Введение
1. Теоретические аспекты характеристики мотивационной сферы студентов.
1.1 Сущность понятия «мотивация»
1.2 Специфика учебной мотивации студента
1.3 Практические методы формирования мотивации учащихся
2. Теоретические основы методики преподавания психологии
2.1 Организация практических и лабораторных занятия
2.2 Эффективность преподавания психологии методом проблемного обучения
3. Разработка практического занятия методом проблемного обучения
3.1 Методические рекомендации по подготовке и проведению занятия
3.2 Занятие по теме: «Ощущение и восприятие»
3.3 Обработка и анализ результатов занятия
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Вопросы развития познавательной активности, творческих способностей студентов, являются сложной и многоаспектной проблемой современных проблем педагогики.
Наблюдения показывают, что многие студенты учатся далеко не в полную меру своих возможностей. Объясняется это частично тем, что преподаватели не всегда применяют формы и методы обучения, способствующие повышению активной познавательной работы студентов. Хотя сами студенты, особенно студенты первых курсов не проявляют должного внимания учебному процессу.
В результате исследований обнаружено, что общеобразовательная деятельность мотивируется познавательными интересами более 35% студентов первого курса. У значительной части 55% обучающихся нет интереса к содержательной стороне профессиональных знаний. Теоретические познавательные интересы, как самоцель, наблюдаются среди студентов лишь в 3% случаев.
Мысль о том, что обучающийся должен быть активен в обучении, известна в педагогике с давних времен. Еще Сократ побуждал своих учеников к активному усвоению знаний путем постановки наводящих вопросов. С тех пор педагоги часто возвращались к проблеме активности обучающихся.
Однако данная проблема исследована недостаточно. Неразработанность проблемы активизации, развития творческой активности студентов является одной из главных причин того, что в периодической печати, методических пособиях, официальных документах указывалось на недостатки обучения студентов.
Особое значение в решении проблемы активизации учебной деятельности студентов приобретает дальнейшее совершенствование форм и
1. Теоретические аспекты характеристики мотивационной сферы студентов
1.1 Сущность понятия «мотивация»
Мотивация является одной, из фундаментальных проблем, как отечественной, так и зарубежной психологии. Разработка проблемы мотивации в современной психологии связана, прежде всего, с анализом источников активации человека, побудительных сил его деятельности, поведения, с поиском ответа на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, «ради чего» он ее осуществляет.
Профессиональная мотивация выступает как движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого уровня формирования, возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности.
В связи с этим, студент любого Вуза, получив ту или иную специальность, включается в осуществление деятельности социолога – профессионала, то есть деятельность, но на сегодня не многие Вузы дают должную подготовку, необходимую для профессионально полноценного осуществления этой управленческой деятельности [1].
Психологическая стратегия современной системы высшего, как и послевузовского профессионального образования, состоит в том, чтобы обеспечить: усиление профессиональной мотивации и профессиональной деятельности будущего специалиста, стимулирование творческого потенциала, развитие интеллектуальных, эмоциональных, волевых и духовных качеств, дифференциацию «Я – концепции», углубленное осмысление и переосмысление им отечественного и зарубежного опыта, его творческое преобразование и адаптацию к новым условиям.
2. Теоретические основы методики преподавания психологии
Психология сравнительно новая наука, которая имеет ряд особенностей.
Эта наука изучает одни из самых сложных явлений, которые известны человечеству. Ее особенность в уникальных практических следствиях.
Психология, одна из перспективных наук, и имеет связи с разными областями науки (в ней мы выделяем биологический аспект, общественно-политический, математический).
Цели обучения психологии определяются особенностями ее содержания как гуманитарной дисциплины.
Гуманитарное познание - особый тип научного познания, предполагающий познание не вещи, а личности, отношение субъект-субъект, и важна не столько точность, сколько глубина познания. Кроме того, психологическое познание предполагает не только научно-теоретическое, логическое мышление, но и образное, художественное, наглядно-действенное и так далее. Таким образом, к целям обучения психологии можно отнести: теоретическое и практическое овладение знаниями и методами построения общения и взаимодействия с людьми в различных условиях их жизнедеятельности (то есть единство теории и практики); умение преобразовать не только других людей, но и себя. [15].
Существовавшее до XIX века отношение учителя к ученикам, при котором учитель лишь передавал готовые знания, в миниатюре воспроизводило отношение духовной элиты к обществу.
К началу XIX века становление духовного производства, обучение в высшей школе приобретает массовый характер. Привилегированное положение интеллектуала как «приобщенного к Истине» ставится под сомнение. И эта утрата интеллектуалом «учительской» позиции означала то,
3. Разработка практического занятия методом проблемного обучения
3.1 Методические рекомендации по подготовке и проведению занятия
Цель нашего занятия: актуализация психических и познавательных процессов ощущения и восприятия.
Задачи занятия: закрепить понятия ощущения и восприятия как сенсорных процессов; определить взаимосвязь и различие ощущения и восприятия; исследовать особенности нормального процесса восприятия и его искажения; а также исследовать ведущий канал восприятия.
