Сегодня проблема супервизии является достаточно актуальной темой исследований. В последнее время стали появляться переводы западных книг и новые отечественные книги по супервизии (И.Д. Булюбаш, Дж. Винер, С.А. Кулаков, Д. Майер, А.В. Махнач, Э. Уильямс, П. Ховкинс, Р. Шохет, Д. Якобс).
Однако в них доминирует описательный подход. Это делает задачу теоретического анализа супервизии чрезвычайно актуальной. Супервизия как практика должна быть осмыслена как «точка роста» психотерапевтической и психологической теории [25, с. 68], как релевантное место диалога науки, практики, образования.
Супервизия – малоразвитая в нашей стране область психологической деятельности.
Супервизия – это наблюдение более опытного коллеги за работой психолога, терапевта, преподавателя, обсуждение сильных и слабых сторон, исправление возникших ошибок. В этом случае супервизию можно рассматривать как систему профессиональной поддержки специалистам помогающих профессий.
Анализ современных моделей супервизии (И.Д. Булюбаш, Г.В. Залевский, А.В. Махнач, М.Я. Соловейчик, П. Ховкинс, Р. Шохет, Э. Уильямс, Д. Якобс, П. Дэвис, Д. Мейер, Ю.В. Щукина) показывает, что все они нацелены на сопровождение и поддержку конкретного специалиста в его работе с конкретным клиентом, то есть помощь в понимании своих профессиональных действий и в понимании своего клиента.
Соответственно, основные научные исследования супервизии проводятся с точки зрения ее эффективности как метода обучения и сопровождения клинической практики профессионала.
1 Теоретические аспекты проблемы супервизии как метода оценки психолога-консультанта
Супервизия является общепризнанным методом образования, повышения квалификации и повышения качества работы специалистов в сфере помогающих профессий.
В современной литературе существует множество определений понятия «супервизия». В зависимости от того, какую функцию супервизии подразумевают авторы, выделяются различные определения супервизии.
Супервизия – это насыщенное межличностное взаимодействие, основная цель которого заключается в том, чтобы один человек, супервизор, встретился с другим, терапевтом, и попытался сделать последнего более эффективным в помощи людям [23, с. 105]. Это самое общее определение супервизии.
Под супервизией в психотерапии большинство профессионалов понимают обратную связь, получаемую психотерапевтом от супервизора, своего рода оценку своей работы, совместно осуществляемый поиск, направленный на прояснение разнообразных аспектов психотерапевтического процесса, или систему развития и углубления профессиональной рефлексии [7].
Супервизия – это интервенции, осуществляемые более опытными профессионалами по отношению к менее опытным. Такие отношения имеют определенную временную протяженность, предполагают оценку и ставят своей целью улучшение профессионального функционирования, а, кроме того, подразумевают мониторинг качества профессионального обслуживания
В реальной психологической практике супервизия – это целенаправленное профессиональное взаимодействие супервизора с начинающим специалистом – психологом-консультантом (студентом).
В ходе этого взаимодействия начинающий специалист рассказывает супервизору о своей работе с клиентом, делится планами, задает вопросы, а супервизор помогает ему найти ответы, поддерживает коллегу, делится своими знаниями и умениями.
Практическая организация супервизии проходила на базе предприятия ООО «ФрутПоинт»; в психологической службе, созданной при отделе кадров.
Практическая организация супервизии включала в себя два этапа.
Первый этап программы заключался в практической деятельности психолога-консультанта (студента).
Второй этап заключался в оценке супервизором (психологом предприятия) практической деятельности психолога-консультанта (студента).
В качестве формы супервизии была выбрана заочная супервизия.
Заочная супервизия считается наиболее оптимальной формой супервизии. Супервизируемый, исходя из предварительной договоренности с супервизором, предоставляет ему те или иные материалы психотерапевтической работы (индивидуальной, групповой). Результаты могут быть представлены в виде устного доклада (обычно для групповой
В заключение курсовой работы можно сделать обобщающие выводы:
1. Теоретический анализ литературы показал, что супервизия – это интервенции, осуществляемые более опытными профессионалами по отношению к менее опытным. Такие отношения имеют определенную временную протяженность, предполагают оценку и ставят своей целью улучшение профессионального функционирования, а, кроме того, подразумевают мониторинг качества профессионального обслуживания клиента. При этом супервизор играет роль «привратника на входе в особенную профессию. Сущность супервизии как метода оценки раскрывается через оценочную функцию (экспертизу): контроль достижения целей, сформулированных в супервизорском контракте; отслеживание прогресса клиента; обратная связь консультанту по поводу знания теории и реализации практических навыков; помощь в оценке своих сильных и слабых сторон; оценка профессионализма перед лицом психотерапевтического сообщества.
2. Психолог-консультант является объектом супервизии. Супервизируемый (объект супервизии) – это практикующий психотерапевт или специалист, проходящий стажировку по психотерапии и обратившийся за супервизией. Его потребность в супервизии определяется как собственным запросом с целью профессионального и личностно-профессионального роста. Ему соответствует супервизия первого (базового) уровня. Здесь супервизия обозначается как личностно-профессиональная поддержка, как помощь и совет более квалифицированного специалиста начинающему психотерапевту с целью повышения его профессионализма и уверенности, развития необходимых личностно-профессиональных качеств, наставничество в выборе направления и стиля работы.
