ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 Возрастные и психолого-педагогические особенности учащихся среднего школьного возраста
1.2 Говорение как вид речевой деятельности
1.3 Игровой метод обучения английскому языку
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ
2.1 Комплекс упражнений по обучению говорению с использованием игровых технологий для учащихся 5 класса
2.2 Пробное обучение и анализ полученных результатов
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день в связи с увеличением значения и роли международных связей иностранные языки с каждым годом становятся все более значимыми в нашей жизни.
Данный аспект, несомненно, оказывает влияние на тот факт, что сегодняшнее поколение активнее обращается к изучению различных языков с более раннего возраста.
Одной из найважнейшей частью любого иностранного языка, является говорение. Отсутствие языковой, культурной среды и возможности быть окруженным условиями посредственно-бытовой жизни, которая предполагает изменчивость ситуаций, диалогов, взаимодействия и коммуникации, является главным барьером в обучении говорению.
Сегодня учителя пересматривают арсенал влияния на ум, волю и эмоции детей, преследуя цель познакомить их с богатым миром культуры и традиций страны, язык которой оби изучают. Проверяются способы и методы формирования всех видов речевой деятельности, в том числе и говорения. Активизации учебного процесса, стимуляции познавательной деятельности способствует внедрение в процесс обучения, наряду с традиционными занятиями, игровых технологий.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что несмотря на значительную изученность использования игровых технологий при обучении иностранному языку, современное стремительное развитие образования способствует более детальному рассмотрению игровых методов.
Изучением данной темы занимались такие методисты, как Н.Д. Гальскова, И.Е. Колесникова, Е.И. Пассов и др.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 Возрастные и психолого-педагогические особенности учащихся среднего школьного возраста
Учет возрастных особенностей – это отправная точка для конструирования курса обучения иностранному языку. Каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности.
С переходом из младших классов в средние классы школы изменяется положение детей в системе деловых и личных взаимоотношений с окружающими людьми. Все больше времени в их жизни начинают занимать серьезные дела, все меньше времени отводится на отдых и развлечения.
В подростковом и юношеском возрасте активно идет процесс познавательного развития. В это время оно происходит в основном в формах, мало заметных как для самого ребенка, так и для внешнего наблюдателя.
К старшему школьному возрасту, дети усваивают многие научные понятия, обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это означает сформированность у них теоретического или словесно-логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов.
В подростковом возрасте активно совершенствуется самоконтроль деятельности, являясь вначале контролем по результату или заданному образцу, а затем – процессуальным контролем, т.е. способностью выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности.
Выводы по главе 1
Проанализировав методическую, психологическую и педагогическую литературу по теме, мы можем сделать следующие выводы.
Для достижения максимального успеха в процессе обучения учащихся среднего школьного возраста особенно важно учитывать возрастные особенности школьников, типологию мышления, и в соответствии с ними организовывать учебный процесс, выбирать те или иные методы обучения.
Одним из таких методов выступает игровой метод. Использование игровых технологий в процессе обучения детей среднего школьного возраста имеет большие возможности, в том числе и при обучении говорению. Именно поэтому преподаватели иностранного языка стремятся активно задействовать различные игровые технологии в процессе обучения говорению на иностранном языке.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ
2.1 Комплекс упражнений по обучению говорению с использованием игровых технологий для учащихся 5 класса
Особенно важно применять игровые технологии, в которых особенно полно и порой неожиданно проявляются способности человека, на средней ступени обучения, так как для представителей данного возраста характерна потребность в создании собственного мира, стремление к взрослости, необходимость в саморазвитии, склонность к активной речевой деятельности. Все перечисленное дает основание полагать, что применение игровых технологий на данной ступени обучения является вполне целесообразным.
Далее приведем комплекс упражнений по обучению говорению с использованием игровых технологий для учащихся 5 класса.
Виртуальное путешествие по городу
Цель: тренировка лексико-грамматических речевых высказываний.
Ход игры: предлагается совершить мысленную прогулку по улицам города и говорить, что встречается на пути, магазины, памятники, дома, какие люди, по ходу прогулки собрать буквы и сказать название улицы, улицу можно загадать из определенного города, а учащиеся должны сказать, в каком городе она находиться.
Биография по походке
Цель: активизация навыков и умений лексико-грамматического речевого материала.
