ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что исследование социально-психологических и личностных проблем адаптации иностранных студентов к учреждениям высшего образования представляет большой научный интерес в теоретическом и прикладном аспектах. Отметим, что понятие адаптации заключает в себе сложный процесс и является результатом определенных отношений между личностью и социальной средой.
Специфика взаимодействия личности и социальной среды является основополагающим фактором в определении социально-психологической адаптации.
До сих пор проблема адаптации иностранных студентов являлась недостаточно освещенной в психологической и социальной науке. Начиная обучение в учреждении высшего образования, иностранные студенты, сталкиваются, в первую очередь, с необходимостью культурной адаптации, т.к. происходит достаточно резкое вхождения в новую культуру, которая характеризуется определенными нормами, мотивами, ценностями, образцами поведения и прочими культурными элементами. Контакт и взаимовлияние культур является сегодня актуальной социальной и социально-психологической проблемой.
Таким образом, обеспечение необходимых условий для комфортного, эффективного обучения требует от сотрудников учреждений высшего образования понимания механизмов и факторов культурной адаптации иностранных студентов в новой социальной среде.
1. Теоретическое обоснование проблемы социально-психологической адаптации студентов к новой социальной ситуации
1.1. Социально-психологическая адаптация: содержание понятия, структура, сущностные характеристики
В общем виде понятие «адаптации» предполагает изменения в процессе взаимодействия человека с окружающей социальной средой. Во взаимодействии с окружающей средой, сам человек, меняет систему своих отношений. Например, группа людей определенным образом реагирует на появление нового человека путем коррекции норм, традиций, правил.
Термин «адаптация», чрезвычайно популярный в первой половине ХХ века, до сих пор является предметом самого пристального внимания. Ученые пришли к выводу, что существует глубокая взаимозависимость между различными видами адаптации человека [17].
Адаптационные проблемы отражены в работах исследователей (В.Б. Антонова, Е.В. Виттенберг, Н.И. Гузарова, Т.Е. Петровская, М.А. Иванова, Н.А. Титкова, Л.В. Корель, Ю.А. Кравец, Е.А. Набивачева, А.А. Налчаджян, И.В. Ширяева, Г.Л. Щуревич, А.В. Зинковский, П.И. Пономарев, Н.В. Янкина и др.), а также китайских специалистов (Цао Жуй, Лю Юнхэн, Юй Юнцзян, Ли Чжи, Вэнь Сюнь, Чжан Фань, Тань Бяо, Гу Хунся, Чжой Юйцзин, Хун Фан, Ван Шаоюй, Фэн Банься и др.). Адаптационные проблемы затрагиваются и в известных трудах по межкультурной коммуникации [17].
В.А. Петровский в книге «Личность в психологии» пишет: «Адаптивность – в самом широком смысле – характеризуется соответствием результата деятельности индивида и принятой им цели» [17].
2. Исследование особенностей социально-психологической адаптации студентов к условиям обучения в учреждении высшего образования Республики Беларусь
2.1. Характеристика исследовательской выборки и методов исследования
Активное приспособление индивида к условиям социальной среды, зависит от большого количества причин субъективного и объективного характера. Немалую роль здесь играют генетические факторы, определяющие свойства нервно-психических процессов, особенности воспитания, а также требования самой среды, в которой личность находится в данный момент.
Несмотря на то, что каждый человек имеет свой, неповторимый индивидуальный рисунок поведения и «предсказуемо непредсказуем», можно выделить некоторую область ответных реакций, которые считаются психической нормой. Также имеет смысл определять отношение человека к тем или иным общечеловеческим ценностям как моральную норму. Способность творчески и активно адаптироваться к изменяющимся условиям среды, в пределах этих норм, определяется личностными адаптационными способностями.
Изучение особенностей социально-психологической адаптации студентов к условиям обучения в учреждении высшего образования Республики Беларусь проводилось на базе Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ специальной литературы по проблеме нашего исследования позволил нам сделать следующие выводы:
1. Социальная адаптация личности начинается при условии осознания ею того факта, что усвоенные в социальной деятельности стереотипы поведения обеспечивают достижение успеха и необходима перестройка поведения в соответствии с требованиями новых социальных условий. Выделяют такие показатели адаптации как: эффективность деятельности, активность участия личности в ее различных сферах, удовлетворенность деятельностью в целом или отдельными ее проявлениями. Выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде: уравновешивание, псевдоадаптация, приноровление, уподобление.
2. Поступление в учреждение высшего образования, с одной стороны приходится на один из критических периодов развития личности – поздний подростковый и ранний юношеский, а с другой стороны, смена социума стимулирует способности личности строить конструктивные отношения, преодолевать возникающие препятствия, управлять своим эмоциональным состоянием. Процесс обучения в учреждении высшего образования является новым этапом в жизни учащегося и требует от него большей самостоятельности и активности в получении и усвоении знаний на фоне возросшей информационной нагрузки.
1. Адаптация человека к условиям Арктического Заполярья: Монография /под ред. Агаджаняна Н.А. – М.: РУДН, 1994. – 156 с.
2. Андреева, Д.А. О понятии адаптация. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество: Уч. записки XIII. –Л.: ЛГУ, 1973. – 69 с.
3. Антонова, В.Б. Психологические особенности адаптации иностранных студентов к условиям жизни и обучения в Москве // Вестник ЦМО МГУ. – 1998. – №1. – С. 12-22.
4. Балл, Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии, 1989. – № 1. – С. 92-100.
