В настоящее время актуальность приобретают экстремальные виды спорта. Для современных молодых людей экстремальные виды спорта являются способом получения предельно острых ощущений, возможности постоянно поддерживать в себе обострённое чувство жизни в сочетании с высокой степенью опасности для жизни и здоровья спортсмена.
Росту популярности экстремальных видов спорта способствует их широкая реклама в СМИ, признание обществом того факта, что досуговый экстрим является модным, социально одобряемым явлением, что формирует привлекательный имидж данному роду деятельности.
С современной психологической точки зрения экстремальный спорт, выполняя рекреативную функцию, становится способом получения уникального опыта, невиданных переживаний и ощущений, стабилизатором и защитой от обыденности бытия или наоборот вихря перемен, которые несет будущее.
Проблемой риска и его сущности занимались А.П. Альгин, Ю. Козелецкий, Т.В. Корнилова, В.В. Кочетков, Г.Н. Солнцева.
Тема экстремальности в психологических исследованиях затронута такими учеными как Ю.М. Блудов, И.П. Волков, И.А. Воронов, Л.Д. Гиссен, Б.И. Мартьянов, Г.Д. Горбунов, Е.П. Ильин, Л.А. Китаев-Смык, Б.Дж. Кретти, В.И. Лебедев, А.И. Мартынов, P.A. Пилоян, Ю.Л. Ханин.
Однако, к настоящему моменту проблема выявления склонности к риску у молодых людей исследована весьма слабо. Также специальных исследований, направленных на исследование психологических особенностей молодых людей, занимающихся экстремальными видами спорта, недостаточно, поэтому анализ данной тематики достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.
Данный интерес также обусловлен тем, что в современном обществе существует определенная совокупность людей, которая реализует свои физические возможности, личностный потенциал и социализируется при помощи спорта.
Объект исследования: личность молодых людей, занимающиеся экстремальными видами спорта
Предмет исследования: психологические особенности молодых людей, занимающихся экстремальными видами спорта.
Цель работы: выявление психологических особенностей молодых людей, занимающихся экстремальными видами спорта.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие риска и экстремального спорта.
2. Изучить психологическую характеристику личности спортсмена-экстремала.
3. Определить готовность к риску у молодых людей, занимающихся экстремальными видами спорта.
1 Теоретические основы изучения психологических особенностей молодых людей, занимающихся экстремальными видами спорта
Для определения понятия «экстремальный спорт» необходимо рассмотреть такие понятия как «спорт», «спортивная деятельность».
Спорт – это деятельность, направленная на выявление предельных уровней функционирования организма человека в процессе двигательной активности, а также раскрытие его резервных возможностей.
Спортивная деятельность – специфическая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на развитие и совершенствование физических и психических качеств человека в соответствии с целями спорта [1, с. 54].
Спортивная деятельность экстремальна по своей сути. Прежде всего, в спорте всегда есть опасность – реальная или символическая. Реальная опасность проявляется, например, в виде каких-либо телесных повреждений, символическая опасность выражается, например, в виде проигрыша.
Деятельность спортсмена может быть объективно экстремальной или субъективно экстремальной.
Для недостаточно тренированного человека экстремальной будет такая деятельность, при которой он испытывает субъективное ощущение сверхнапряжения. Для человека, имеющего необходимый уровень тренированности, степень психофизиологического напряжения в такой деятельности может не быть экстремальной.
Экстремальная деятельность – это вид деятельности человека, которая является для него трудно выполнимой или в данный момент невыполнимой и требует от него готовности к предельному или околопредельному напряжению психических и психофизиологических сил [2, с. 101].
Главный признак условно экстремальной спортивной деятельности, помимо околопредельного напряжения – риск. Главный признак экстремальной спортивной деятельности – реальная опасность.
