ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И МЕСТО СВОБОДЫ СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ В СИСТЕМЕ ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
1.1 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
1.2 МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СВОБОДЫ СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ И ОТРАСЛЕВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.2 РЕАЛИЗАЦИЯ СВОБОДЫ СОВЕСТИ И СВОБОДЫ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ ОСУЖДЕННЫМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Свобода совести – это одна из основных ценностей, которую должно отстаивать и защищать современное государство.
Данная свобода признается рядом международных договоров в качестве одного из неотъемлемых прав человека. Республика Беларусь признает верховенство норм международного права и также закрепляет в национальном законодательстве нормы, которые посвящены свободе совести.
Реализация свободы совести в Республике Беларусь имеет особенно важное значение, особенно если учитывать, что истории нашего государства известен печальный опыт ограничения данной свободы. В то же время защита государством свободы вероисповедания является важнейшей предпосылкой укрепления единства и целостности нации.
Для того, чтобы гарантировать гражданам свободу вероисповедания, государству в первую очередь необходимо разработать детальную правовую регламентацию данной свободы. Так как, проблемой является разработка механизма комплексного конституционно-правового регулирования реализации свободы совести с учетом гармонизации интересов государства и личности.
Таким образом, актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена ее теоретической и практической значимостью. Необходимо детально проанализировать нормы законодательства Республики Беларусь, сделать выводы о том, насколько реализуется свобода совести в Республике Беларусь. В результате проведенного исследования необходимо сделать выводы о направлениях совершенствования законодательства.
Цель исследования заключается в проведении комплексного анализа теоретических и законодательных положений в области конституционно-правового регулирования обеспечения реализации свободы совести и выработке рекомендаций по совершенствованию белорусского законодательства, регулирующего отношения в сфере реализации свободы совести.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И МЕСТО СВОБОДЫ СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ В СИСТЕМЕ ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
1.1 Сущность и значение свободы совести и вероисповедания
Всеобщая декларация прав человека была принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 года и определила базовые права человека. В статье 18 Декларации указано: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов» [3].
Об этом же говорит и наш законодатель в статье 31 Конституции Республики Беларусь – каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом [12].
Социально-экономическими предпосылками формирования Основами современной российской конституционной модели свободы совести стали:
1) процесс становления свободы совести происходил в трудные времена, неблагоприятные для развития правового государства (90-е годы XX века);
2) отсутствие реального мировоззренческого плюрализма;
3) экономическая нестабильность;
4) пониженная толерантность и обострение цивилизационных конфликтов. Более верным было бы заменить понятие «свобода совести» на понятие «свобода мировоззрения», так как оно наиболее точно показывает смысл и специфику содержания, вкладываемого в понятие «свобода совести». Под понятием «свобода вероисповедания» понимается не только право исповедовать любую религию, но и не относиться к любой из них, также проповедовать религиозные или другие мировоззрения и/или пропагандировать отказ от них. По предмету правового регулирования жесткой границы между свободой вероисповедания и свободой совести нет. Однако свобода совести направлена на убеждения, не касающиеся вопросов веры в сверхъестественное.
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Конституционно-правовое и отраслевое закрепление свободы совести и вероисповедания в Республике Беларусь
В Республике Беларусь свобода совести регламентирована рядом нормативных правовых актов, которые условно можно подразделить на несколько групп в зависимости от их юридической силы:
– международные акты;
– нормативные правовые акты Республики Беларуси;
– подзаконные акты.
В первую очередь в качестве источника правового регулирования свободы совести в Республике Беларусь необходимо назвать Конституцию Республики Беларусь, так как закладывает общие базовые принципы политики государства в области религии, а именно:
- принцип свободы вероисповедания;
Заключается в том, что каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом (статья 31 Конституции Республики Беларусь);
- принцип отделения церкви от государства;
Заключается в том, что идеология религиозных или иных общественных объединений, политических партий, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан (статья 4 Конституции Республики Беларусь). При этом запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды (статья 5 Конституции Республики Беларусь) [12].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании всего вышеизложенного необходимо подвести итог дипломного исследования по данной теме.
Свобода вероисповедания — это вид и мера возможного поведения лица выбирать любые морально-этические взгляды и убеждения, основанные на той или иной религии либо вере в духовно-нравственные идеалы, а также возможность следовать этим убеждениям при условии соблюдения закона.
