Введение
В последнее десятилетие окрепли представления о различных видах безопасности человека, в том числе и психологической. Кроме этого, уровень информационно-психологической защищенности во многом определяется особенностями психологической культурой личности. Одной из актуальных проблем психологии является развитие эмоциональной культуры человека. В современных психологических исследованиях подчеркивается актуальность для жизни и деятельности человека проблемы воспитания чувств. Наряду с общей ориентацией в мире необходима также эмоциональная ориентация, которая заключается в способности непосредственно угадывать эмоциональные состояния других людей и непосредственно распознавать свои эмоциональные отношения с другими людьми.
В отечественной психологии идея единства аффекта и интеллекта нашла свое отражение в трудах Выготского Л.С., Рубинштейна С.Л., Леонтьева А.Н.Выготский Л.С. пришел к выводу о существовании динамической смысловой системы, представляющей собой единство аффективных и интеллектуальных процессов: «Как известно, отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны представляет один из основных и коренных пороков всей традиционной психологии. Мышление при этом неизбежно превращается в автономное течение себя мыслящих мыслей, оно отрывается от всей полноты живой жизни...». Единство аффекта и интеллекта, по мнению Выготского, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики на всех ступенях развития, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта. Рубинштейн С.Л., развивая идеи Выготского Л.С., отмечал, что мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального. Однако намеченные Л.С. Выготским подходы к пониманию единства аффекта и интеллекта в процессе развития человека в свое время не получили должной разработки. Особенно близко к понятию эмоционального интеллекта подошёл Гарднер Х., который в рамках личностного интеллекта различал внутриличностный и межличностный интеллект. Способности, включённые им в эти понятия, имеют непосредственное отношение к эмоциональному интеллекту. Так, внутриличностный интеллект трактуется им как «доступ к собственной эмоциональной жизни, к своим аффектам и эмоциям: способность мгновенно различать чувства, называть их, переводить в символические коды и использовать в качестве средств для понимания и управления собственным поведением» . В 1988 г. Рувен Бар-Он ввел понятие эмоционально-социальный интеллект и предположил, что он состоит из многих, как глубоко личных, так и межличностных способностей, навыков и умений, которые, объединяясь, определяют поведение человека. Бар-Он
1 Понятия «эмоциональный интеллект» и «психологическая безопасность личности» в психологической литературе
В психологии еще с начала ХХ в. велись поиски способностей, которые в отличие от традиционно выделяемого общего интеллекта связаны с социально-эмоциональной сферой психики. Ведущие специалисты в области психологии интеллекта, в том числе – социального интеллекта (Торндайк Э, Спирмен Ч., Векслер Д., Гилфорд Дж., Айзенк Г.) и др. утверждали, что люди различаются по способности понимать других людей и управлять ими, т.е. действовать разумным образом в человеческих отношениях. Исследования эмоционального интеллекта появились в научных статьях в начале 1990-х годов. Этот концепт завоевал заслуженную популярность и привлекает многих исследователей.
1.1. Понятие эмоционального интеллекта в психологии
Эмоциональный интеллект стал предметом психологических исследований относительно недавно: первая работа, посвященная его изучению, датирована 1990 г. (П. Сэловей и Д. Майер). Для успешной реализации личности в жизни и деятельности самое важное – способности эффективного взаимодействия с окружающими людьми. Такие, например, как способность эффективно действовать в системе межличностных отношений, умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы общения с ними и реализовывать их в процессе взаимодействия. Эти идеи были порождены специальными исследованиями в областях изучения «эмоционального» и «социального» интеллекта.
В ХХ-ХХІ вв. в западной истории изучения эмоционального интеллекта Дж. Мейер выделяет пять периодов:
1900-1969 годы: исследования эмоций и интеллекта относительно обособлены;
1970-1989 годы: в центре внимания исследователей находится взаимное влияние когнитивных и эмоциональных процессов;
1990-1993 годы: эмоциональный интеллект становится предметом психологического исследования;
1994-1997 годы: эмоциональный интеллект популяризирован;
с 1998 года по настоящее время: происходит прояснение сущности эмоционального интеллекта (цит. по: [5, с. 16]).
Для первого периода характерно появление и развитие тестов интеллекта и начало изучения социального интеллекта. При этом концепция
2 Качественные характеристики эмоционального интеллекта студентов вуза
Эмоциональный интеллект – неотъемлемая личностная составляющая педагогического мастерства, поскольку только состоявшаяся, зрелая личность может воспитать другую полноценную и зрелую личность; развитие эмоционального интеллекта во взрослом возрасте в целом осуществляется через его профессиональное саморазвитие, в то же время, определяя достижение мастерства в избранной деятельности. Формирование интеллектуальной инициативы, развитие познавательных интересов учащихся обеспечивается в первую очередь структурами эмоционального интеллекта, ответственными за осознание и адекватное выражение эмоциональных состояний во взаимодействии с другими людьми, саморегуляцией, мотивацией достижения успеха в деятельности.
