Введение
Подростковый возраст является стадией онтогенетического развития между детством и взрослостью, которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.
Подростковый кризис – это переходный период от одного этапа детского развития к другому, резкая смена всей системы переживаний подростка, ее структуры и содержания.
Изучение подросткового кризиса является актуальной темой в силу значимости данного периоды в развитии личности подростка. Во время подросткового кризиса в потребностно-мотивационной сфере подростка происходят качественные изменения.
Впервые в отечественной психологии в 1930-е годы о возрастном кризисе заговорил П.П. Блонский, в дальнейшем его раскрывал Л.С. Выготский. Позже идеи Л.С. Выготсткого развивались в работах Л.И. Божович, Т.В. Драгуновой, Л.С. Славиной, Д.Б. Эльконина.
На понятие «кризис» в современной литературе имеется множество взглядов.
Рассматривая проблему кризиса необходимо обратить внимание, что в отечественных исследованиях критических возрастов, можно обнаружить, что часто понятие «кризис» заменяется представлением о возрастном переходе.
Сложным многоаспектным кризисом является подростковый кризис. Рассмотрение подросткового кризиса тесно связано с концепциями периодизации психического развития. Деление онтогенеза на определенные периоды можно обнаружить в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Ж Пиаже, З. Фрейда, Э. Эриксона.
Объект исследования: потребностно-мотивационная сфера учащихся подросткового возраста.
Предмет исследования: взаимосвязь самооценки и самоутверждения в общении со сверстниками в подростковом возрасте.
Цель исследования: выявить взаимосвязь между самооценкой и самоутверждением в общении подростков.
Гипотеза исследования: Н1 – между самооценкой и самоутверждением у подростков в период возрастного кризиса существуют различия.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
– углубленно изучить научную литературу относительно характеристик протекания возрастного кризиса (подросткового кризиса);
– собрать и систематизировать собственные исследовательские материалы;
– подвести итоги исследования, сформулировать основные выводы.
1 Теоретические аспекты подросткового кризиса
1.1 Возрастные кризисы и их характеристика
В отечественной литературе можно встретить такие определения понятия «возрастной кризис» как:
– норма онтогенеза, особый период преобразования социальной ситуации развития, когда новообразование предшествующего периода разрушает старую социальную ситуацию развития и провоцирует образование новой (Л.С. Выготский);
– свидетельство не совершившегося своевременно перехода ребенка в новую систему отношений, который состоит в смене ведущей деятельности; где кризис – неблагоприятный синдром (трудновоспитуемость) (А.Н. Леонтьев).
– смена ведущий деятельности, определяющие возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития (Д.Б. Эльконин).
Возрастной кризис характеризуется социальной ситуацией развития, новообразованием и ведущей деятельностью.
Социальная ситуация развития – это специфические для данного возраста, исключительно единственные и неповторимые отношения между ребенком и окружающей его действительностью.
Новообразования представляют собой психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данном возрастном этапе и которые определяют ход дальнейшего психического развития.
Ведущая деятельность – это деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому и поведенческому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой [1].
К.Н. Поливанова считает, что содержанием кризиса психического развития является субъективация новообразования стабильного периода, т. е. возникновение новообразования проходит два этапа: формирование новообразования (в стабильный период) и его субъективация (в кризисе). Под субъективацией автор понимает превращение новообразования в способность самого действующего субъекта [2, с. 54].
В отечественной литературе сложилась традиция классифицировать возрастные кризисы на следующие виды:
– кризисы детства, включающие кризис новорожденного, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет;
– кризисы отрочества подростковый кризис или кризис 13 лет;
– кризисы взрослости.
2 Потребностно-мотивационная сфера подростков
2.1 Становление самосознания в подростковом возрасте
Важным психологическим процессом в подростковом возрасте является становление самосознания и устойчивого образа «Я».
Самосознание – это осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Самосознание выражается в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей, которая выступает в качестве обоснования целесообразности действий и поступков.
Становление личности подростков включает в себя становление устойчивого образа «Я», т.е. целостного представления о себе. Происходит осознание своих качеств и совокупности самооценок.
И.В. Дубровина считает, что центральное личностное новообразование этого периода – становление нового уровня самосознания, «Я-концепции». Этот новый уровень характеризуется стремлением понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость. Подростковый возраст характеризуется в первую очередь повышением значимости «Я-концепции», системы представлений о себе, формированием сложной системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими [8, с. 162]. Согласно психологическому словарю, Я-концепция – развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и других свойств; самооценку; субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов [9, с. 294].
Центральное новообразование подросткового возраста – чувство взрослости (отношение подростка к себе как взрослому).
Чувство взрослости – это особая форма самосознания. Оно проявляется в желании, чтобы все относились к нему как взрослому. Подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность. Это стержневая особенность личности, выражающая новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к людям, к миру.
Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Подросток, стремясь подражать взрослым, пытается расширить свои права и возможности, пересмотреть свои отношения к требованиям, которые предъявляют родители, учителя. Подростку важна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства с точки зрения прав.
3 Экспериментальное исследование самооценки и самоутверждения у подростков
3.1 Организация и методы исследования
Экспериментальная база и выборка исследования: исследование проводилось на базе УО «Средняя общеобразовательная школа №47» г. Гомеля.
В исследовании приняли участие 20 учащихся 9-ых классов в возрасте 14-15 лет. Выборка исследования представлена в приложении А.
Объект исследования: потребностно-мотивационная сфера учащихся подросткового возраста.
