ВВЕДЕНИЕ
Как известно, основная цель профессионального образования – подготовка компетентного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту.
Мотивация деятельности является одним из тех направлений в психологии, которое привлекает к себе внимание ученых и практиков всего мира. В управлении и образовании этот вопрос находится в центре внимания. Высокий уровень профессиональной мотивации субъекта – одно из основных условий его эффективной профессиональной деятельности. Высокоразвитая профессиональная мотивация является источником профессионального саморазвития личности. Она направляет в будущее, обеспечивая продуктивное целеполагание, активность и настойчивость в достижении поставленных целей. Следовательно, развитие профессиональной мотивации является равноценной с другими задачей в процессе становления специалиста в вузе.
Актуальность исследования. В настоящее время существует ряд проблем, связанных с подготовкой высококвалифицированных кадров. Одной из этих проблем является недостаточная изученность мотивации студентов на разных этапах профессионального образования, что негативно сказывается на эффективности учебно-профессионального процесса, а также на будущей профессиональной компетентности. В этой связи актуальной становится задача систематического изучения профессиональной мотивации студентов, поскольку воспитание специалиста означает, прежде всего, формирование системы его потребностей и мотивов, иерархия которых характеризует целостную личность.
Цель данной работы – изучить научно-теоретические аспекты развития профессиональной мотивации студентов в процессе преподавания.
Задачи:
1) дать определение термину «мотивация»;
2) изучить основные теории мотивации;
3) провести эмпирическое исследование условий развития профессиональной мотивации студентов в процессе преподавания.
Объект исследования – психология профессиональной мотивации.
1 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
1.1 Понятие и теории мотивации
В современной психологии не выработано единого определения мотивации. Различные ученые трактуют это понятие по-разному: как «совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение» (К. Адсен),как «совокупность мотивов» (К.К. Платонов),как «побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность» [1, с. 127]. Кроме того мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед-Эминов), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А. Джидарьян), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В.К. Вилюнас).
Своеобразное понимание мотивации характерно для гештальтской психологической школы, для которой объединенное или значащее целое, должно было быть центром психологического исследования. К. Левин разработавший методику экспериментального изучения мотивов, понимал их как нечто самостоятельное.
Трактовка мотивации чаще всего связана со словами «стимул» и «мотив». Латинское слово stimulus переводится как «заостренная палка», которой подгоняли ленивое животное. Изначально стимулом именовали способ и орудие принуждения, и только позже этим словом стали обозначать любую побудительную причину, нередко способ поощрения.
Ключевое слово, этимологически лежащее в основе базовых определений, – мотив.
Мотив – от лат. movere – приводить в движение, толкать.
В отечественной теории и практике психологии мотивации наиболее употребительными являются четыре основных определения мотива:
побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта;
совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность;
2 ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ
2.1 Организация и методика исследования
В русле контекстного обучения переход студентов вуза от учения к труду «осуществляется прежде всего по линии трансформации мотивов» [1]. В профессиональную мотивацию включают интерес к профессиональной деятельности и стремление к ее теоретическому осмыслению, стремление к профессиональному самосовершенствованию и развитию профессионально важных качеств, ответственность за результаты профессиональной деятельности, потребность в профессиональном общении и сотрудничестве и другие мотивы.
Для выявления условий развития профессиональной мотивации студентов в процессе преподавания было проведено практическое исследование.
Цель исследования – выявление условий развития профессиональной мотивации студентов в процессе преподавания.
Гипотеза исследования: предполагается, что развитие профессиональной мотивации студентов педагогического вуза в процессе обучения в вузе будет эффективно, если:
· профессиональная мотивация студента вуза выступает одним из основных компонентов процесса вузовской подготовки, предполагающей учет психолого-педагогических особенностей студентов;
· в процессе развития профессиональной мотивации студентов реализуются педагогические условия, позволяющие установить связь между образовательным процессом и будущей педагогической профессиональной деятельностью, обеспечить практическую ориентированность образовательного процесса;
необходимо разрабатывать методическое обеспечение развития профессиональной мотивации студентов вуза, позволяющее внедрить в образовательный процесс тренинги ориентации на профессию, курсы по выбору, формирующие самосознание личности в условиях взаимодействия с профессией: потребность в образовательной коммуникации, составляющей основу содержания профессии, убежденность в собственной профессиональной пригодности, в обладании творческим педагогическим
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы. Мотивация оказывает большое воздействие на выполнение человеком своей работы, своих производственных обязанностей.
В современной психологии в настоящее время существует множество различных теорий, подходы которых изучению проблемы мотивации настолько различны, что порой их можно назвать диаметрально противоположными. Целостная картина может сложиться только при интегрированном подходе к изучению проблемы мотивации на современном этапе развития психологической мысли, с учетом прогрессивных идей различных теорий.
Мотивация человека, с одной стороны, имеет много общего с мотивацией животных, в части удовлетворения своих биологических потребностей. Но, с другой стороны, имеется ряд специфических особенностей, присущих только человеку, что так же необходимо учитывать при изучении именно человеческой мотивационной сферы. Нельзя умолять влияния ни той, ни другой части мотивационной сферы человека, на систему мотивационной направленности личности в целом, так как это может привести к искажению целостного понимания данного вопроса.
