Введение
Проблема психологической готовности к школе всегда привлекала к себе интерес. В отечественной литературе достаточно полно изучена данная проблема. Психологическая готовность ребенка как проблема в последнее время обратила на себя внимание по причине перехода к обучению детей с шестилетнего возраста, а также введением новых программ обучения.
И.В. Юнгман считает проблему психологической готовности ребенка к школе актуальной по причине того, от ее решения зависит создание наиболее оптимальной программы обучения дошкольников, а также школьного обучения [1].
Сегодня многие психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Н.И. Гуткина отмечает, что интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки [2, с. 74].
Перед поступлением ребенка в школу у родителей совершенно обоснованно возникают вопросы, сможет ли их ребенок учиться в ней без трудностей и осложнений, сможет ли освоить эту новую программу, требования к которой задает современное развитие образования? Данные вопросы будут актуальными всегда, поэтому факт актуальности Психологическая готовность ребенка к школе не вызывает сомнения.
Проблема психологической готовности ребенке к школе собрала в себя весьма обширный материал многих педагогов и психологов. Различные аспекты готовности детей к школьному обучению рассматривали такие ученые как Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Н.И. Гуткина, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, М.Н. Костикова, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.С. Мухина, Т.А. Нежнова, Д.Б. Эльконин. О предпосылках к школьному обучению писали Л.С. Выготский, О.Б. Конева, В.С. Мухина, К.Д. Ушинский.
Отдельные взгляды на коррекционную работу с неподготовленными детьми к обучению в школе выражены в работах Г.В. Бурменской, Н.И. Гуткиной, О.М. Дьяченко, A.B. Запорожца, В.В. Давыдова, И.В. Дубровиной, Е.Е. Кравцовой, Н.Я. Кушнир, A.M. Прихожан, A.C. Спиваковской.
1 Теоретические аспекты проблемы психологической готовности ребенка к школе
1.1 Основные подходы к изучению сущности психологической готовности к школе
В современной психолого-педагогической литературе существует множество и разнообразие взглядом, подходов к определению готовности ребенка к школьному обучению. Их особенность, согласно Л.Н. Уваровой, зависит от представлений автора об изучаемом явлении, его собственной научной позиции и психологической теории, которой он придерживается [3].
В исследованиях готовности детей к школьному обучению необходимо отметить большое разнообразие используемых терминов. Это отражает, сложность самого предмета исследования, а также расхождение взглядов и позиций авторов в понимании сущности готовности к школе. Так, в литературе можно встретить такие понятия как «школьная готовность», «школьная зрелость», «подготовленность к школьному обучению».
В современной литературе прочность укрепилось понимание психологической готовности к школе как о необходимом и достаточном уровне психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности такими учеными как Л.И. Божович, Л.С. Выготский. Этот подход, безусловно, является значительным, но в то же время и односторонним, так как готовность к учебной деятельности не охватывает полностью своеобразие и многоаспектность готовности к школе.
По мнению И.В. Дубровиной, проблема готовности к школе включает педагогический и психологический аспекты. В связи с этим они предлагают выделять педагогическую и психологическую готовность к школе. Педагогическая готовность к школе охватывает определенный уровень владения специальными знаниями, умениями и навыками, которые необходимы для обучения в школе. Психологическая готовность к школе представляет собой развитие определенных взаимосвязанных качеств до определенного уровня, способного обеспечить освоение школьной программы, и составляет содержание психологической готовности к школе [4, с. 112].
2 Эмпирическое исследование психологической готовности детей к школе
2.1 Организация и методы исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе дошкольного учреждения образования «Ясли-сад №25» г. Гомеля. В исследовании приняли участие 15 детей старшего дошкольного возраста.
Цель эмпирического исследования: определить уровень психологической готовности старшего дошкольника к школе.
Для определения уровня психологической готовности детей 6-7 лет к школе была проведена экспресс-диагностика, предложенная Н.Я. Кушнир, основная цель которой заключается в том, чтобы определить, какие дети нуждаются в проведении коррекционно-развивающей работы [2, с. 104].
В экспресс-диагностику входят следующие тесты и методики:
1. «Тест в картинках».
2. Методика «Нарисуй самого себя».
3. Тест «Кубики».
4. Методика «Классификация».
5. Методика «Третий подходящий».
6. Тест «Правая – левая рука».
7. Методика Пьерона – Рузера.
1. «Тест в картинках» помогает определить предпочитаемый вид деятельности (приложение 1, рисунок 1, 2). Ребенку предлагают рассмотреть рисунки. Убедившись, что их содержание понятно, психолог спрашивает: «Чем ты хотел бы заниматься в первую очередь, во вторую, в третью?». Если ребенок выбирает учебную деятельность как наиболее важную, желаемую в первую очередь, это свидетельствует о высоком уровне его мотивационной готовности, во вторую очередь – о среднем уровне, если он выбирает учебу в третью очередь или вообще не выбирает, это говорит о низком уровне его мотивационной готовности.
2. Методика «Нарисуй самого себя» помогает определить уровень сформированности образных представлений. Психолог обращается к детям: «Перед вами лист бумаги, на котором нарисована рамка. Изобразите в ней самих себя такими, какие вы есть. Пользуйтесь цветными карандашами».
