ВВЕДЕНИЕ
Как известно, основная цель профессионального образования – подготовка компетентного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту. Подростковый возраст – это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.
Наиболее важным отличительным признаком этого периода являются фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознания подростка, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Согласно мнению Б.Г. Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности.
Многолетнее изучение подростков дало основание утверждать, что есть некоторые общие, закономерно повторяющиеся особенности психического развития в подростковом периоде. Напряжение, противоречие между социальной и биологической зрелостью, между потребностью быть взрослым и возможностью удовлетворить эту потребность, противоречие между потребностью занять достойное положение в группе сверстников и способом её удовлетворения и т.п. Но было установлено и то, что подросткам, живущим в то или иное время, в определённой среде, присущи особо специфические характеристики развития.
Период отрочества – благоприятный период для развития многих сторон личности, например таких, как познавательная активность, любознательность. Наиболее важен в этом плане возраст 12-14 лет, который является важным периодом для развития самосознания подростка, его рефлексии, Я-концепции. Обычно в этом возрасте знакомятся с литературой по самовоспитанию, научно-популярной литературой по психологии. Однако за интересом к проблемам самовоспитания, желанием понять и изменить себя в этом возрасте, как правило, еще не стоят какие-либо конкретные действия или же они выполняются крайне непоследовательно и недолго. Поэтому подростки нуждаются в специальной помощи в организации и осуществлении процесса саморазвития.
1 ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ С ПОДРОСТКАМИ
1.1 Особенности психологии подросткового возраста
Личность – это конкретный человек, как носитель сознания. Личностью не рождаются, а становятся в процессе становления человека, в общении и жизнедеятельности. Каждая личность индивидуальна и оригинальна совокупностью своих свойств. На раннем этапе формирования личности уровень субъективно-личностных отношений диктуется главным образом взрослыми, а в подростковом возрасте они определяются расширяющимися общественными обязанностями, учением и ростом индивидуального самосознания. В этот период значительно изменяется социальный состав подростка.
Переход к подростковому возрасту характеризуется тем, что возникают качественные новообразования, под которыми понимаются становление нового уровня самосознания, «Я-концепции», характерной чертой которой является чувство взрослости [24, с. 28].
Л.С. Выготский смог наиболее четко дать определение новообразованию – это обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста [4, с. 48].
Впервые психологические особенности подросткового возраста описал С. Холл, который указал на противоречивость поведения подростка (например, интенсивное общение сменяется замкнутостью, уверенность в себе переходит в неуверенность и сомнения в себе и т.п.). Он ввел в психологию представление о подростковом возрасте как кризисном периоде развития.
Чувство взрослости – это психологический симптом начала подросткового возраста. По определению Д.Б. Эльконина, чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность. Переходность подросткового возраста, конечно, включает биологический аспект. Это период полового созревания, интенсивность
2.1 Организация и методика исследования
Для выявления особенностей проведения занятий с подростками было проведено практическое исследование.
Цель исследования – выявление условий успешного проведения занятий по психологии с подростками.
Гипотеза исследования: предполагается, проведение занятий с подростками будет эффективно, если:
· учтены особенности психологического развития данного возраста;
· определены методы и формы диагностической и коррекционно-развивающей работы с подростками.
Задачи исследования:
1. Провести диагностику особенностей учащихся данного возраста.
2. Изучить и описать особенности проведения специально организованных тренингов с подростками.
3. Провести сравнительный анализ результатов экспериментального исследования.
Базой эксперимента стало государственное учреждение образования «Средняя школа № 2 г. Молодечно».
В эксперименте принимали участие 15 учеников 9 класса.
На первом этапе исследования была проведена диагностика с помощью специализированной анкеты определения типа личностной идентичности подростка С.С. Носова [27, с. 59].
Шкалы: отношение к будущему, к прошлому, настоящему, самоотношение, позитивные и негативные идентификации, уход от близких взаимоотношений, размывание времени, способности к продуктивной работе, открытость и закрытость новому опыту.
Цель методики: выявление уровня самооценки подростка, направленности личности, отношения к учёбе, к классу.
Инструкция: Подросткам было предложено письменно ответить на вопросы теста.
Тестовый материал
1. Кем ты станешь, когда вырастешь?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Переход к подростковому возрасту характеризуется тем, что возникают качественные новообразования, под которыми понимаются становление нового уровня самосознания, «Я-концепции. Подросток понимает, что он уже не ребёнок, замечая сильные изменения с своем физическом и половом развитии, чувствуя возможности проявлять социальную активность, общественно важные дела в семье и школе.
Ценнейшее психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. Можно выделить следующие психологические особенности подросткового возраста: возникновение чувства взрослости и реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, возникновение интереса к противоположному полу, развитие самосознания.
Психологические особенности подросткового возраста накладывают свой отпечаток на проведение занятий по психологии.
Основным направлением психологической работы с подростками является актуализация процесса их самоопределения с целью социальной адаптации. Приобретение социально-психологических навыков осуществляется в процессе групповой работы с учащимися (социально-психологический тренинг), индивидуально-консультативной работы с подростками, их родителями и педагогами по вопросам межличностных отношений, семейной ситуации, профориентации и др.
