Введение
В настоящее время активно изучается поведение человека в экстремальных или стрессовых ситуациях. В связи с этим изучается копинг-поведение.
А.Ю. Маленова пишет, что «особый научный интерес представляет поведение личности по отношению к трудным жизненным обстоятельствам, неизбежно возникающим в процессе жизнедеятельности» [1, с. 25].
Способы разрешения ценностных противоречий выполняют важную функцию – совладания с неопределенными, конфликтными, стрессовыми ситуациями, которые содержат в себе противоречия между требованиями социального окружения и индивидуальностью человека и оказывают существенное влияние на ход его жизни. Как отмечает А.В. Либин, от того, как человек реагирует на неблагоприятные жизненные обстоятельства, во многом зависит, насколько гармонично развивается его индивидуальность [2, с. 64].
Проблема изучения копинг-поведения наиболее широко представлена в зарубежной литературе. Основные подходы к пониманию копинг-поведения преимущественно разработаны зарубежными исследователями: С. Карвер, Р. Кесслер, Р, Лазарус, Р, Моос, Л. Перлин, С. Фолькман, М. Шейдер.
Проблема изучения копинг-поведения берет свое начало в зарубежной психологии во второй половине XX века. Впервые термин был использован Л. Мерфи в 1962 году в исследовании способов преодоления детьми трудностей, связанных с возрастными кризисами. Стратегии преодоления кризисных ситуаций впервые рассмотрел А. Маслоу, который предложил термин, определяющий такие стратегии, – копинг.
В дальнейшем была создана концепция психологического стресса Р. Лазаруса, которая является наиболее разработанной в зарубежной литературе. Первую классификацию копинг-стратегий дали Р. Лазарус и С. Фолкман, которые считали, что копинг-стратегии – это модели преодоления трудностей социальной среды. В 1966 году Р. Лазарус в своей книге «Психологический стресс и процесс совладания с ним» описал осознанные стратегии преодоления стресса и других кризисных ситуаций.
В отечественной литературе работы по данной проблеме стали появляться не так давно. Копинг-поведение личности изучали Л.И. Дементий, Т.Л. Крюкова, Н.М. Лыкова и др.
На современном этапе интерес к проблеме совладающего поведения возрастает, о чем говорит появление научных работ и диссертаций (И.В. Камынина, Л.А. Коломеец, В.О. Левченко, А.Ю. Маленова).
1 Теоретические аспекты проблемы совладающего поведения
1.1 Понятие совладающего поведения
В современной психологии пока нет единого понимания совладающего поведения и определения копинг-стратегий.
Термин «копинг» (от английского слова «coping») означает поведенческие, когнитивные и эмоциональные действия человека, предпринимаемые им для преодоления трудных ситуаций и адаптации к возникшим обстоятельствам.
Проблема копинга нашла свое отражение в концепции психологического стресса Р. Лазаруса, который понимал под совладанием поведенческие и когнитивные усилия, предпринимаемые человеком для ослабления влияния стрессовых обстоятельств.
Отечественные исследователи понятие «копинг-поведение» определяют как совладающее поведение или психологическое преодоление. Копинг-поведение представляет собой индивидуальный способ совладания человека с трудной ситуацией в соответствии с ее значимостью для него и с личностно-средовым ресурсами [3, с. 138].
В отечественной психологии обращение к проблеме копинг-стратегий обусловлено расширением представлений о формах личностной активности человека, вниманием к проблемам саморегуляции и усилением в рамках субъектно-деятельностного подхода одного из его полюсов – психологии субъекта. Понятие «совладание» введено в отечественную литературу Анцыферовой Л.И.
Л.И. Анциферова предлагает следующее определение: «стратегии совладания – это основанные на осознаваемых усилиях конкретные действия для регуляции субъектом эмоционального и интеллектуального напряжения с целью оптимальной психологической адаптации к внешним обстоятельствам [4].
Т.Л. Крюковой дается определение совладающего поведения, согласно которому оно определяется как «позволяющее субъекту с помощью осознанных действий способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией» [5, с. 27].
Сегодня копинг рассматривается как важный процесс социальной адаптации. Приспособляемость определяется тремя компонентами:
– способностью и умением организма адекватно реагировать на внешние воздействия;
– мотивацией – желанием приспосабливаться к условиям окружающей среды;
2 Эмпирическое исследование совладающего поведения у подростков
2.1 Организация и методы исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе учреждения образования «Средняя школа №29» г. Гомеля. В исследовании приняло участие 30 подростков 14 лет, обучающихся в 8-ых классах. Выборка представлена в приложении А.
Цель эмпирического исследования: выявить особенности копинг-стратегий у подростков.
Для проведения исследования применялись следующие методики:
1. Методика «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан).
2. Опросник «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус).
Экспериментальное исследование совладающего поведения у подростков проводилось в три этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психологической литературы по проблеме совладающего поведения у подростков, осуществлялось планирование эмпирического исследования.
На втором этапе было проведено эмпирическое исследование. Были собраны и систематизированы результаты исследования.
На третьем этапе осуществлялся анализ и интерпретация полученных результатов, подводились итоги исследования.
Приведем краткое описание методик, применяемых в исследовании.
1. Методика «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан).
Назначение: диагностика доминирующих копинг-стратегий личности.
Методика исследования базисных копинг-стратегий «Индикатор копинг-стратегий» создан Д. Амирханом в 1990 году. Методика адаптирована в Психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В. М. Бехтерева.
Теоретическое основание методики – представление о том, что поведение людей в ситуации психологического стресса можно описать в трех группах:
– стратегия разрешения проблем – это способность использовать все личностные ресурсы в стрессовой ситуации;
– стратегия поиска социальной поддержки – способность активного поиска социальной поддержки в стрессовой ситуации;
– стратегия избегания – способность человека уходить от решения надвигающихся проблем путем избегания проблемной ситуации [20].