Свобода совести – это более широкое понятие, чем свобода вероисповедания, оно обозначает свободу любых морально-этических воззрений и убеждений, свободу поступать так, как велит совесть. В свою очередь, свобода вероисповедания охватывает собой ту часть человеческого сознания, которая касается отношения к исповедуемой религии, вере, то есть является свободой выбора в пределах религиозного сознания и поведения.
В Республике Беларусь свобода совести регламентирована рядом нормативных правовых актов, которые представлены относительно небольшим перечнем нормативных правовых актов.
Следует отметить, что в Республике Беларусь проводятся мероприятия с участием представителей церковных и властных структур, на которых принимаются документы, связанные с обеспечением взаимодействия между Церковью и властями различного уровня. Если взаимоотношения Церкви и современной белорусской власти в перспективе будут стабильно развиваться в указанном направлении, то нетрудно спрогнозировать их дальнейшее еще более тесное сближение и взаимодействие, которое будет способствовать повышению уровня религиозной безопасности в Республике Беларусь.
На основании проведенного исследования считаем, что имеет смысл изменить название Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» на следующее название: «О религиозных организациях» с целью приведения в соответствие названия закона его содержанию, упразднения антагонизма научных подходов к пониманию терминов «свобода совести», «свобода вероисповедания» и по аналогии с названиями Законов Республики Беларусь «О политических партиях» и «Об общественных объединениях», а также в связи с вышеизложенным исключить статью 4 «Право на свободу совести».
1. Авакьян, С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт / С.А. Авакьян // Вестник Московского университета. – Сер. 11. Право. – 1999. – № 1. – С. 7-11.
2. Володина, Н.В. Особенности взаимоотношений государства и религиозных объединений в странах Европы для преодоления конфликтов на конфессиональной основе [Электронный ресурс] / Н.В. Володина – Режим доступа: http://49e.ru/.
3. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)// Российская газета, 05.04.1995, № 67.
4. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22.11.1991// "Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР", 26.12.1991, № 52 – ст. 1865.
5. Зильберштейн А. А. Уголовно-исполнительное право. Конспект лекций. – М.: Проспект. 2018. – 96 с.
6. Зубарев М. С. Свобода совести. Учебное пособие. – М.: Юрайт. 2019. – 188 с.
7. Иванюк, О.А. Свобода совести и свобода вероисповедания: соотношение понятий и границы законодательного регулирования/ А.О. Иванюк// Журнал российского права. -2010.- № 9.- С. 46 - 58.
8. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 2. – 163 с.
9. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. – выпуск XLVI. – 1993.
10. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (заключена в Минске 26.05.1995) // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ "Содружество". – № 2. – 1995.
11. Конституционное право: учебник для бакалавров / отв. ред. А.Н. Кокотов, М.С. Саликов – М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2014. - С. 216.
12. Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. - Минск: Амалфея, 2005. - 48 с.
13. Машаров, Е.И. Закрепление свободы совести и вероисповедания в конституциях стран Европы и в Республике Беларусь / Е.И. Машаров // Международное публичное и частное право. – 2014. – № 4. – С. 46 – 48.
14. Международный пакт Организации Объединенных Наций "О гражданских и политических правах" (принят в г.Нью-Йорке 16.12.1966) // "Ведомости Верховного Совета СССР. – 1976. – № 17. – 291 с.
15. О некоторых вопросах реализации статьи 57 Конституции Республики Беларусь: решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 26 мая 2000 г. № Р-98/2000 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
16. О свободе совести и религиозных организациях: Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. № 2054-XII (в ред. от 22 дек. 2011 г.) // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
17. Придворов, Н.А. Институт свободы совести и свободы вероисповедания в праве современной России. / Н.А. Придворов, Е. В. Тихонова. М.: Юриспруденция, 2007. - С. 128.
18. Об утверждении Положения о порядке, условиях, содержании и формах взаимодействия учреждений образования с религиозными организациями в вопросах воспитания обучающихся: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 июня 2011 г. № 838 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
19. Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью от 12 июня 2003 года [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.church.by/resource/Dir0009/Dir0015
20. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь, 11 янв. 2000 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
21. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л.Ф. Ильичева, П.Н. Федосеева, С.М. Ковалева, В.Г. Панова, М., 1983. – С. 620.