Предмет исследования: взаимосвязь самооценки и самоутверждения в общении со сверстниками в подростковом возрасте.
Цель исследования: выявить взаимосвязь между самооценкой и самоутверждением в общении подростков.
Гипотеза исследования: Н1 – между самооценкой и самоутверждением у подростков в период возрастного кризиса существуют различия.
Для проведения исследования и проверки гипотезы были подобраны следующие методики:
1. «Методика исследования самооценки» Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан.
2. Опросник потребности в общении (Ю.М. Орлов).
3. Опросник потребности в достижении (Ю.М. Орлова).
4. Критерий φ-Фишера.
Экспериментальное исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе проводился глубокий теоретический анализ научной литературы относительно характеристик протекания возрастного кризиса (подросткового кризиса); подготавливался инструментарий для тестирования испытуемых.
На втором этапе непосредственно осуществлялось экспериментальное исследование. Были собраны и систематизированы исследовательские материалы.
На третьем этапе осуществлен анализ и интерпретация результатов исследования, сформулированы выводы.
Экспериментальное исследование проводилась при использовании апробированных, достаточно надежных и валидных методик.
Краткое описание методик.
1. «Методика исследования самооценки» Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан [17].
Заключение
Подводя итог проделанной работе, можно сделать следующие выводы:
Теоретический анализ литературы показал, что «возрастной кризис» является особенным периодом онтогенеза, преобразования социальной ситуации развития, когда происходит когда ломка старых психологических структур и образуются новые. Возрастные кризисы делятся на следующие виды: кризисы детства, включающие кризис новорожденного, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет; кризисы отрочества подростковый кризис или кризис 13 лет; кризисы взрослости. Каждый возрастной период характеризуется социальной ситуацией развития, новообразованием и ведущей деятельностью и имеет свои специфические особенности.
Специфические особенности в протекании подросткового кризиса: формирование самооценки, характера; формирование нового уровня самосознания (представления о себе самом, Я-концепции); центральное личностное новообразование – возникает «чувство взрослости»; страх потери идентичности.
В результате исследование самооценки было выявлено: низкие баллы по уровню притязаний и уровню самооценки были получены у 5% подростков, средние баллы – у 45%, высокий балл был получен у 25% подростков, очень высокие баллы обнаруживаются по уровню притязаний и уровню самооценки у 25% подростков. Большинство подростков (70%) подростков имеют реалистический уровень притязаний и адекватную самооценку. Такой уровень притязаний соответствует способностям подростков. Адекватная самооценка у подростков проявляется в способности объективно оценивать себя и свои способности, иметь адекватные представления о важности своей личной деятельности среди других людей, собственных качествах и чувствах, достоинствах и недостатках.
В результате выявления потребности в общении у подростков было выявлено: низкий уровень потребности в общении обнаруживается у 10% подростков, у 20% потребность в общении выше среднего уровня, 70% подростков обладают высоким уровнем потребности в общении. Так, у большинства подростков обнаруживается высокий уровень потребности в общении. Это означает, что у большинства подростков высокая потребность в общении, их характерно стремление к поддержанию и восстановлению хороших отношений между людьми; сильные переживания при разрыве хороших отношений с ними. Они способны простить проступок ради восстановления хороших отношений. У них ярко выражено стремление помогать другим; способность отказаться от собственного удобства ради других. У большинства подростков ярко выражено стремление установить добрые отношения со многими людьми; стремление расширить сферу своего общения. У подростков имеется склонность к участию в совместных мероприятиях, цель которых – установление хорошего настроения и теплых взаимоотношений.
1 Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 1971. – № 4. – С. 39-51.
2 Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М.: Академия, 2000. – 75 с.
3 Лисина, М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни / М.И. Лисина // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В.В. Давыдова. – Москва. – 1978. – С.119-120.
4 Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 1996. – 580 с.
5 Никитюк, Б.А. К вопросу о сенситивных, критических и кризисных периодах / Б.А. Никитюк, P.C. Черкасова // Труды ученых ГЦОЛИФКА: 75 лет: ежегодник. – М.: Смысл, 1993. – С. 252-260.
6 Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 390 с.
7 Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 456 с.
8 Дубровина, И.В. Практическая психология образования: учебное пособие. / Под редакцией И. В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.
9 Мещеряков, Б., Зинченко, В. Большой психологический словарь / Под. ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.
10 Драгунова, Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте / Т.В. Драгунова // Вопросы психологии. 1972. – № 2. – С. 25 – 38.
11 Хилько, М., Ткачева, М. Возрастная психология: конспект лекций / М. Хилько, М. Ткачева. – М.: Юрайт, 2010. – 253 с.
12 Крутецкий, В.А. Психология / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1980. –352 с.
13 Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология / Н.Н. Палагина. – М.: Моск. психолого-социальный институт, 2005. – 288 с.
14 Фельдштейн, Д.И. Проблемы психологии современного подростка / Д.И. Фельдштейн. – М.: Речь, 1982. – 180 с.
15 Погудина, И.Е. Становление самооценки в подростковом возрасте как объект психолого-педагогического сопровождения / И.Е. Погудина // Региональный сборник научных трудов. – Нижнекамск. – 2000. – №3. – С. 91-93.
16 Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина / Ун-т Рос. акад. образования. – М. : Изд-во УРАО, 1999. – 520 с.
17 Прихожан, А.М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога / Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик: сб. научн. тр. / Редкол.: И.В. Дубровина. – М.: АПН СССР, 1988. – C. 110–128.
18 Елисеев, О.П. Потребность в достижении / О.П. Елисеев // Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2003. – С. 427-428.