Методика представляет собой краткий самооценочный опросник состоящий из 33 утверждений, определяющий базисные копинг-стратегии, их выраженность в структуре совладающего со стрессом поведения. Опросник может применяться для исследования лиц подросткового и юношеского возрастов и взрослых. Тест опросника представлен в приложении Б.
Заключение
Теоретический анализ позволяет сделать следующие выводы:
1. В современной литературе совладающее поведение и копинг-стратегии изучаются в различных ракурсах. Понятие «копинг» охватывает широкую сферу, от бессознательных психологических защит до осознанного и целенаправленного умения совладать со стрессовыми и тревожными ситуациями. Понимание сущности совладающего поведения выражено в следующих подходах: неопсихоаналитический подход, диспозиционный подход, ситуативный подход, интегративный подход. Копинг-поведение представляет собой индивидуальный способ совладания человека с трудной ситуацией в соответствии с ее значимостью для него. Совладающее поведение реализуется посредством применения различных копинг-стратегий на основе ресурсов личности и среды. Классификаций копинг-стратегий в зарубежной и отечественной литературе имеется множество. Основными критериями для систематизации стратегий совладания в зарубежной психологии чаще всего выступают направленность действий человека, интенсивность совладания, адаптивность выбираемых копингов, а также их модальность, т.е. психологическая сфера, с которой соотносятся стратегии.
2. В подростковом возрасте активно происходит процесс обучения способам психологического преодоления жизненных трудностей, особая роль в успешности которого принадлежит особым эмоционально поддерживающим взаимоотношениям со стороны значимых взрослых. Копинг-стратегии у подростков отличаются своими специфическими особенностями. Их можно объяснить при помощи модели активного адаптивного функционального копинг поведения и модели пассивного дисфункционального копинг-поведения.
3. В результате выявления доминирующей стратегии поведения у подростков были получены следующие результаты: доминирующей копинг-стратегией у подростков оказалась копинг-стратегия «избегание», означающая, что подростки в трудной жизненной ситуации пытаются избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения трудной ситуации. Подростками также наиболее часто используются такие копинг-стратегии как «дистанцирование» и «бегство-избегание». Это означает, что подростки также стремятся к преодолению негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Реже всего подростки выбирают копинг-стратегию «принятие ответственности». Подростки реже всего признают себя субъектом в возникновении проблемы и ответственности за ее решение.
1 Маленова, А.Ю. Особенности и личностные детерминанты копинг-поведения в ситуациях оценивания: на примере ситуации экзамена: автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.01 / А.Ю. Маленова. – Омск. – 2007. – 209с.
2 Либин, А.В., Либина, А.В. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными ситуациями? / А.В. Либин, А.В. Либина // Стиль человека: психологический анализ / под ред. А.В. Либина. – Москва. –1998. – С. 190-204.
3 Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы / Е.В. Змановская, В.Ю. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.
4 Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. – 1994. – №1. – С. 45-49.
5 Крюкова, Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы / Т.Л. Крюкова. – Кострома: Свет, 2007. – 60 с.
6 Сильченко, И.В. Психология активности и поведения школьников: тексты лекций / И.В. Сильченко. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2008. – 115с.
7 Малкина-Пых, И.Г. Стратегии поведения при стрессе / И.Г. Малкина-Пых // Московский психологический журнал. – 2007. – №12. – С. 15-25.
8 Останина, Н.В. Подходы к классификации копинг-поведения в научной литературе / Н.В. Останина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – №70. – С. 127-130.
9 Хачатурова, М.Р. Совладающий репертуар личности: обзор зарубежных исследователей / М.Р. Хачатурова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – №3. – С. 160-169.
10 Левченко, В.О. Психологические стратегии совладающего поведения как детерминанта личностной успешности подростков: автореф. дисс. канд. психол. наук: 19.00.07 / В.О. Левченко. – Ставрополь. – 2010. – 238 с.
11 Камынина, И.В. Копинг-стратегии личности в экстремальных условиях жизнедеятельности: автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.01 / И.В. Камынина. – Петропавловск-Камчатский. – 2008. – 212 с.
12 Малкина-Пых, И.Г. Психосоматика: справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 992 с.
13 Морозова, И.С., Коломеец, Л.А. К проблеме классификации стратегий осуществления выбора старшеклассниками / И.С. Морозова, Л.А. Коломеец // Теория и практика общественного развития. – 2013. – №11. – С. 1-6.
14 Бартош, О.П., Бартош, Т.П. Возрастные и гендерные особенности копинг-поведения подростков / О.П. Бартош, Т.П. Бартош // Вестник ЮУрГУ. Сер.: Психология. – 2012. – №2. – С. 42-46.
15 Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса. Стратегии и стили преодоления стресса / В.А. Бодров // Психологический журнал. – 2006. – Т.27. – №3. – С. 106-116.
16 Фоминова, А.Н. Возрастные особенности совладающего поведения: материалы Междунар. научнопракт. конференции «Психология совладающего поведения» г. Кострома, 2007 г. / А.Н. Фоминова. – Кострома, 2007. – C. 157-160.
17 Туманова, Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации жизни / Е.Н. Туманова // Психологический журнал. – 2002. – №4. – С. 114-115.
18 Коломеец, Л.А. Особенности копинг-поведения старшеклассников как стратегия преодоления жизненных трудностей / Л.А. Коломеец // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 8. – С. 1-5.
19 Сирота, Н.А., Ялтонский, В.М. Преодоление эмоционального стресса подростками. Модель исследования / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. – Обозреватель психиат. и мед. психологии. – 1993. – №1. – С. 125-128.
20 Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2004. – 701 с. – С. 554-555.