2. Эмпирическое исследование особенностей социально-психологической адаптации подростков с нарушением слуха
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Психологические рекомендации по успешной социально-психологической адаптации подростков с нарушением слуха
Вывод в заключение
2. Эмпирическое исследование особенностей социально-психологической адаптации подростков с нарушением слуха
2.1 Организация и методы исследования
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе ГУО «Красненская средняя школа» Гомельского района». Всего в исследовании приняли участие 60 учащихся 7-8 классов в возрасте 13-14 лет. В экспериментальную группу вошли 30 подростков с нарушениями слуха, в контрольную группу вошли 30 подростков без нарушений слуха.
Цель эмпирического исследования: выявить особенности социально-психологической адаптации подростков с нарушением слуха.
Эмпирические задачи:
1) выявить характеристики социально-психологической адаптации у подростков с нарушениями слуха и подростков без нарушений слуха;
2) сравнить характеристики социально-психологической адаптации у подростков с нарушениями слуха и подростков без нарушений слуха;
3) определить особенности социально-психологической адаптации подростков с нарушением слуха.
Гипотеза исследования: существуют различия в социально-психологической адаптации между группой подростков с нарушениями слуха и группой подростков без нарушений слуха.
Этапы проведения эмпирического исследования:
1) на первом этапе осуществлялся отбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) на втором этапе проводилось изучение характеристик социально-психологической адаптации у подростков с нарушениями слуха и подростков без нарушений слуха с помощью тестирования;
3) на третьем этапе проводилась статистическая обработка данных, интерпретация и количественно-качественный анализ результатов исследования, формулирование выводов по проведенному исследованию.
Методы исследования: тестирование, методы математической статистики (критерий U-Манна-Уитни).
Для достижения цели была использована методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
Назначение: методика предназначена для диагностики комплекса психологических проявлений, сопровождающих процесс социально-психологической адаптации и ее интегральные показатели, такие как адаптация, интернальность, принятие других, самопринятие, эмоциональная комфортность и стремление к доминированию. Методика применима для средних и старших школьников, для учащихся системы начального профессионального обучения.
Вывод в заключение
Проведенное эмпирическое исследование позволило подтвердить гипотезу о том, что существуют различия в социально-психологической адаптации между группой подростков с нарушениями слуха и группой подростков без нарушений слуха. Сравнительный анализ результаты исследования социально-психологической адаптации подростков с нарушением слуха и подростков без нарушений слуха показывает, что характеристики социально-психологической адаптации различны: у подростков с нарушением слуха показатели характеристик социально-психологической адаптации дезадаптивности, непринятия себя, непринятия других, эмоционального дискомфорта, внутреннего контроля, ведомости, эскапизма, выше, чем у подростков без нарушений слуха; у подростков без нарушения слуха показатели характеристик социально-психологической адаптации адаптивности, принятия себя, внешнего контроля выше, чем у подростков с нарушением слуха.
Выявлены особенности социально-психологической адаптации подростков с нарушением слуха: подростки с нарушением слуха, в отличие от подростков без нарушения слуха, характеризуются дезадаптацией, незрелостью личности, дисгармонией в сфере принятия решения, что является результатом постоянных неуспешных попыток ими реализовать цель или наличия двух и более равнозначных целей; подростки с нарушением слуха, в отличие от подростков без нарушения слуха, характеризуются непринятием себя, высокой степенью неудовлетворенности своими личностными чертами; они испытывают эмоциональный дискомфорт, высокую степень неопределенности в эмоциональном отношении к окружающей социальной действительности (неуверенность, подавленность, апатию, беспокойство); подростки с нарушением слуха, в отличие от подростков без нарушения слуха, характеризуются внутренним локусом контроля, ответственностью за события, происходящие в жизни индивида, принятием преимущественно на себя, объяснением результатов деятельности своим поведением, характером, способностями; они характеризуются эскапизмом, высокой степенью склонности к избеганию проблемных ситуаций, уходу от них.
На основании проведенного теоретического анализа литературы и эмпирического исследования нами сформулированы психологические рекомендации по успешной социально-психологической адаптации подростков с нарушением слуха. Успешная социально-психологическая адаптация подростков с нарушенным слухом должна быть направлена на: развитие зрелости личности; повышение самопринятия, положительного отношения к себе, уверенности в себе, адекватной оценки своих способностей и качеств; повышение эмоционального комфорта; развитие навыков преодоления трудностей; формирование способности принимать
1. Васильева, Н.Л. Особенности социально-психологической адаптации подростков с разными характеристиками личностного развития / Н.Л. Васильева, И.И. Журавлева // Вестник Рязанского гос. Ун-та. – 2011. – № 1. – С. 54-58.
2. Портнова, А.Г. Условия формирования зрелости личности подростков с ограниченными возможностями / А.Г. Портнова // Вестник КРАУНЦ. – 2013. – № 1. – С. 50-55.
3. Солдатова, Е.Л. Эго-идентичность как системообразующий фактор формирования личностной зрелости / Е.Л. Солдатова, И.А. Шляпникова // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. – 2010. – № 27 (203). – С. 66–72.
4. Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации / Под ред. А.Ф. Шадуры. – СПб.: Питер, 2005. – 175 с.