Перед выполнением заданий преподаватель с помощью мультимедиа, восстанавливает в памяти обучающихся материал лекции, который относится к данному занятию. После того, как преподаватель убедился, что все обучающиеся правильно поняли инструкции и знают, что и в какой последовательности делать, преподаватель приступает к выполнению упражнений [28, с.36].
Занятие рассчитано на два академических часа.
Оборудование: доска и мел; тетрадь для практических работ, принадлежности; плоский предмет (один предмет на двух учащихся); компьютер; мультимедийное проекционное оборудование;
Раздаточный материал: карточка с заданиями (каждому участнику); анкета обратной связи, (Приложение 1).
3.2 Занятие по теме «Ощущение и восприятие»
С помощью проектора преподаватель показывает кадры, которые изучались на предыдущем лекционном занятии, восстанавливая тем самым в памяти студентов пройденный материал. Этот момент очень важен, так как
Заключение
Подводя итог можно сказать что мотивация - одна из важнейших побудительных сил поведения и деятельности человека.
Изучение учебной мотивации необходимо для выявления реального уровня и возможных перспектив, а также зоны ее ближайшего влияния на развитие каждого студента.
Активизация познавательной деятельности студента без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Цель работы состояла в активизации и мотивировании студентов к обучению психологии.
В качестве способа мотивации нами было выбрано проблемное обучение. Мы выделили основные условия, которые должны соблюдаться при создании проблемной ситуации. Все они являются руководством к действию для преподавателя психологии при использовании им методов проблемного обучения.
Поскольку общая психология – это теоретическая, а не прикладная наука, и методика ее преподавания должна быть нацелена на формирование у обучаемых общего теоретического мышления. Все учебные задачи составляются таким образом, чтобы студенты учились психологическому анализу и оценке практических ситуаций.
Было разработано практическое занятие по теме «Ощущение и восприятие», состоящее из заданий, направленных на актуализацию знаний о психических познавательных процессах ощущения и восприятия.
1. Арестова, О.Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания / О.Н.Арестова: - Вестник МГУ, сер 14. Психология, №4, 1998.
2. Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика. Учебник для вузов – СПб: Питер, 2000. – 304 с.
3. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушин В.С., Сучков Г.В Педагогические технологии. Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва – Ростов-на-Дону, 2004. – 334 с.
4. Вербицкий А,А, Бакшаева А.Н. «Психология мотивации студентов: Учебное пособие»: Логос; М.: 2006
5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский: - М.: АСТ Астрель Хранитель, 2008. – 671 с.
6. Гиперцинский, В.И. Введение в методику преподавания психологии / В.И. Гиперцинский: - Л., 1982.
7. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А.Зимняя: - Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 384 с.
8. Исаев, Е.И. Проблемы проектирования психологического образования педагога / Е.И.Исаев: - Вопросы психологии. 1997. № 6. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении, - М., 1987.
9. Маклаков, А.Г. Психология Учебник для вузов / А.Г.Маклаков: - СПб.: Питер, 2008. – 583
10. Педагогика и психология высшей школы. /под. ред. М.В. Булановой-Топорковой: Учебное пособие. - Ростов н/Д:Феникс, 2002. - 544 с.
11. Подласый, И. П. Педагогика / И.П.Подласый: - Новый курс. М, 2003
12. Поля, М. Н. Как побуждать учащихся к учению и труду / М.Н.Поля: -. Кишинев
13. Самыгин, С.И. Психология и педагогика: для студентов вузов / С.И.Самыгин: – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 248 с.
14. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К.Селевко: - Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
15. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология /Л.Д.Столяренко: - Серия «Учебники и учебные пособия». – 2-е изд.; перераб. и доп. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 544 с.
16. Ступина, С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе / С.Б.Ступина: - Учебно-методическое пособие. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. – 52 с.
17. Сенько Ю. В. Меллер Е. Н. Обучение и познавательная активность учащихся. М., 1989
18. Скаткин, М.Н. Совершенствование процессов обучения / М.Н.Скаткин: - М., 1981.
19. Страхов, И. В. Воспитание внимания у учащихся / И.В.Страхов: - М., 1988.
20. Словарь практического психолога. /Сост. С.Ю. Тоновин. – Минск: Харвест, 1997. –205 с.
21. Шамова, Т. И. Активизация обучения студентов / Т.И.Шамова: - М., 1982.
22. Эльконин, Д,Б. Психология развития человека / Д.Б.Эльконина: - Аспект Пресс, М., 2001. — 460 с.
23. Шалионов, Г.М. Личная зрелость и профессиональное самоопределение / Г.М.Шалионов: - Автореферат. СПб.1997.
24. Эбзеев, М.М. Психологическая подготовка студентов педагогического вуза. / М.М.Эбзеев: - Педагогика.2001. - №1.
25. Юпитова А.В., Зотова А.А. Исследование ситуации профессионального самоопределения студентов.//Социс. – 1997. - №3.
26. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации человека / П.М.Якобсон: - М. – 1969.
27. Якунин, В.А.Педагогическая психология / В.А.Якунин: - СПб. – 1998.
28. Якунин В.А., Линов Е.Н. Психология педагогической деятельности-Л.1990г.-294с.
29. Яценко, Т.С. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей / Т.С.Яценко: - Київ:Вища школа, 1987. – 110с.