ВВЕДЕНИЕ
1 СИСТЕМА И ВИДЫ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ВЗЫСКАНИЙ ДЛЯ ОСУЖДЕННЫХ
2 ПРЕДЕЛЫ И УСЛОВИЯ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ВЗЫСКАНИЙ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
3 ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА НА ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО ОСУЖДЕННЫХ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ВЗЫСКАНИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Как известно, современная уголовно-исполнительная система имеет сложную организацию и проблемное положение.
Намечены основные тенденции ее совершенствования, установлены законодательные акты, законодательно прописаны права и обязанности осужденных. Тем не менее, были сохранены основные черты исправительно-трудовой системы более раннего времени. Практика показывает, что цели наказания реализуются только комплексными мерами, с учетом индивидуальных особенностей каждого осужденного.
Они призваны реализовывать воспитательное воздействие на осужденных, применяются на практике чаще всего. Отметим основные проблемы реализации указанного направления деятельности. Это порождает момент, когда за одно и то же нарушение администрация исправительных учреждений применяются разные взыскания, нарушая принцип равенства осужденных перед законом.
1 СИСТЕМА И ВИДЫ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ВЗЫСКАНИЙ ДЛЯ ОСУЖДЕННЫХ
Дисциплинарное взыскание — наказание за нарушение дисциплины, налагаемое на осужденного - в связи с нарушением режима содержания.
Целью применения дисциплинарных мер воздействия является упорядочивание взаимоотношений, регламентации поведения всех участников процесса.
Для достижения цели меры дисциплинарного характера решают следующие задачи:
- воспитание гражданственности;
- уважение прав и свобод других лиц;
- обеспечение интеллектуального, культурного, нравственного и физического развития;
- формирование правового, позитивного поведения;
- предупреждение совершения новых дисциплинарных проступков.
За нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие меры взыскания:
1) выговор;
2) внеочередное дежурство по уборке помещений или территории исправительного учреждения;
3) лишение права на получение очередной посылки или передачи;
4) лишение очередного длительного или краткосрочного свидания;
5) водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях и тюрьмах, в штрафной изолятор с выводом или без вывода на работу либо учебу на срок до десяти суток;
6) перевод осужденных, признанных злостно нарушающими установленный порядок отбывания наказания в помещения камерного типа.
2 ПРЕДЕЛЫ И УСЛОВИЯ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ВЗЫСКАНИЙ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Под правами человека понимают совокупность общепризнанных моральных норм, которые принадлежат людям независимо от пола, расовых, национальных или социальных различий. Различные формы ограничения прав граждан запрещены по признаку языковой, религиозной, социальной, национальной, расовой принадлежности.
Если гражданин совершает преступление, противоречащее существующим нормам права, которое наносит вред человеку, обществу или государству, то государство вынуждено ограничивать (а не лишать) свои основные права и свободы, доводя его до юридической ответственности. Права человека характеризуют минимальные условия для сохранения человеческого достоинства и жизни, считаются универсальной группой, которая является способностью, вытекающей из самой природы человека, использовать простые, самые необходимые товары и условия для безопасного, свободного существования личность в обществе. Права человека являются отражением присущих каждому человеку свойств и существенных черт его бытия.
Государство не дает права, основные права принадлежат каждому с рождения, оно отражает их в законе и обеспечивает реализацию. В этом случае государство можно считать законным. Система конституционных прав и свобод включает 3 категории: собственные, политические и социально-экономические. Права и свободы граждан являются неотъемлемой частью нашей жизни. Эти права и свободы приобретаются гражданами, некоторые из них от рождения, а другая часть в связи с определенным юридическим фактом. Для этой категории лиц могут применяться некоторые ограничения в связи с тем, что они находятся в тюрьме. Проблема установления конституционных ограничений - это проблема ограничений человеческой свободы в обществе.
3 ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА НА ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО ОСУЖДЕННЫХ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ВЗЫСКАНИЙ
Ситуация схожа с уголовным процессом. Одним из его принципов является уважение чести и достоинства личности. На сегодняшний день обозначенный принцип относится к числу принципов организации и деятельности органов исполнительной власти. Таким образом, уголовное законодательство и практика его применения основаны на неукоснительном соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и других жестоких или унижающих достоинство видов обращения с осужденными.
Так:
все гарантии права на честь и достоинство подразделяются на гарантии реализации, защиты и защиты этого права, которые, в свою очередь, могут носить как материальный, так и процедурный характер;
система правовых гарантий права на честь и достоинство разветвлена и дифференцирована, что предполагает их специфическое преломление в зависимости от сферы правовых отношений;
правовые гарантии права на честь и достоинство должны быть улучшены и закреплены во всеобъемлющем кодифицированном отраслевом акте об осуществлении, защите и защите соответствующего закона.
Залогом полноценного обеспечения права человека на честь и достоинство является его взвешенное, системное государственное гарантирование как на законодательном, так и на правоприменительном уровне.
Общественность, играющая важную роль в работе пенитенциарных учреждений Беларуси, считает, что основными задачами их участия в этой деятельности являются содействие исправлению осужденных и повторной социализации лиц, отбывающих наказание, а также мониторинг их правового статуса. Контроль следует понимать как систему мониторинга и проверки соответствия их деятельности требованиям уголовного законодательства Республики Беларусь и других нормативных правовых актов с целью выявления и устранения существующих нарушений и предотвращения их в будущем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Когда осужденный признается злоумышленником, администрация учреждения обязана перевести такого осужденного на более жесткие условия отбывания наказания. Указанное обязательство не позволяет дифференцировать ответственность правонарушителя в зависимости от характеристик осужденного, которая формируется на основе оценки его предыдущего поведения, наличия дисциплинарных санкций и вознаграждений, а также правового статуса, когда условия предусмотрены в определенном порядке. сформироваться. Более того, значение нарушения не имеет значения. Указанные обстоятельства противоречат прогрессивной системе отбывания наказания в виде лишения свободы с точки зрения отсутствия необходимости изучать личность правонарушителя при изменении условий отбывания наказания, направленного на ухудшение правового статуса осужденного [3, с. 77].