5. Безносиков, В.Н. Динамика первичной производственной адаптации молодых рабочих на промышленном предприятии: Дис. … канд. психол. наук. / А.Н. Безносиков – М., 1986. – 189 с.
6. Годник, С.М. Трудности первокурсников: что о них полезно знать педагогам высшей и средней школы / Воронеж. гос. ун-т; С.М. Годник, В.С. Листенгартен. – Воронеж, 1997. – 51 с.
7. Головлева, Е.Л. Основы межкультурной коммуникации: учебное пособие / Е.Л. Головлева, В.В. Дубовицкий, М. Женев. – М.: Московский гуманитарный университет, 2006. – 170 с.
8. Гришаева, Л.И., Цурикова, Л.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации / Л.И. Гришаева и др. // Учебное пособие. - 4-е издание. - М.: Академия, 2007. - 336 с.
9. Дичев, Т.Г. Проблема адаптации и здоровье человека / Т.Г. Дичев, К. Е. Тарасов. – М.: Медицина, 1976. – 184 с.
10. Ершова, Н.Г. Педагогические условия активизации процесса адаптации студентов-первокурсников к учебной деятельности в ИФК: Автореф. дис.... канд. пед. наук / С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 1998. – 22 c.
11. Жилина, Л.Я. Организация психолого-педагогического сопровождения студентов-первокурсников на этапе их адаптации к условиям вуза // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 05. - ART 13543. -URL: http://e-koncept.ru/2013/13543.htm. – Дата доступа: 11.03.2016.
12. Казакова, О.Н. Взаимодействие субъектов образовательного процесса как фактор адаптации студентов первого курса : Автореф. дис. …канд. пед. наук / Оренбург. гос. ун-т. – Оренбург, 2002. – 20 с.
13. Кашпирева, Т.Б. Система кураторства как средство обеспечения социально-культурной адаптации иностранных студентов // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 87-89.
14. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского. – М., 1990. – 133 с.
15. Ли Минь Адаптация китайских студентов к обучению в российском вузе: лингводидактические задачи. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-kitayskih-studentov-k-obucheniyu-v-rossiyskom-vuze-lingvodidakticheskie-zadachi – Дата доступа: 11.03.2016
16. Лобанова, Н.Е. Проблема адаптации личности в социуме. – URL: http://www.rusnauka.com/ 8_DN_2011/Psihologia/12_82082.doc.htm. – Дата доступа: 11.03.2016
17. Молодцова Т.Д. Диагностика адаптации студентов первого курса к требованиям вуза ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П. Чехова» / URL: http://www.rae.ru/meo/pdf/2012/05/2012_05_002.pdf – Дата доступа: 11.03.2016
18. Монахова, Л.Ю. Адаптация студентов к процессу обучения в высшей школе // Современные адаптивные системы образования взрослых: [Сб.] / Ин-т образования взрослых. – СПб., 2002. – C. 126-130.
19. Набивачева, Е. Проблемы адаптации иностранных студентов в вузе. // Высшее образование в России. – 2006 – №12 – С. 30-35.
20. Орлов, Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов ВУЗа: Автореф. …д-ра психол. н. / Ю.М. Орлов – М., 1984. – 110 с.
21. Павленок, П.Д. Основы социальной работы // Учебник. - Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 368 с.
22. Психологический анализ адаптации иностранных студентов в процессе учебной деятельности // Взаимосвязь формирования личности и коллектива / Под ред. А.П. Шпона. – Рига. – 1989. – 165 с.
23. Репьева Н. Г. Проблема адаптации студентов первого курса к обучению в вузе. - URL: http://elib.altstu.ru/elib/disser/conferenc/2010/02/pdf/275repyeva.pdf. – Дата доступа: 11.03.2016
24. Сарычев, С.В. Психологические аспекты адаптации студентов-первокурсников в педагогическом вузе // Проблемы профессионального воспитания будущего учителя: теория и опыт: Межвуз. сб. науч. тр. / Курс. гос. пед. ун-т – Курск, 2000. – C. 83-100
25. Станиславчик, Л.И. Куратору, работающему с первокурсниками: Метод. пособ. / БГВПК, Барановичи, 2001. – 150 с.
26. Симаева, И.Н. Динамика эмоционально-чувственного состояния личности в процессе адаптации к деятельности: монография / И.Н. Симаева. – Калининград: Калининградский государственный университет, 2002. – 130 с.
27. Социально-психологическая и профессиональная адаптация студентов вузов Центрального региона России: (По материалам социол. исслед.) / В.И. Уварова, В.Г. Шуметов, Т.Н. Афонина, Т.А. Иваненко. – Орел: Изд-во Орел ГАУ, 2001. – 197 с.
28. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация / С.Г. Тер-Минасова – М.: Слово/Slovo, 2000. – 624 с.
29. Толстых, Ю.И. Критерии оценки успешности адаптации студентов-первокурсников в ВУЗе - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-otsenki-uspeshnosti-adaptatsii-studentov-pervokursnikov-v-vuze – Дата доступа: 11.03.2016
30. Яковлева, М.В. Педагогические основы адаптации первокурсников к обучению в вузе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бурят. гос. ун-т. – Улан-Удэ, 2000. – 25 c.
31. Янкина, Н.В. Формирование готовности студента университета к интеркультурной коммуникации: моногр. / Н.В. Янкина – СПб.: Изд-во РГПУ, 2003. – 20 с.