В спорте экстремальность ситуации обусловлена объективными и субъективными факторами. Особый интерес представляют субъективные факторы экстремальной спортивной деятельности:
– индивидуальные реакции на несоответствие между выполняемой работой и эффектом в виде спортивного результата;
– степень напряжения деятельности;
– индивидуальная динамика состояния тренированности и спортивной формы, которая провоцирует различные оценки такого состояния со стороны спортсмена;
– индивидуальная переносимость максимальных нагрузок;
Эмпирическое исследование проводилось на базе учреждения образования «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины». В исследовании приняли участие 20 молодых людей, занимающиеся экстремальными видами спорта. Возраст испытуемых – от 20 до 23 лет.
Цель эмпирического исследования: выявить психологические особенности молодых людей, занимающихся экстремальными видами спорта.
Для достижения цели использовались следующие методики:
– методика «Готовность к риску» Шуберта;
– многофакторный личностный опросник 16 РF Кеттелла.
1. Методика «Готовность к риску» Шуберта.
Тест позволяет оценить степень готовности к риску. Риск понимается как действие наудачу в надежде на счастливый исход или как возможная опасность, как действие, совершаемое в условиях неопределенности. Текст опросника представлен в приложении А.
Методика позволяет вывить уровень готовности к риску: низкий, средний, высокий.
В результате обработки необходимо подсчитать сумму набранных баллов в соответствии с инструкцией. Общая оценка дается по непрерывной шкале как отклонение от среднего значения. Положительные ответы свидетельствуют о склонности к риску. Показатели уровня готовности к риску: меньше – 30 баллов – Низкий; 10 – +10 баллов – Средний; свыше – 4-20 баллов – Высокий. Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач (защите). Готовность к риску связана прямо пропорционально с числом допущенных ошибок [24].
2. Многофакторный личностный опросник 16 РF Кеттелла.
Назначение теста: оценка индивидуально-психологических особенностей личности. Текст опросника представлен в приложении Б.
Опросник (форма А) состоит из 187 вопросов. Вопросы составлены вокруг 16 факторов личности. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.
Кеттеллом личность описывается фундаментально независимыми и психологически содержательными факторами. Каждый фактор имеет условное название и предполагает устойчивую вероятностную связь между отдельными чертами личности. Структура факторов у каждого отдельного человека отражает вероятностную модель индивидуально-психологических свойств его личности при наложении на групповую модель той выборки, к
В заключение курсовой работы можно сделать обобщающие выводы:
Экстремальные виды спорта всегда связаны с риском. Понятие «риск» можно понимать как условие неопределенности итога ситуации, как действие в ситуации неизбежного выбора, как возможность потери, как возможность ошибки. На риск идут ради достижение успеха в каком-либо деле или ради всплеска адреналина, получение удовольствия. Именно из-за возможности получить острые ощущений молодые люди идут на риск и занимаются экстремальными видами спорта. Жажда острых ощущений является личностной чертой современных молодых людей. Им характерны желание поиска новых и сложных переживаний, готовность идти ради этих ощущений на большой риск.
Основными мотивами, которые побуждают молодых людей заниматься экстремальными видами спорта, являются: потребность в чувстве удовлетворения от проявления мышечной активности, в эстетическом наслаждении собственной красотой, силой, выносливостью, стремление проявить себя в трудных, экстремальных ситуациях, это и стремление доказать свое спортивное превосходство и добиться победы, а главное, потребность в самовыражении, самоутверждении, стремление к общественному признанию.
По результатам исследований спортивных психологов, к наиболее часто встречающимся личностным чертам спортсменов-экстремалов относятся: высокий уровень агрессивности, высокий уровень мотивации достижения, экстраверсия, твердость характера, авторитарность, эмоциональная устойчивость, самоконтроль.
В настоящее время экстремальные виды спорта очень популярны. Исследование было проведено на базе университета. Опросами удалось охватить 20 молодых людей, которые занимаются экстремальными видами спорта. Это и прыжки с моста с резиновым тросом, и поездки на спортивных велосипедах вне специально оборудованных дорог, и преодоление различных архитектурных препятствий в условиях города. В основном, это студенты 3-5 курса в возрасте от 20 до 23 лет. В результате исследования, у спортсменов-экстремалов был выявлен высокий уровень готовности к риску. Это говорит о том, что они не бояться неудач и трудностей. Также выявилось, что спортсмены-экстремалы общительны, эмоционально-устойчивы, настойчивы, смелые, жестокие, самоуверенные, с высоким самоконтролем и, как оказалось, недобросовестны.