3. Тест «Кубики» помогает определить уровень наглядно-образного мышления (тест Р. Амтхауэра). Ребенку предлагают рассмотреть кубики: один расположен вверху, ниже находятся три (приложение 1, рисунок 3, 4, 5).
Необходимо внимательно рассмотреть нижние кубики, сравнить их с верхним, найти тот, который похож на верхний (для диагностики предложено 6 субтестов). Правильные ответы: 1б; 2в; 3а; 4в; 5б; 6в.
Заключение
В завершение курсовой работы можно заключить следующее.
Теоретический анализ литературы показал, что понятие «психологическая готовность к школе» является и показателем достижений личностного развития ребенка, и базовым уровнем для освоения школьной программы. Психологическая готовность к школе включает в себя самые различные компоненты, то есть является сложным структурным образованием. Современное представление о структуре психологической готовности к школе включает следующие компоненты: интеллектуальную готовность, личностную готовность, эмоционально-волевую готовность, социально-психологическую (или коммуникативную) готовность. Все компоненты тесно связаны между собой. У каждого компонента существуют свои показатели и критерии, определяющие уровень развития ребенка.
Рассмотрев различные методики, которые можно применить в диагностике отдельных компонентов психологической готовности ребенка к школе, необходимо отметить недостаток комплексных методов, предназначенных на диагностику психологической готовности. Для проведения эмпирического исследования нами была выбрана экспресс-диагностика готовности ребенка к школе Н.Я. Кушнир. Преимущество методики Н.Я. Кушнир состоит в том, что она позволяет диагностировать уровень развития мотивационной, интеллектуальной, произвольной, речевой готовности, то есть те необходимые предпосылки, которые необходимы для учебной деятельности ребенка.
В результате эмпирического исследования психологической готовности детей к школе было выявлено, что у 20% детей обнаруживается высокий уровень психологической готовности к школе, 67% – средний уровень, 13% – низкий уровень. Таким образом, можно сделать вывод о том, что у большинства детей средний уровень психологической готовности к школе. Большинство детей обладают высокой мотивационной готовностью, средней интеллектуальной готовностью, высокой эмоционально-волевой готовностью.
В результате проведенного исследования было выявлено, что в целом у детей сформирован необходимый и достаточный уровень актуального развития для успешного обучения в школе. По результатам диагностики психологической готовности детей к школе, наименее развита у дошкольников интеллектуальная готовность. В качестве способа стимулирования познавательной активности и развития мыслительных действий и операций у детей можно использовать интеллектуальный тренинг, входящий в структуру коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста.
1 Юнгман, И.В. Психологические проблемы готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе / И.В. Юнгман // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конференции г. Чита, январь 2015 г. – Чита: Молодой ученый, 2015. – С. 58-60.
2 Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе: руководство практического психолога. – М.: Академ. проект, 2000. – 184 с.
3 Уварова, Л.Н. Психологическая подготовка дошкольников как фактор их адаптации к школе: автореф. дисс. … канд-та психол. наук: 19.00.07 / Л.Н. Уварова. – Самара. – 2000. – 164 с.
4 Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.М. Психология: учебник / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., Академия, 1999. – 464 с.
5 Запорожец, А.В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовка к школе старших дошкольников / А.В. Запорожец // Дошкольное воспитание. – 1974. – №.4. – С. 114-115.
6 Мухина, В.С. Что такое готовность к учению? / В.С. Мухина // Семья и школа. – 1987. – №4. – С. 25-27.
7 Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: автореф. дисс. … канд-та психол. наук: 19.00.07 / Н.В. Нижегородцева. – Москва. – 2001. – 483 с.
8 Михайлова, М.В. Формирование психологической готовности к обучению в школе в играх детей подготовительной группы детского сада: автореф. дисс. … канд-та психол. наук: 19.00.07 / М.В. Михайлова. – СПб. – 2002. – 198 с.
9 Рослякова, Н.И. Возрастные предпосылки развития рефлексии у старшего дошкольника / Н.И. Рослякова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – №66. – С. 314-315.
10 Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 390 с.
11 Кушнир, Н.Я. Детский сад – школа: проблемы преемственности / Н.Я. Кушнир. – Мн.: Полымя, 2000. – 152 с.
12 Ташлыкова, Е.В. Проблемы изучения и формирования речевой готовности у старших дошкольников / Е.В. Ташлыкова // Молодой ученый. – 2014. – №18. – С. 641-644.
13 Басина, Е.З. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Педагогика, 1968. – 136 с.
14 Смирнова, Е.О. Детская психология: учебник / Е.О. Смирнова. – СПб.: Питер, 2009 – 304 с.
15 Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения в 2 т. / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 1983. – Т.1. – 520 с.
16 Лисина, М.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / М.И. Лисина, Г.И. Капчеля. – Кишинев: Штиинца, 1987. – 184 с.
17 Никулина, Г.В., Волкова, И.П., Фещенко, Е.К. Оценка готовности к школьному обучению детей с нарушениями зрения: учебное пособие / Под ред. Г.В. Никулиной. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 84 с.
18 Практическая психология образования: учебное пособие. / Под редакцией И. В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.
19 Маркова, А.К. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте / А.К. Маркова, А.Г. Лидерс, Е.Л. Яковлева. – Петрозаводск: Карельск, 1992. – 139 с.
20 Гуткина, Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению / Н.И. Гуткина. – М.: МГППУ, 2002. – 68 с.