В настоящее время происходит активная разработка проблематики эмоционального интеллекта как совокупности умственных способностей, связанных с обработкой эмоциональной информации. Существует мнение, что уровень эмоционального интеллекта позволяет лучше предсказывать академический и социальный успех, чем уровень академического интеллекта и индивидуальные особенности.
По поводу возможности развития эмоционального интеллекта в психологии существует два отличных друг от друга мнения. Так, Дж. Мейер придерживается позиции, что повысить его невозможно, поскольку это относительно устойчивая способность, а Д. Гоулман считает, что его можно развивать (цит. по: [5, с. 56]). Аргументом в пользу последней позиции служит тот факт, что нервные пути мозга продолжают развиваться вплоть до середины человеческой жизни. Зарубежные исследователи эмоционального интеллекта выявили некоторые возрастные особенности развития эмоционального интеллекта: по мере приобретения жизненного опыта он повышается, возрастая в период юности и зрелости. Поэтому несомненную важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает именно в студенческом возрасте (18–25 лет), который является начальным звеном в цепи зрелых возрастных периодов и считается периодом перехода от юности к взрослости.
Говоря об эмоциональном интеллекте людей, в том числе и студентов, различные ученые выделяют разные его качественные характеристики. Так, например, ряд зарубежных авторов (Дж. Мейер и др.) считают, что эмоциональный интеллект включает в себя три типа способностей:
идентифицировать и выражать эмоции;
регулировать собственные эмоции;
использовать эту информацию для управления своим мышлением и поведением.
3 Формирование психологической безопасности личности студентов вуза
В условиях постиндустриального общества с превалированием культуры потребления индивид оказывается в ситуации, когда не всегда осознает цель своих действий или не может управлять собою. Стандартизированное воспитание и обучение создает эффект массового сознания, в котором сознание индивидуального «Я» сменяется сознанием безликого «мы». Следствием этого может стать формирование индивида, который не может управлять своим поведением, когда у него нет желания или сил противостоять влиянию (воздействию, давлению). Возникает угроза психологической безопасности личности. Одним из важных аспектов обеспечения психологической безопасности личности является удержание её в устойчивости Эмоциональный интеллект является важным условием формирования психологической безопасности личности студентов вуза.
В современной науке и практической сфере произошло существенное расширение представлений о безопасности как в отношении объектов посягательства, так и в отношении источников опасности. Кроме того, если ранее безопасность рассматривалась только применительно к государству, затем и к обществу, сегодня чаще всего безопасность рассматривается в отношении триединства – личности, общества, государства.
Психологические защиты с точки зрения разных подходов в психологии защищают личность от декомпенсации, тревоги, напряжения, поддержанию чувства «Я», путем преобразования (вытеснения, искажения, интеллектуализации и т.п.) поступающей информации на бессознательном уровне.
В ходе данной работы было проведено исследование уровня эмоционального интеллекта как условия формирования психологической безопасности личности студентов вуза.
Цель исследования состояла в определении взаимосвязи между уровнем развития эмоционального интеллекта и формировании психологической безопасности личности.
Гипотеза исследования состояла в предположении о наличии взаимосвязи эмоционального интеллекта с устойчивостью личности к дезадаптации.
В исследовании уровня эмоционального интеллекта как условия формирования психологической безопасности личности студентов вуза приняли участие студенты 1 и 4 курса факультета психологии и педагогики Гомельского государственного университета в количестве 20 человек.
Для проверки эмпирической гипотезы были использованы опросные и проективная методики: опросник диагностики Э.И. Холла и методика «ЭмИН» Д.В Люсина.
Заключение
Эмоции человека разнообразны по своей природе, содержанию и проявлению. Смена эмоциональных состояний сопровождается изменением всей деятельности человека, что особенно заметно на поведенческом уровне.
Психологические аспекты социальной, профессиональной адаптации личности являются предметом пристального внимания теории и практики современной психологии.
Актуальность исследований в этой области обусловлена не только возрастающей значимостью гуманистических, экзистенциальных ценностей, но и очевидным конфликтом, в который вступают они с явлениями, детерминированными глобализационными процессами: бездуховностью, экстремизмом, социальной и экономической поляризацией общества и др. Становится все более ясным: от того, насколько жизнестойким, позитивным будет человек, зависит социально-экономическое будущее общества в целом.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Эмоциональный интеллект стал предметом психологических исследований в конце ХХ века. Многие ученые дают свое толкование данного понятия.
Психологическую защиту личности можно представить как сложную многоуровневую систему социальных, социально-психологических и индивидуально-личностных механизмов, образований и форм поведения, которая обеспечивает психологическую безопасность человека в обществе как личности и активного социального субъекта, его психологическую защищенность в условиях действия многообразных информационно-психологических факторов и в различных информационно-коммуникативных ситуациях.
В настоящее время происходит активная разработка проблематики эмоционального интеллекта как совокупности умственных способностей, связанных с обработкой эмоциональной информации. Формирование интеллектуальной инициативы, развитие познавательных интересов студентов обеспечивается в первую очередь структурами эмоционального интеллекта, ответственными за осознание и адекватное выражение эмоциональных состояний во взаимодействии с другими людьми, саморегуляцией, мотивацией достижения успеха в деятельности.