Неудивительно то, что эти индивидуально-личностные особенности проявляются у опрошенных данного возраста (20-23 года). Молодые люди часто слишком азартны, слишком самоуверенны, часто идут против установленных правил и норм. Они хотят проникнуть в сферы, недоступные для человека: мы биологически не приспособлены для полетов, пребывания на глубине и т.д. Сегодня психологи много говорят об адреналиновой
1 Акимова, Л.Н. Психология спорта: курс лекций / Л.Н. Акимова. – Одесса: Студия «Негоциант», 2004. – 127 с.
2 Альгин, А.П. Риск и его роль в общественной жизни / А.П. Альгин. – М.: Академия, 1989. – 358 с.
3 Авдулова, Т.П. Рисковое поведение в юности: отклонение или норма? / Т.П. Авдулова // Клиническая и специальная психология. – 2013. – № 3. – С. 3-4.
4 Сопов, В. Экстремалы. Кто они? / В. Сопов // Фактор риска. – 2004. – С. 2-9.
5 Солнцева, Г. Риск и рефлексивная регуляция деятельности / Г. Солнцева // Вопросы анализа риска. – 2000. – № 2. – С. 3-4.
6 Корнилова, Т.В. Психология риска и принятия решений / Т.В. Корнилова. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 288 с.
7 Солнцева, Г. О психологическом содержании понятия риск / Г. Солнцева // Вестник Московского университета. Психология. – 1999. – № 2. – С. 2-4.
8 Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 450 с.
9 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб. 1998. – 560 с.
10 Корнилова, Т.В. Диагностика мотивации и готовности к риску. – М.: Академия, 1997. – 310 с.
11 Козелецкий, Ю. Психологическая теория решений. – М.: Свет, 1979. – 227 с.
12 Канеман, Д. Принятие решений в неопределенности / Д. Канеман. – Харьков: МГУО, 2005. – 405 с.
13 Аверин, В.А. Психология личности / В.А. Аверин. – СПб.: Питер, 2003. – 516 с.
14 Платонов, К.К. Личностный подход как принцип психологии / К.К. Платонов // Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Политиздат, 1969. – С. 92-97.
15 Гогунов, Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 288 с.
16 Гаврилюк, В.К. Проблемы психологии спорта / В.К. Гаврилюк. – М.: ФиС, 1962. – 100 с.
17 Кретти, Б.Дж. Психология в современном спорте / Б.Дж. Кретти. – М.: ФиС, 1978. – 146 с.
18 Аверина, М.В. Теоретические подходы к осмыслению сущности экстремального спорта (социокультурный аспект) / М.В. Аверина. – СПб: Питер, 2006. – 241 с.
19 Пуни, А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте. – М.: Политиздат, 1969. – 413 с.
20 Лебедев, В.И. Личность в экстремальных условиях / В.И. Лебедев. М.: Политиздат, 1989. – 225 с.
21 Сельченок, К.И. Психология экстремальных ситуаций / К.И. Сельченок. –СПб.: Питер, 2009. – 210 с.
22 Яковлев, Б.П. Эмоциональная напряженность в спортивной деятельности / Б.П. Яковлев. – Сургут: Изд-во «Октябрь», 2003. – 182 с.
23 Родионов, А.В. Психология деятельности в экстремальных условиях / Под ред. Блеера А.Н. / А.В. Родионов, В.Ф. Сопов, В.Н. Непопалов. – М.: ИЦ Академия, 2008. – 256 с.
24 Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М. Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 205 с.
25 Капустина, А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла / А.Н. Капустина. – СПб.: Речь, 2001. – 112 с.