ВВЕДЕНИЕ
Детство – это уникальный период в жизни человека, в течение которого формируется здоровье и осуществляется личностное развитие. Все приобретенное ребенком в детстве сохраняется на всю оставшуюся жизнь.
Воспитание детей здоровыми, эмоциональными и сильными-это задача каждого дошкольного учреждения. Действительно, невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселого досуга и развлечений, шумных праздников и конкурсов, интересных игр и увлекательных аттракционов.
Существуют различные формы организации физического воспитания и в системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольных учреждений сильное место занимают: физкультурный досуг; развлечения; праздники физической культуры. Правильная организация их имеет большое значение для комплексного решения оздоровительных, воспитательных и воспитательных задач. Они повышают положительные эмоции и двигательную активность детей, развивают и улучшают двигательные способности, оказывают общеукрепляющее и оздоровительное действие на организм.
В работе будут рассмотрены особенности организации и проведения физкультурных досугов и праздников в дошкольных учреждениях.
1. Физкультурный досуг и праздники как форма организации детей в детском саду
К формам активного отдыха дошкольников относятся физкультурный досуг и физкультурный праздник.
Физкультурный досуг – одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Он повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту, ловкость), способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивает выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность [2, с. 22].
Физкультурные праздники – это массовые зрелищные мероприятия показательного и развлекательного характера, способствующие пропаганде физической культуры, совершенствованию движений, воспитывающие такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам. В рациональном сочетании с другими видами работы по физическому воспитанию они помогают создать целесообразный двигательный режим, который служит повышению функциональных возможностей, улучшению работоспособности и закаленности детей [4].
2. Подготовка и проведение физкультурных досугов
Содержание физкультурного досуга составляют знакомые ребенку подвижные игры и физические упражнения, которые варьируются, вызывая у него интерес и положительные эмоции при выполнении [3].
Программа физкультурного досуга в младших и средних группах строится на простейших играх типа: «Кто скорей принесет игрушки, выполнит веселые игровые действия» и т.п.
В старших группах ребенок индивидуально и коллективно (командами) участвует в веселых играх с элементами соревнования, подобных небольшой спартакиаде. В содержание досуга включаются интересные аттракционы, знакомые ребенку танцы и пляски.
Главной задачей педагога при проведении физкультурного досуга является: создание бодрого, радостного настроения, стимулирование активности каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей, дифференцированный подход к оценке результатов его действий, предоставление возможности испытать приятное ощущение удовольствия от выполняемых им и другими детьми движений, а также радости от успехов товарища.
При проведении физкультурного досуга, ребенок выполняет различные двигательные задания. Он ведет себя более раскованно, чем на занятиях физкультуры. Расслабленное и естественное использование двигательных навыков обеспечивает выразительность, артистизм, эстетичность его движений. Физическая активность-это лучший способ создать свободу и красоту движений. Умеренная мышечная нагрузка улучшает самочувствие и улучшает настроение [4].
Физкультурный досуг не требует специальной подготовки. Он основан на привычном материале. Досуг проводится как с одной группой, так и с группами детей близких по возрасту.
В досуге педагог принимает активное участие: он дает команды на начало и конец игры или двигательного задания, подводит итоги, является главным судьей соревнований и создает эмоциональную атмосферу своим заинтересованным отношением к происходящему.
Важную роль в поддержании радостного настроения, создании положительных эмоций играют атрибуты: эмблемы, медали, вымпелы, плакаты и др.
По содержанию и составу физкультурный досуг может быть различным: основанным на привычных играх и игровых упражнениях; на элементах спортивных игр (баскетбол, хоккей, футбол, теннис и др.), на упражнениях в основных движениях (бег, прыжки, езда на велосипедах, самокатах, роликовых коньках, прыжки через короткую веревку).
Этот вариант досуга является своеобразным тестом для ребенка на овладение перечисленными видами движений и усвоение правильной техники движений [2, с. 43].
3. Подготовка и проведение физкультурных праздников
От физкультурных досугов физкультурные праздники отличаются: частотой проведения (1 раз в сезон), продолжительностью (от 30 до 60 минут), необходимостью специальной подготовки (разработка сценария, оформление места проведении праздника), наличием зрителей. Тема праздника может быть разнообразной: «Мы – будущие олимпийцы», «Будем спортом заниматься», «Зимняя карусель», «Маленькие лыжники» и др. Физкультурный праздник может проходить в виде соревнований между группами, перемежаться веселыми играми, плясками, песнями, аттракционами.
Программа физкультурного праздника составляется заранее. Содержание программы зависит от основной идеи праздника, сезона года, условий, в которых он будет проводиться, а также от физической подготовленности детей (в зимних условиях – зимние игры, аттракционы, упражнения и т.д.).
Подготовка к физкультурному празднику ведется в процессе всей работы с детьми. Однако некоторые игры и аттракционы могут быть включены в программу праздника, как сюрпризный момент. В ходе праздника ведущий направляет активность детей, приучает их сопереживать успехам и неудачам друг друга [5, с. 72].
При разработке программы физкультурного праздника следует придерживаться определенного порядка его проведения: открытие праздника, парад участников, поздравительные выступления команд, массовая часть праздника с участием всех детей и присутствующих взрослых (командные соревнования, подвижные игры, игры-аттракционы, спортивные игры по упрощенным правилам, двигательные загадки и др.), «сюрпризный момент» праздника (появление сказочных героев, волшебных предметов), окончание праздника: подведение итогов, награждение участников (коллективные награды).