Сфера применения знаний по мотивации очень обширна. А результат от практического применения этих знаний действительно огромен в различных областях профессиональной деятельности.
Профессиональная мотивация выступает внутренним движущим фактором развития профессионализма и личности, так как только на основе высокого уровня её сформированности возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности.
Мотивация профессиональной деятельности обучающихся в вузах представляет собой сложное системное образование, упорядоченную совокупность профессиональных ценностных ориентаций, мотивов, побуждений личности к осуществлению профессиональной деятельности, реализации ее различных аспектов.
Выделяют два основных направления развития мотивации субъекта профессиональной подготовки и деятельности: трансформацию общих мотивов личности в трудовые, профессиональные; системные изменения профессиональной мотивации человека по мере его перехода на новые уровни профессионализации.
1. Абатуров, И.А. Исследование профессиональной мотивации у студентов педагогических специальностей / И.А. Абатуров // Вестник ТГПУ. – 2014. – № 3 (144). – С. 127–130.
2. Абульханова-Славская, К.А. Личность в процессе деятельности и общения / К.А. Альбуханова-Славская // Психология личности : хрестоматия. – Самара, 1999. – Т. 2. – 388 с.
3. Бакшаева, Н.А. Психология мотивации студентов/ Н.А. Бакшаева, А.А. Вербицкий. — 2006 — 368 с.
4. Бобкова, Т.С. Психолого-педагогическая модель формирования учебно-профессиональной мотивации студентов экономического вуза / Т.С. Бобкова, О.Б. Бобков // Концепт. – 2014. – Спецвыпуск № 04. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/14532.htm. – Дата доступа: 12.03.2016.
5. Бордовская, Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб. : Питер, 2003. – 304 с.
6. Вартанова, И.И. К проблеме диагностики мотивации / И.И. Вартанова // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 1998.– № 2. – С. 80-87.
7. Верещагина, Л. Психология персонала. Потребности, мотивация и ценности / Л. Верещагина. – М. : Гуманитарный центр, 2012. –212 с.
8. Вилюнас, В. Психология развития мотивации / В.Вилюнас. – СПб. : Знание, 2006. – 180 с.
9. Гавронова, Ю.Д. Ценности культуры и их взаимосвязь с профессиональной мотивацией студентов / Ю.Д. Гавронова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2012.– № 2. – С. 101–106.
10. Гаджиева, Х.Н. Формирование профессиальной мотивации у студентов / Х.Н. Гаджиева, К.С.Шалагинова // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. – 2014. – № 3 (11). – С. 92–98.
11. Дубовицкая, Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов / Т.Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. – 2004. – № 2. – С. 82–86.
12. Егошин, А.П. Мотивация трудовой деятельности : учеб. пособие / А.П. Егошин. – М. : ИНФРА-М, 2006. – 464 с.
13. Замфир, К. Удовлетворённость трудом. Мнение Социолога / К. Замфир. – М. : Политическая литература, 1983. – 142 с.
14. Здутов, А.А. Мотивация и оценка персонала в системе современного менеджмента / А.А. Здутов // Проблемы управления в переходном обществе на пороге XXI века : Сб. науч. тр. / Прил. к журн. "Персонал". – 1999. – №4. – С. 156–158.
15. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2006. – 512 с.
16. Канаева, Т.А. Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий / Т.А. Канаева // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2012. – №12(20) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/12/kanaeva.pdf. – Дата доступа: 12.03.2016.
17. Карвасарский, Б.Д. Медицинская психология / Б.Д. Каравасарский. – Л. : Высшая школа, 1982. – 320 с.
18. Климов, Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие / Е.А. Климов. – М. : Азбука, 2004. – 180 с.
19. Кузнецова, А.Р. Мотивация студентов к учебе / А.Р. Кузнецова // Высшее образование сегодня. – 2010. – № 1. – С. 61–64.
20. Лебедева, Н.М. Ценности культуры, экономические установки и отношение к инновациям в России / Н.М. Лебедева // Психология: Журнал Высшей школы экономики. – 2008. – №2 – С. 68–88.
21. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1975. – 304с.
22. Макклелланд, Д. Мотивация человека / Д. Макклелланд. – СПб. : Знание, 2007. – 220 с.
23. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова. – М. : Просвещение, 1996. – 256 с.
24. Маркова, М.Ю. Основы эффективного целеполагания: программа тренинга / М.Ю. Маркова. – Нижнекамск : Нижнекамский муниципальный институт, – 2011. – 45 с.
25. Ножкина, Т. Общая психология : учебное пособие / Т. Ножкина // Т. Ножкина, Н. Прусова, И. Пивоварова. –М. : Litres, 2015. – 372 с.
26. Пряжников, Н.С. Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.С. Пряжников. — М. : Академия, 2008. – 368 с.
27. Романова, М.В. Проблема формирования мотивации студентов во время обучения в вузе / М.В, Романова // Известия ПГПУ. Общественные науки. – 2006. – № 2(6). – С. 146–148.
28. Управление качеством : учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян ; под ред. С.Д. Ильенковой. – М. :ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 334 с.