Измерение непосредственно эмоционального интеллекта осуществляется с помощью опросников, основанных на самоотчете, как и в обычных личностных опросниках.
В ходе данной работы было проведено исследование уровня эмоционального интеллекта как условия формирования психологической безопасности личности студентов вуза.
В исследовании уровня эмоционального интеллекта как условия
1. Андреева, И.Н. Взаимосвязь социальной компетентности и эмоционального интеллекта у подростков / И.Н. Андреева // Женщина. Образование. Демократия : мат-лы 5-й Междунар. междисциплинарной научно-практ. конф., 6–7 нояб. 2002 г., г. Минск. – Минск, 2003. – С. 194–196.
2. Андреева, И.Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностной тревожности в подростковом возрасте / И.Н. Андреева // Психологическое здоровье в контексте развития личности : мат-лы республ. научно-практ. конф., 30–31 января 2004 г., г. Брест. – Брест, 2004. – С. 12–13.
3. Андреева, И.Н. Гендерные различия в сфере эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Материалы Междунар. междисциплинарной научно-практ. конф., 19–20 декабря 2003 г., г. Минск. – Минск, 2004. – С. 147–149.
4. Андреева, И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Социально-психологические проблемы ментальности : 6-я междунар. научно-практ. конф., 26–27 ноября 2004 г., г. Смоленск : в 2 ч. –Смоленск : Изд-во СГПУ, 2004. – Ч. 1. – С. 22–26.
5. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н . Андреева. – Новополоцк : ПГУ, 2011. – 388 с.
6. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2006. – № 3. – С. 78-86.
7. Бабаева, Ю.Д. Эмоции и проблемы классификации видов мышления / Ю.Д. Бабаева // Вестн. МГУ., Сер. 14. Психология. – 1999. – № 2. – С. 91–96.
8. Вайсбах, Х. Эмоциональный интеллект / Х. Вайсбах. – М. : Лик Пресс, 1998. – 180 с.
9. Выготский, Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале ХХ века / Л.С. Выготский // Вопр. психол. – 1968. – № 2. – С.157–159.
10. Грачев, Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты / Г.В. Грачев. – М. : Изд-во РАГС, 1998. – 125 с.
11. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2001. – С. 242–244.
12. Кравцов, Г.Г. Единство аффекта и интеллекта в теории и на практике / Г.Г. Кравцов // Л.С. Выготский и современность. – Минск : Выш. школа, 1996. – С. 25–29.
13. Люсин, Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн / Д.В. Люсин // Психологическая диагностика. – 2006. – № 4. – С.28–31.
14. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д.В. Люсин // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред.Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. – М. : Логос, 2004. – С. 23–31.
15. Мещерякова, И.Н. Развитие эмоционального интеллекта студентов-психологов в процессе обучения в вузе : автореферат дис. … канд. психол. н. : 19.00.07. – Курск, 2011. – 21 с.
16. Мильман, В.Э. Метод изучения мотивационной сферы личности / В.Э. Мильман // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. – М. : Знание, 1990. – С.120 –130.
17. Носенко, Э.Л. Формирование эмоционального интеллекта как фактора предупреждения стрессовых состояний у детей / Э.Л. Носенко, А.М. Чоботарь, О.Б. Элькинбард // Наука і освіта. – 2000. – Спец. вип. – С. 190 – 192.
18. Психология эмоций. Тексты / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М. : Изд-во МГУ, 1993. – С. 248–250.
19. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский. – М. : Прогресс, 1979. – С. 133–179.
20. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М. : Просвещение, 1973. – 320 с.
21. Семенова, Н.Д. Возможности психологической коррекции алекситемии / Н.Д. Семенова // Телесность человека: Междисциплинарные исслед. – М. : Филос. об-во СССР, 1991. – С. 89–96.
22. Слепкова, В.И. Развитие эмоциональной компетентности средствами психологического тренинга / В.И. Слепкова // Актуальные проблемы кризисной психологии : сб. науч. трудов. – Минск : Логос, 1997. – С. 130–137.
23. Спасибенко, С.Г. Эмоциональное и рациональное в социальной структуре человека / С.Г. Спасибенко // Соц.-гуманитарные знания. – 2002. – № 2. – С. 109–125.
24. Тхостов, А.Ш. Феноменология эмоциональных явлений / А.Ш. Тхосов, И.Г. Колымба // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 1999. – № 2. – С. 3–14.
25. Холмогорова, А.Б. Культура, эмоции и психическое здоровье / А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян // Вопр. психол. – 1999. – № 2. – С. 61–74.
26. Чеботарь, А.И. Эмоциональный интеллект как основа успешности жизнедеятельности человека / А.И. Чеботарь // Вісник Дніпропетров. ун-ту. Педагогіка і психологія. – 1999. Вип. 4. – С. 129–134.
27. Юркевич, В.С. Проблема эмоционального интеллекта / В.С. Юркевич // Вестник практической психологии образования. – 2005. – № 3 (4). – С. 4–10.
28. Яковлева, Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития / Е.Л. Яковлева // Вопр. психологии. – 1997. – № 4. – С. 20–27.