В программе праздника обязательно предусматривается чередование движении с отдыхом, во время которого дети наблюдают за выступлениями других участников. Старшие дошкольники могут принимать участие в подготовке атрибутов к празднику, поделок для украшения зала, спортивной площадки.
Практические задания
1. Составить программы физкультурных досугов для детей младшего и среднего дошкольного возраста
Программа физкультурного досуга «Шарик в гостях у ребят» для детей младшей группы
Место проведения: физкультурный зал.
Дата проведения: 06.03.2020
Цель:
Упражнять детей в ходьбе, высоко поднимая ноги, в под]еме и спуске по гимнастической доске. Закреплять умение выполнять задание по инструкции педагога. Учить действовать совместно.
Задачи:
1. Создать у детей радостное настроение, желание играть вместе с педагогом.
2. Развивать эстетический и музыкальный вкус.
3. Формировать интерес к физическим упражнениям [1].
Материал и оборудование:
Гимнастическая скамейка или доска, корзина, стулья, дуги для подлезания, кубики, шишки – по две на каждого ребенка; игрушки - собачка, бельчонок.
2. Написать сценарий физкультурного праздника для детей старшего дошкольного возраста
Сценарий физкультурного праздника для детей старшего дошкольного возраста «Физкультура, обруч, я – все мы лучшие друзья!»
Цель: воспитание у детей потребности, в здоровом образе жизни.
Задачи:
1. Совершенствовать в соревновательной форме двигательные навыки.
2. Развивать быстроту, ловкость, координационные способности.
3. Воспитывать внимание, уважение к сопернику и товарищам по команде, взаимопомощь и волевые качества.
4. Способствовать умению детей и их родителей организовывать игры с обручем, как дома, так и во время прогулки.
5. Создать радостное настроение.
Предварительная работа:
Группы придумывают название команд, приветствие, изготавливают штандарт.
Приглашение гостей: родителей и сотрудников детского сада.
Подготовка материала для музыкального сопровождения.
Действующие лица: Кикимора болотная (взрослый)
Оборудование (на одну команду):
Эстафетная палочка;
Финишный конус;
Обруч d=60см – 7 шт.;
Обруч d=90см – 2 шт.;
Кубик;
Музыкальный центр и микрофон.
Ход праздника:
Под музыкальное сопровождение «Хорошее настроение» в исполнении группы «Волшебники двора» дети заходят в колонне по одному на спортивную площадку и строятся в определённые места. Капитаны несут штандарт с изображением эмблемы и названием команды.
Педагог: Приветствую вас ребята на нашем физкультурном соревновании и шлю вам «Физкульт привет!»
Дети: Физкульт привет!
Педагог: Ребята, эстафеты в нашем соревновании будут необычные. Все они будут проходить с одним предметом, а с каким вы узнаете после того как отгадаете мою загадку.
Я его кручу рукой,
И на шеи и ногой,
И на талии кручу,
И ронять я не хочу [8].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, физическая активность и праздники – это особые, радостные события в жизни ребенка. Они демонстрируют здоровый образ жизни, представляют достижения в формировании двигательных навыков и психофизических качеств. Динамика двигательного наполнения физического отдыха и праздника, их проведение на свежем воздухе, праздничное оформление места проведения создают у ребенка радостное, приподнятое настроение.
Физический досуг и праздники позволяют, не снижая общего эмоционального состояния, стимулировать активность каждого ребенка, учитывая его индивидуальные возможности; дифференцированно подходить к оценке результатов своих действий; не разочаровывать замечаниями и критикой, но давать возможность испытывать приятное чувство радости от выполняемых им движений, радоваться успехам других. Во время досуга и детей поощряют к непосредственному участию в различных конкурсах и состязаниях. В то же время дети ведут себя более прямолинейно, чем на уроках физкультуры, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения.
1. Аксенова, З. Ф. Спортивные праздники в детском саду : пособие для работников дошкольных учреждений / З. Ф. Аксенова. – М. ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
2. Алексеева, А. М. Спортивные праздники и физкультурные досуги в дошкольном образовательном учреждении / А. М. Алексеева. – Ростов н/Дону : Феникс, 2005. – 224 с.
3. Доскин, В. А. Растем здоровыми : пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры / В. А. Доскин, Л. Г. Голубева. – М. : Просвещение, 2003. – 110 с.
4. Ларина, О. В. Физкультурные праздники и досуги как эффективный метод реализации двигательных потребностей детей старшего дошкольного возраста / О. В. Ларина, И. М. Плугарева, О. Ю. Гоманюк // Молодой ученый. – 2017. – № 47. – С. 112 – 115.
5. Лысова, В. Я., Яковлева, Т. С., Зацепина, М. Б., Воробьева, О. И. Спортивные праздники и развлечения / В. Я. Лысова, Т. С. Яковлева, М. Б. Зацепина, О. И. Воробьева – М. : АРКТИ, 2001. – 122 с.
6. Редкина, Р. Организация физкультурных досугов и праздников / Р. Редкина // Дошкольное воспитание. – 1980. – № 6. – С.80 – 81.
7. Сапего, С. Н. Спортивные праздники в детском саду / С. Н. Сапего – М. : АСТ; Донецк : 2007. – 94 с.
8. Учебная программа дошкольного образования. – Минск : Национальный институт образования, 2012. – 416 с.
9. Шебеко, В. Н., Физическая культура детей от пяти до шести лет : учеб.- метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В. Н. Шебеко. – Минск : Нац. ин-т образования, 2016. – 216 с.
10. Шишкина, В. А. Подвижные игры для детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. – Минск : Нац. ин-т образования, 2012. – 88 с.