Ход игры: предлагается изобразить человека с разной походкой и каждый обучаемый должен описать идущего человека, предположить, куда идет, о чем думает, кто по профессии, каком настроении, возраст, привычки, характер и т.п.
Выводы по главе 2
Проведя пробное обучение и проанализировав его результаты, мы можем сделать следующие выводы.
Игровая технология должна быть целостным образованием, охватывающим установленную конкретную часть урочного процесса, и должна быть объединена общим программным содержанием.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игровая технология, будучи самостоятельной педагогической технологией, отличаются четкостью поставленной цели, эффективностью и результативностью из применения. Игры имеют ряд классификационных признаков и параметров. В зависимости от классификации каждая из них обладает собственным спектром целевых ориентаций для интенсификации образовательного процесса в целом.
Игры могут быть использованы на любом этапе урока, после того, как представлена и объяснена цель урока. Они служат как средством запоминания, так и средством повторения. Они также могут служить диагностическим инструментом для учителя, с помощью которого учитель может вовремя отметить проблемные моменты и принять соответствующие меры по их устранению. Очень важно воспитывать детей с помощью игр, подходящих именно для их возраста.
Помимо мотивационной ценности игры как увлекательной формы деятельности, они предоставляют ситуативную обстановку, которая включает в себя язык. Этот контекст «аутентичен» в том смысле, что игры создают свой собственный мир: на протяжении всей игры он заменяет собой внешнюю реальность, таким образом игровые технологии выступают эффективным средством в обучении говорению.
При изучении иностранного языка говорению уделяется большое внимание со стороны преподавателя, так как данная сфера иностранного языка является одной из трудно поддающейся обучению в силу отсутствия языковой и культурной среды.
1. Алексеев, Н.Г. Организационно-деятельностная игра: возможности в области применения / Н.Г. Алексеев // Вестник высшей школы. – 1987. – № 7. – С. 30–35.
2. Алехин, И.А. Педагогика. Учебное пособие. / И.А. Алехин, В.Н. Герасимов, Н.Д. Лысаков, В.И. Марченков, Т.С. Сливин. – Монино: ВВА им. Ю.А. Гагарина, 2008. – 169 с.
3. Бим, И.Л. Теория и практика обучения английскому языку в средней школе: проблемы и перспективы. Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. №2103 «Иностр. язык» / И.Л. Бим. – М.: Просвещение, 1988. – 256 с.
4. Винокур, Т.Г. Говорящий и слушающий. О некоторых аспектах речевого поведения / Т.Г. Винокур. – М.: Либроком, 2011. – 172 с.
5. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку: пособие для учителей / Н.Д. Гальскова. – М.: АРКТИ, 2001. – 176 с.
6. Колесникова, И.Е. Игры на уроке английского языка / И.Е. Колесникова. – Мн.: Нар. асвета, 1990. – 112 с.
7. Конышева, А.В. Английский язык. Современные методы обучения / А.В. Конышева. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 352 с.
8. Корндорф, Б.Ф. Методика преподавания английского языка / Б.Ф. Корндорф. – М.: Учпедгиз, 1958. – 249 с.
9. Леонтьев, А.А. Пособие по методике преподавания русского языка как иностранного для студентов-нефилологов / А.А. Леонтьев. – М.: Русский язык, 1984. – 72 с.
10. Менчинская, Н.А. Вопросы умственного развития ребенка / Н.А. Менчинская. – М.: Знание, 1972. – 32 с.
11. Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология / Н.Н. Палагина. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 288 с.
12. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е.И. Пассов. – М.: Рус.яз., 1989. – 276 с.
13. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
14. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
15. Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Кашурин. – М.: Академия, 2001. – 480 с.
16. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. –М.: Просвещение, 2002. – 198 с.
17. Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М.Ф. Стронин. – М.: Просвещение, 2001. – 370 с.
18. Холодная, М.А. Интеллектуальное воспитание личности в условиях современного школьного образования / под ред. В.Н. Дружинина. // Современная психология. – М.: ИНФРА-М, 1999. – С. 668–680.
19. Щерба, Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики / под ред. И.В. Рахманова. – 2-е изд. – М.: Высшая школа, 1974. – 112 с.
20. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика: учеб. пособие для преподавателей и студентов / А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2010. – 480 c.