Изучив зарубежное законодательство, мы пришли к выводу, что этой проблемы не было: соблюдаются общие теоретические принципы дисциплинарного взыскания. Так, Уголовно-исполнительный кодекс Украины от 11 июля 2003 г. № 1129-IV содержит нормы, которые четко регламентируют ответственность злоумышленников-нарушителей [4]; информация о том, что признание осужденного в качестве злонамеренного нарушителя требований режима влечет за собой либо изменение условий, либо применение дисциплинарного взыскания. УИК предусматривает применение этих двух мер одновременно, что, по нашему мнению, недопустимо в правовом государстве.
Таким образом, ответственность, которую несет осужденный за злонамеренное нарушение, может быть схематически представлена следующим образом:
1. Бриллиантов А.В., Курганов С.И. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. А.В. Бриллиантова. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2016. 576 с.
2. Волошин В.М. К вопросу ответственности осужденных с отсрочкой отбывания наказания // Российский следователь. 2018. № 9. С. 35 37.
3. Дворянсков И.В., Кузнецов А.И. К вопросу о восполнении пробелов в правовом регулировании ответственности осужденных к исправительным работам // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2017. № 2. С. 4 6.
4. Исиченко А.П., Фумм А.М. О видах юридической ответственности осужденных к лишению свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2016. № 4. С. 12 15.
5. Серобаба И.А. Дисциплинарная ответственность лиц, осужденных за преступления, предусмотренные гл. 23 УК РФ // Законность. 2016. № 3. С. 47 49.
6. Оленев М. Г. К вопросу о понятии Уполномоченного по правам человека // Вестн. общественной научно-исследовательской лаборатории «Взаимодействие уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества: историко-правовые и теоретико-методологические аспекты» // Науч.-практ. журн. Вып. № 9. Рязань, 2018. С. 141–145.
7. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2018 г. // Рос. газета. 2019. 11 июня.
8. Москалькова Т. Н. Зачем нужна система уполномоченных по правам человека. Режим доступа : https://ruskline.ru/opp/2016/dekabr/09/zachem_nuzhna_sistema_ upolnomochennyh_po_pravam_cheloveka/.
9. Юнусов А. А., Юнусов Э. А., Жезлов Н. В. Социальное обеспечение граждан как обязанность государства // Современное право. 2019. № 4. С. 24–27.
10. Бабаян С. Л. Правовое регулирование применения мер поощрения и взыскания в воспитательном воздействии на осужденных к лишению свободы: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. 23 с.
11. Каданева Е. А. Перевод в более строгие условия отбывания наказания в виде лишения свободы как правовое последствие признания осужденного злостным нарушителем // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 4(64). С. 120–124.
12. Латынин С. Н. Основания и критерии изменения вида исправительного учреждения // Уголовно-исполнительное право. 2015. № 3. С. 75–79.
13. Ведомости Верховной Рады Украины. 2003. 15 июля [Электронный ресурс]. URL: https://zakon.rada.gov.ua/rada/main/ru/tt1002 (дата обращения: 17.08.2019).
14. Стуканов, В.Г. Исправительная педагогика: учеб. пособие / В.Г. Стуканов. – Минск : Акад. МВД Респ. Беларусь, 2013. – 395 с.
15. Бурый, В.Е. Ресоциализация и социальная адаптация осужденных к лишению свободы : монография / В.Е. Бурый ; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Могилевский высший колледж Министерства внутренних дел Республики Беларусь». – Могилев : Могилев, высш. колледж МВД Респ. Беларусь, 2014. – 172 с.
16. Хомич, В.М. Криминологическое прогнозирование поведения осужденных, досрочно освобождаемых из мест лишения свободы (Научнометодические рекомендации по прогнозированию пенитенциарного рецидива преступлений) / В.М. Хомич, В.Е. Бурый : Науч.-практ. центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Респ. Беларусь. – Минск : БГУФК, 2014. – 108 с.
17. Права человека : сб. междунар.-правовых док. / сост. В.В. Щербов. –Минск : Белфранс, 1999. – 1146 с.
18. Бурый, В.Е. Пробелы ресоциализации осужденных к лишению свободы / В.Е. Бурый, В.М. Веремеенко // Актуальные вопросы права, образования и психологии: сб. науч. трудов / редкол.: Ю.П. Шкаплеров (отв. ред.) [и др.]. – Могилев : Могилев, институт МВД Респ. Беларусь, 2015. – С. 55-62.
19. Мандрик, В. А. Основные тенденции в организации исправительного процесса на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы МВД Республики Беларусь : [тезисы доклада] / В. А. Мандрик // Актуальные вопросы уголовно-исполнительного права, криминологии и исполнения наказания : материалы межд. науч.-практ. конф., Минск, 28 мая 2015 г. / М-во внутрен. дел Респ. Беларусь, Акад. МВД. – Минск : Акад. МВД Респ. Беларусь, 2015. – С. 118-123.
20. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Принят Палатой представителей 14 декабря 1999 г. : одобр. Советом Респ. 22 декабря 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2017 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.