1. Булюбаш, И.Д. Основы супервизии в гештальт-терапии / И.Д. Булюбаш. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. – 435 с.
2. Винер, Дж. Cупервизия супервизора. Практика в поиске теории / Дж. Винер, Р. Мейзен, Дж. Дакхэм. – М.: Когито-центр, 2006. – 352 с.
3. Волоскова, Н.Н. Супервизия в психологическом консультирования: учеб. пособие / Волоскова Н.Н., Енин В.В., Коваленко М.В. –Ставрополь: Сервисшкола, 2006. – 320 с.
4. Долгополов, Н.Б. Функциональная модель супервизии в гештальт-терапии / Н.Б. Долгополов // Российский гештальт. – Москва. – 2001, – С. 22-44.
5. Залевский, Г.В. Супервизия: практика в поисках теории / Г.В. Залевский // Сибирский психологический журнал. – 2008. – № 30. – С. 7–13.
6. Залевский, Г.В. Психологическая супервизия: учеб. пособие для студентов вузов / Г.В. Залевский. – Томск: ТМЛ-Пресс, 2010. – 416 с.
7. Калитеевская, Е.Р. Ресурсы творческого несовершенства / Е.Р. Калитеевская // Гештальт-97. – Москва. – 1998. – С. 41-49.
8. Калитеевская, Е.Р. Супервидение. О профессиональном самосознании гештальт-терапевта / Е.Р. Калитеевская // Гештальт-96. – Москва. – 1996, – С. 63-71.
9. Кочюнас, Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия / Р. Кочюнас. – М.: Академ. Проект, 2008. – 464 с.
10. Кузин, А.Ю. Роль супервизии в послевузовском обучении психологов-консультантов / А.Ю. Кузин, Ю.И. Кузина // Психология обучения. – 2010. – № 12. – С. 99-105.
11. Кулаков, С.А. Практикум по cупервизии в консультировании и психотерапии / Кулаков, С.А. – СПб.: Речь, 2002. – 238 с.
12. Кулаков, С.А, Эйдемиллер, Э.Г. Супервизия как метод обучения и контроля за учебной деятельностью / С.А. Кулаков, Э.Г. Эйдемиллер // Семейная психология и психотерапия. – 2000. – №2. – С.71-81.
13. Кулаков, С.А. Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии / С.А. Кулаков. – СПб.: Речь, 2002. – 335 с.
14. Махнач, А.В. Концептуализация случая как методика проведения супервизии / А.В. Махнач // Психологический журнал. – 2001. – № .4. – С. 81-92.
15. Назарова, С. Супервизия как средство предотвращения профессиональной деформации специалистов / С. Назарова // Социальная педагогика: деловой журнал для социальных работников и педагогов. – 2007. – № 2. – С. 115-120.
16. Петрова, Н.В. Роль супервизии в реализации профессиональных планов и намерений психологов / Н.В. Петрова // Сибирский психологический журнал. – 2008. – № 30. – С. 27-29.
17. Психологические тесты // Тест описания поведения К. Томаса / Под ред. А.А. Карелиной. – М., 2001. – Т.2. – С.69-77.
18. Пугачев, В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом / В.П. Пугачев. – М.: Академия, 2003. – С. 23-29.
19. Смирнова, С.В. Супервизия в процессе профессионального становления личности специалистов психологов / С.В. Смирнова // Сибирский психологический журнал. – 2008. – № 30. – С. 49-50.
20. Соловейчик, М.Я. Супервизия // Мастерство психологического консультирования / Под ред. А.А. Бадхен, А.М. Родиной. – СПб. – 2002. – С.11.
21. Страбахина, Т.Н. Супервизия в профессиональной подготовке и повышении квалификации практического психолога / Т.Н. Страбахина, В.В. Зеленевский // Психология обучения. – 2008. – № 7. – С. 100-107.
22. Уильямс, Э. Вы – супервизор. Шестифокусная модель, роли и техники в супервизии / Э. Уильямс. – М.: Класс, 2001. – 314 с.
23. Ховкинс, П. Шохет, Р. Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы / П. Ховкинс, Р. Шохет. Спб.: Речь, 2002. – 270 с.
24. Шекеди, И. Супервизия – сложный инструмент психоаналитической подготовки / И. Шекеди, Х. Кехеле, К. Дрейер // Московский психотерапевтический журнал. – 1994. – №4. – С. 96-97.
25. Щукина, Ю.В. Супервизия в психологической практике: метод оценки и развития профессионала / Ю.В. Щукина // Бюллетень Международной научно-практической конференции «Европейское качество проф. высшего образования: критерии оценки и динамика развития. – Рига. – 2004. – С. 211-215.
26. Якобс, Д. Супервизорство. Техника и методы корректирующего консультирования / Д. Якобс, П. Дэвис, Д. Майер. – Спб.: БСК, 1997. – 208 с.