УДО»
Список использованных источников
1. Занятие изобразительной деятельностью как форма обучения и разностороннего развития дошкольников
Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.
Умственное воспитание. Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Сенсорное воспитание. Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания. Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием.
Нравственное воспитание. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: наблюдательность, настойчивость, активность, самостоятельность, инициатива, чувство товарищества, взаимопомощи, умение выслушивать и выполнять задание, потребность и умение доводить начатое до конца, преодолевать трудности.
2. Классификация и характеристика занятий по изобразительной деятельности
Изобразительная деятельность является одним из самых интересных видов деятельности для детей дошкольного возраста. Рисование, лепка, аппликация и конструирование – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности.
Занятия по изобразительной деятельности на два типа:
- занятия на тему, предложенную воспитателем (освоение нового программного материала, повторение пройденного);
- на тему, выбранную каждым ребенком (по его замыслу).
Выбор того или иного типа определяется характером учебного задания, уровнем изобразительных умений и навыков детей, их возрастными особенностями.
В младших группах освоение нового программного материала занимает меньше места, чем занятия по закреплению приобретенных умений и навыков. При этом вторая половина занятия обычно отводится для работы детей по собственному желанию.
Во второй младшей группе примерно треть занятий может быть отведена рисованию или лепке на свободные темы, выбранные самими малышами. Основная цель таких занятий — закрепление приобретенных умений и навыков и воспитание способности самостоятельно использовать освоенные приемы.
3. Организация изобразительной деятельности детей вне занятий
Закрепление знаний, умений и навыков детей по изобразительной деятельности может проходить по желанию детей в свободное от занятий время. В основном это время отводится для игр. Но если кто-либо из детей захочет рисовать, лепить, не следует препятствовать этому. Такое желание иногда говорит о наличии способностей у ребенка, и надо содействовать их выявлению и развитию. В процессе самостоятельной деятельности закрепляются разнообразные умения детей.
Изобразительная деятельность, возникающая в процессе игры, носит подчиненный характер. Ее цели и содержание определяются потребностями игры. Например, игра в «школу» вызывает необходимость сделать для участников игры тетради, книги, сумки. Часть детей занимается конструированием из бумаги этих предметов. Такая деятельность развивает инициативу, творческие способности и обогащает содержание игры.
Дети должны быть обеспечены необходимым материалом для работы вне занятий. В групповых комнатах в уголках или на полочках в шкафу должны храниться принадлежности для рисования, лепки, которыми дети могут свободно пользоваться. В младших группах такой уголок создается тогда, когда дети приобретут элементарные навыки в пользовании материалом. Правда, приходится ограничиваться карандашами, так как работа с краской и глиной сложна и требует постоянного контроля со стороны воспитателя. В средней группе к карандашам добавляется пластилин.
4. Взаимосвязь изобразительной деятельности с другими видами детской деятельности
Взаимосвязь различных видов детской деятельности позволяет углубить и расширить представления детей об окружающем мире, повысить эмоционально положительное влияние на процесс воспитания, сделать этот процесс более эффективным. Воздействие на ребенка, происходит посредством интересных для него деятельностей.
Изобразительная деятельность в детском саду является частью всей воспитательной работы с детьми и несет на себе нагрузку решения задач всестороннего воспитания дошкольников. Взаимосвязь изобразительной деятельности в детском саду с другими сторонами воспитательной работы с детьми способствует развитию интереса к рисованию, лепке, аппликации, к овладению средствами изображения, повышению эффективности всестороннего воспитания детей.
Программные задачи по изобразительной деятельности взаимосвязаны с целями и задачами других разделов работы. Решение конкретных задач опирается на то, что дети узнали, чему научились раньше. Работа в учреждении строится по тематическим неделям. Детям каждый раз предоставляется возможность открывать для себя окружающий мир заново. Столько интересного, нового таит он в себе!
На недельке «Насекомые» рассматриваем и изучаем жизнь насекомых. Вот ползет муравей - такого еще малыш не видел! И все внимание приковано к насекомому. Его можно слепить, нарисовать, сделать аппликацию. На недельке «Весна пришла» наблюдая за первыми подснежниками, ребенок снова испытывает удивление и радость познания. На недельке «Транспорт» наблюдая с детьми за проезжающими мимо детского сада автобусом, подъемным краном, «пожарной» машиной, наблюдаем восторженные детские глаза, провожающие их взглядом.
