Глава 2. Исследование мастерства педагога в учебном процессе
2.1 Средства, позволяющие повысить уровень педагогического мастерства учителя предметника
2.2 Анализ традиционного урока по английскому языку
2.3 Анализ нетрадиционного типа урока по английскому языку
Список использованных источников
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Средства, позволяющие повысить уровень педагогического мастерства учителя предметника.
В эпоху глобализации образования знания становятся ключевым ресурсом, а школа в этом контексте - важным источником знаний. В то же время школа формирует личность будущего полноценного, конкурентоспособного гражданина государства [5, с.11].
А. С. Макаренко утверждал, что педагогическое мастерство – это свойство не только талантливых людей. Благодаря упорному труду, пробным действиям и ошибкам педагоги достигают своего мастерства. «Преподаватель становится профессионалом благодаря своим знаниям и практическому опыту, учась на примере более опытных коллег. Но только став исследователем, «постоянно перестраивающим свой профессиональный мир в ответ на неожиданные и непонятные реалии», учитель приобретает профессиональное мастерство» [1, с.55].
Ускорение процесса достижения педагогического совершенства возможно только путем овладения системой необходимых знаний, умений и навыков, формирования профессионально-значимых качеств, способностей, готовности к педагогической деятельности и изменениям [4, с.99].
Развитие педагогических навыков идет по двум основным направлениям, которые тесно взаимосвязаны:
1. Развитие внешне управляемых педагогических навыков:
a) организация педагогических ассоциаций в школах,
б) курсы повышения квалификации.
2. Развитие, повышение квалификации, управляемое изнутри, самим преподавателем:
а) самообразование (приобретение знаний, навыков, умений);
б) самовоспитание (формирование мировоззрения, мотивов и опыта, личностных качеств);
в) саморазвитие (совершенствование умственных процессов и способностей);
г) изучение передового педагогического опыта, взаимное посещение занятий.
Непрерывность профессионального образования педагога является необходимым условием развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизненной деятельности и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта [2, с.11].
2.2 Анализ традиционного урока по английскому языку
Урок по английскому языку «Развитие монологической речи в рамках Future Simple»
Класс: 6.
Цель: способствовать развитию монологической речи в рамках Future Simple.
Задачи:
1) Научить учеников строить монологическое высказывание с 8-10 предложениями по речевой ситуации «Путешествие к морю» на основе ключевых слов;
2) научить учеников использовать простое будущее время в монологическом высказывании о ситуации;
3) научить учащихся понимать основное содержание «Путешествия по Канаде» по названию, ключевым словам и предложениям параграфов.
На традиционных уроках используется сенсуалистический подход, т.е. слушать, смотреть только на учителя, а на современных уроках чаще всего применяется активный метод. Дети чаще всего запоминают форму, а не сущность. Сущность не может быть передана, она должна быть усвоена, и для этого нужно действовать. В современном уроке дети получают все знания через мероприятия, организованные учителем.
Традиционный урок является основой для следующих видов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение;
Традиционный урок - знакомая форма и средство обучения.
Это структура традиционного урока:
1. Орг. момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Обновление базовых знаний.
4. Пояснение нового материала.
5. Первичная фиксация.
6. Самостоятельная работа.
7. Результат урока.
2.3 Анализ нетрадиционного типа урока по английскому языку
Урок по английскому языку «Развитие монологической речи в рамках Future Simple»
Класс: 6.
Цель: способствовать развитию монологической речи в рамках Future Simple.
Задачи:
1) Научить учеников строить монологическое высказывание с 8-10 предложениями по речевой ситуации «Путешествие к морю» на основе ключевых слов;
2) научить учеников использовать простое будущее время в монологическом высказывании о ситуации;
3) научить учащихся понимать основное содержание «Путешествия по Канаде» по названию, ключевым словам и предложениям параграфов.
Структура нетрадиционного урока:
1. Самоопределение деятельности.( Орг. Момент)
2. Актуализация опорных знаний.
3. Постановка проблемы (создание проблемной ситуации)
4. Открытие новых знаний.
5. Первичное закрепление.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону или образцу.
7. Включение нового знания в систему знаний( повторение).
8. Рефлексия деятельности.
Мы видим, что в современном уроке учитель ведет учеников по пути субъективного раскрытия, он управляет проблемно-поисковой или исследовательской деятельностью учеников, создает условия для возникновения у учеников мотивов к самообмену, личностному росту.
Рассмотрим, в чем заключаются существенные различия.
Все начинается с проблемной ситуации, т.е. столкновения с противоречием. В то же время ученик испытывает чувство неожиданности или трудности, что буквально заставляет его делать очень конкретную мыслевую работу: осознавать противоречие и формулировать вопрос. Первое - это постановка проблемы. Нетрудно догадаться, что дальше разворачивается - поиск решения, затем выражение решения, заканчивается реализацией продукта.
1. Барбаров П. Я. Я работал с А. С. Макаренко //Педагогика. 1993, №2. – с.102 – 105.
2. Беляев В. И. Педагогика А.С. Макаренко: традиции и новаторство. М.: МИУПУ, 2000. – 516с.
3. Беспалъко В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Просвещение, 1999 – 378с.
4. Кан–Калик В. А., Никандров И. Д. Педагогическое творчество. – М.: Педагогика, 1990 – 319с.
5. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2005 – 298с.