В новой стремительно изменяющейся для подростка ситуации, он часто теряет в ней ориентировку, при встречи с трудностями у подростка возникает сильное чувство противодействия, подросткам свойственно бурное проявление своих чувств, при рассмотрении психического статуса подростка обращает на себя внимание конфликтность и напряженность ситуаций развития. Все это является предпосылками трудностей подросткового возраста. Помочь подростку разобраться в себе призваны занятия по психологии. На занятиях по психологии с подростками необходимо делать упор на развивающие задания, призванные помочь подростку понять себя.
При организации и проведении занятий по психологии с подростками необходимо учитывать ряд психолого-педагогических принципов обучения. В частности, важно управлять вниманием учащихся на занятии, его устойчивостью и переключением. Длительное время поддерживать высокий уровень внимания – трудная задача для большинства детей. Как показывает
1. Абульханова-Славская, К.А. Личность в процессе деятельности и общения / К.А. Альбуханова-Славская // Психология личности : хрестоматия. – Самара, 1999. – Т. 2. – 388 с.
2. Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии : учебное пособие / Б.Ц. Бадмаев. – М. : ВЛАДОС, 2007. – 302 с.
3. Бордовская, Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб. : Питер, 2003. – 304 с.
4. Выготский, Л.С. Психология детского возраста / Л.С. Выготский. – М. : Эксмо-пресс, 2000. – 1008 с.
5. Дубровина, И.В. Психология : учебник для студ. сред.пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан ; под ред. И.В.Дубровиной. – М. : Академия, 1999.– 464 с.
6. Дубровина, И.В. Психология как учебный предмет общеобразовательной школы / И.В.Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова // Начальная школа плюс: до и после. – 2006. – №5.– С. 1–6.
7. Жаровских, А. Понятие преступности несовершеннолетних / А. Жаровских // Молодой ученый. – 2014. – №4. – С. 838–840.
8. Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии : учебное пособие / В.Н. Карандашев. – СПб. : Питер Пресс, 2008.– 249 с.
9. Карвасарский, Б.Д. Медицинская психология / Б.Д. Каравасарский. – Л. : Высшая школа, 1982. – 320 с.
10. Коротков, Э.Н. Современные методы в учебном процессе вуза / Э.Н. Коротков. - М. : Наука, 1999. – 439 с.
11. Котикова, О.П. Методика преподавания психологии : учебно-методический комплекс / О.П. Котикова. – Минск : МИУ, 2007.– 183 с.
12. Лачугина, Ю.Н. Психология : учебное пособие/ Ю.Н. Лачугина ; Ульян. гос. техн. ун-т. –Ульяновск : УлГТУ, 2007. – 70 с.
13. Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии / В.Я. Ляудис. – М. : УРАО, 2000. – 430 с.
14. Малков, В.Д. Криминология / В.Д. Малков. – М. : ЮСТИЦИНФОРМ. – 2011. – 544 с.
15. Маралов, В.Г. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте / В.Г. Маралов, В.А. Ситаров. – М. : Прометей, 1990. – 220 с.
16. Маркова, М.Ю. Основы эффективного целеполагания: программа тренинга / М.Ю. Маркова. – Нижнекамск : Нижнекамский муниципальный институт, – 2011. – 45 с.
17. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология : учеб. пособие / М. В. Матюхина [и др.] ; под ред. М.В. Гамезо. – М. : Просвещение, 1984. – 256 с.
18. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. – М. : Академия, 1999. – 456 с.
19. Немов, Р.С. Общая психология : учеб.для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / Р.С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 259 с.
20. Немов, Р.С. Практическая психология : пособие для уч-ся / Р.С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 320 с.
21. Нечаев, А.П. Учебник психологии для средних учебных заведений / А.П. Нечаев. – СПб. : Питер, 1997. – 319 с.
22. Ножкина, Т. Общая психология : учебное пособие / Т. Ножкина // Т. Ножкина, Н. Прусова, И. Пивоварова. –М. : Litres, 2015. – 372 с.
23. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология :учебное пособие / Л.Ф.Обухова. – М. : Педагогическое общество России. – 1999 – 442 с.
24. Остапова, А.В. Психологические особенности подросткового возраста / А.В. Остапова // Евразийский научный журнал. – 2015. – № 7. – С. 28–31.
25. Педагогика и психология высшей школы /под.ред. М. В. Булановой-Топорковой : учебное пособие. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2002. – 544 с.
26. Психологический словарь / сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева / под общ. ред. Ю.Л. Неймер. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2003. – 640 с.
27. Самоукина, Н.В. Практический психолог в школе : лекции, консультирование, тренинги / Н.В. Самоукина. – М. : ИНТРО, 1997.–318 с.
28. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. – Минск : Харвест, 1998. – 800 с.
29. Смолярчук,И.В. Методика преподавания психологии / И.В. Смолярчук. – Уфа : Бика Ихтика, 2005. – 77 с.