1. Разработать развёрнутые конспекты занятий для каждой возрастной группы по разным видам изобразительной деятельности по предложенной схеме
План-конспект занятия по лепке
Тема: Колобок
Возрастная группа: младшая (3-4 года)
Предварительная работа:
• чтение русской народной сказки «Колобок»;
• беседа с детьми с использованием иллюстративных картинок.
Программное содержание:
• продолжать развивать умение скатывать комки пластилина между ладонями круговыми движениями;
• учить находить и различать предметы круглой формы; учить создавать изображения по мотивам русских народных сказок ;
• побуждать называть персонажей сказки; воспитывать доброжелательное отношение к героям сказки; вызывать интерес к лепке.
Форма организации: занятие
Методика проведения занятий:
• игровой приём, игровая ситуация;
• художественное слово;
• наглядный метод;
• приемы руководства самостоятельной деятельностью детей;
• анализ детских работ.
Ход занятия:
В: Ребята, сегодня к нам в гости пришёл сказочный персонаж и зовут его?
Д: Колобок
В: Ребята, а какой он? (подносит к каждому ребёнку).
Д: Мягкий, тёплый, круглый.
2. Провести анализ планирования изобразительной деятельности вне занятий в определённой возрастной группе (на выбор) в УДО
Решение поставленных программой задач обучения детей изобразительной деятельности возможно лишь при чётком, последовательном распределении их вне занятий. Планирование – заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления программы воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы.
Определилось 3 вида планирования:
- календарное (составляется на 10-12 дней);
- календарно-перспективное;
- перспективное (на месяц, квартал).
Цель перспективного планирования – определить систему работы с детьми, обеспечить её целенаправленность и результативность. Такой план определяет основное направление в работе воспитателя на ближайшие 2-3 месяца.
Календарный план работы составляется обычно на неделю. В нем отражаются общие требования программы и задачи годового плана детского сада.
В младшей группе самостоятельная деятельность по рисованию и лепке проводится 2 раза в неделю (1-рисование и 1-лепка), преимущественно утром. Продолжительность самостоятельной деятельности – 8-10 мин.
3. Разработать опорный конспект по видам и типам занятий по изобразительной деятельности в детском саду (с указанием критериев классификаций, характеристики и примерных тем по каждому виду и типу занятий)
По характеру познавательной деятельности выделяют следующие типы занятий:
1) теоретические (искусствоведческие) – рассказ на тему «Рисунок»
2) практические (изобразительные) – рисование на тему «Бабочки»
3) комбинированные (взаимосвязь художественной теории и эстетической практики) – рисование на тему «Натюрморт»
4) комплексные, интегрированные (основанные на синтезе и взаимодействии искусств) – изготовление поделок по книгам «Колобок».
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование.
Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.
Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Возможно рисование на тему «Куклы».
Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.). Возможна лепка на тему «Зоопарк».
1. Горунович Л.Б., Братская Т.Б. Пути развития детского изобразительной деятельности. Методические рекомендации к программе “Пралеска” – Мн., 1996. – 64 с.
2. Горунович Л.Б. Декоративная деятельность дошкольников: Учебно-методическое пособие. – Минск: Народная асвета, 1993. – 94 с.
3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Изд. Центр “Академия”, 2000. – 344 с.
4. Дошкольникам о художниках детской книги: Книга для воспитателя детского сада: Из опыта работы / Н.А.Астафьева, В.П.Воробьёва и др.; сост. Т.Н.Доронова. – М.: Просвещение, 1991. – 126 с.
5. Кирильчик Л.В. Обучение дошкольников рисованию предметов. – Минск: Народная асвета, 1993. – 191 с.
6. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М., 1990.
7. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателя детского сада. – СПб.: КАРО, 2007, - 96 с.
8. Практикум по изобразительной деятельности дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.Г. Григорьева. – М.: Академия, 2001. – 128 с.
9. Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Республики Беларусь. – Минск: НИО; Аверсэв. – 2013. – 416 с.
10. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992. – 126с.
11.Ясева Н.Ю. Воспитание любви к близким средствами живописи и графики: Пособие для педагогов ДУ. – Минск: Беларусь, 2000. – 64 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты