Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения английскому языку на начальном этапе
1.1. Психолого-возрастные особенности развития детей младшего школьного возраста
1.2. Особенности игровых технологий и классификация игр
Глава 2. Методические основы игрового метода в обучении иностранному языку на начальном этапе
2.1. Применение игровых технологий в обучении грамматики на начальном этапе
2.2. Методическая разработка урока английского языка в 3 классе по учебнику Л. М. Лапицкой, Т. Ю. Севрюковой и др. «Английский язык» на тему: «Have you got a sister?» с применением игровой технологии при обучении грамматике на начальном этапе
Заключение
Список использованной литературы и электронных ресурсов
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема обучения грамматике является одной из ведущих в процессе обучения иностранному языку. Так, с помощью слов и предложений мы называем окружающие предметы, конкретизируем понятия, передаем наши мысли. Грамматика, таким образом, является основным строительным материалом нашей речи, ее содержательной стороной. Грамматика позволяет правильно построить различные речевые высказывания в соответствии с определенными ситуациями общения [2, с. 36].
Обучение иноязычной грамматики следует начинать уже на младшей ступени обучения. Так, на начальном этапе обучения школьников одна из основных задач учителя сделать иностранный язык интересным и увлекательным, чтобы у учащихся появлялось стремление к изучению иноязычной речи. Однако учителю следует принимать во внимание тот факт, что младшие школьники отличаются своей эмоциональностью и подвижностью, их внимание непроизвольно и неустойчиво [2, с. 36].
Актуальность данной работы заключается в том, что на сегодняшний учитель иностранного языка старается преподнести учебный материал в ненавязчивой и интересной форме, чтобы повысить мотивацию у учащихся. Однако при изучении иноязычной грамматики языка на начальном этапе многие учащиеся сталкиваются с рядом проблем, которые зачастую приводят к снижению интереса к изучаемому предмету. Следовательно, для учителя очень важно разрабатывать уроки с применением различных инновационных технологий. Таким образом, использование игровых приемов на уроках иностранного языка оказывает сильное эмоциональное и мотивационное воздействие на учащихся.
Так, игра представляет собой занятие, требующее напряжения эмоциональных и действенных сил. В игре все равны. Даже слабые ученики с удовольствием вовлекаются в игровую деятельность.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ
1.1. Психолого-возрастные особенности развития детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст представляет собой период 6−11 лет, когда происходит процесс дальнейшего развития индивидуально-психологических и качеств учащихся. Отличительными чертами этого периода являются:
− главенствующая роль семьи для полноценного развития детей;
− важная роль школы в формировании познавательных интересов учащихся [6, с. 87].
В этот период дети превращаются из дошкольников в школьников. Однако у многих переход к школьному режиму проходит болезненно, конфликтно, поскольку не все дети еще психологически готовы перейти на новую ступень развития. Так, если раньше главенствующая роль принадлежала игровой деятельности, то при поступлении в школу основной деятельностью школьников становится учение.
Для младших школьников также непросто усвоить новый режим жизни: ранний подъем, дисциплина на уроках, добросовестность при выполнении домашних заданий. Так, те младшие школьники, которые психологически недостаточно подготовлены к этому режиму, привыкают к нему с трудом. У них возможны срывы, конфликты [6, с. 88].
Следующая сложность заключается во взаимоотношениях с учителем, одноклассниками. Таким образом, учитель на уроке является самой главной, авторитетной личностью для младших школьников, особенно в первый год обучения. С одной стороны, младшие школьники рассматривают учителя как справедливого, доброго, внимательного человека.
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВОГО МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ
2.1. Применение игровых технологий в обучении грамматики на начальном этапе
Учитель иностранного языка старается преподнести учебный материал в ненавязчивой и интересной форме, чтобы повысить мотивацию у учащихся. Однако при изучении иностранного языка многие учащиеся сталкиваются с рядом проблем, которые зачастую приводят к снижению интереса к изучаемому предмету. Следовательно, учитель старается соотносить учебную нагрузку и методы преподавания иностранного языка с возрастными и индивидуальными особенностями младших школьников [2].
Изучение английского языка на начальном этапе представляет для младших школьников большую сложность. На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию.
Следовательно, для учителя очень важно разрабатывать уроки с применением различных инновационных технологий. Сильное эмоциональное и мотивационное воздействие на личность производят игры [2].
Игра обладает релаксирующей функцией для учащихся младшего возраста, поскольку на уроке создается доброжелательная атмосфера и ситуация успеха. Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развивается внимание, память, мышление, творческие способности. Использование игровой технологии всегда даёт хорошие результаты, повышает и поддерживает интерес к предмету. В зависимости от целей и задач урока используются различные игры, в процессе закрепления учебного материала, на этапе активизации в речи учащихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нами была изучена методика применения игровых технологий в обучении грамматики на начальном этапе.
Так, мы изучили психолого-возрастные особенности развития детей младшего школьного возраста. Мы пришли к выводу, что ведущей деятельностью на уроке иностранного языка является игра. Именно применение игровых методов повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, делает урок интересным, разнообразным. Во время игры у учащихся снижается боязнь сделать ошибку. Учащиеся взаимодействуют друг с другом, у них появляется чувство коллективизма, сплоченности, ответственности за свои высказывания и действия.
Немаловажным аспектом при обучении младших школьников иноязычной речи является также индивидуальный подход, позволяющий создать благоприятную атмосферу на уроке, задействовать каждого учащегося, а также дать возможность школьникам проявить себя.
Нами также были определены цели обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе, такие как коммуникативная, воспитательная, образовательная и развивающая. Мы пришли к выводу, что все цели тесно взаимосвязаны между собой. При этом ведущей является коммуникативная цель, а воспитательная, образовательная и развивающая цели достигаются в процессе овладения английским языком в условиях активной познавательной речемыслительной деятельности самих учащихся.
В данной работе мы рассмотрели основы обучения английской грамматике на начальном этапе. Так, в процессе изучения грамматического материала у учащихся постепенно накапливаются и закрепляются языковые знания, что, в свою очередь, способствует формированию грамматических навыков.
1. Арефьева Г.И. Групповая форма работы на уроках английского языка // ИЯШ. 1988. №3. С.10-14.
2. Артамонова Л.Н. Игры на уроках английского языка и во внеклассной работе. English. № 4. Минск, 2008. С. 36.
3. Баранник М.М., Борисова Т.С. Музыкальные ритмы начальной школы. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2004. 144 с.
4. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. English Student's Book: Учебник для 2 кл. шк. с углубл. изучением англ. яз., и дет. садов. 12-е изд. М.: Просвещение, 2008. 130 с.
5. Верещагина, И.Н., Притыкина Т.А. English Student's Book: Учебник для 3 кл. шк. с углубл. изучением англ. яз., и дет. садов. 12-е изд. М.: Просвещение, 2008. 78 с.
6. Выготский, Л.С. Детская психология // Вопросы психологии: собр. сочинений. Т.4. М.: Педагогика, 1982. − 432 с.
7. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2007. 336 с.
8. Курбатова М.Ю. Игровые приемы обучения грамматике английского языка на начальном этапе // ИЯШ. 2006. №3. С.64-66.
9. Магин Н.С. О некоторых видах способностей к усвоению иностранного языка // Проблемы способностей: сб. науч. трудов / [под ред. В.Н. Мясищева]. М.: Учпедгиз, 1962. С.276-289.
10. Сафонова В.В. Английский язык // Программы общеобразовательных учреждений. Школа с углубленным изучением иностранных языков. II-ХI классы. М: АСТ Астрель Хранитель, 2007. 235 с.
11. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка: учеб. пособие. М.: Просвещение, 2001. 370 с.
12. Агаева О.В. Использование рифмовок на уроках английского языка в средней школе [Электронный ресурс]. URL: https://sibac.info/conf/pedagog/xix/28844
13. Батагова Е.В. Игры на уроках английского языка (классификация и применение) // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. URL:
https://открытый урок. рф /статьи/ 611130/
14. Высочина Д.А. Цели урока иностранного языка и способы их достижения // Инфоурок – Ведущий образовательный портал [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/celi-uroka-inostrannogo-yazika-i-sposobi-ih-dostizheniya-1187505.html
15. Зайцева В.А. Способы и приемы семантизации лексического материала. Формирование лексических навыков. Методические аспекты обучения грамматике: учебно-методический комплекс по учебной дисциплине: «Методика обучения иностранному языку». БГУ / Минск, 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://fsc.bsu.by/wpcontent/uploads /2015/12/ metodika_prepodavaniya_inostrannogo_yazyka.pdf.
16. Любодеева Н.С. Цели обучения английскому языку на начальном этапе в современной школе // Инфоурок – Ведущий образовательный портал [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/statya-celi-obucheniya-angliyskomu-yaziku-na-nachalnom-etape-v-sovremennoy-shkole-1512634.html
17. Принципы обучения грамматике и лексике на уроках английского языка // Сборник учебных материалов [Электронный ресурс]. URL: https://works.doklad.ru/view/ZsqoIiIftwo.html.
18. Проведение ролевых, грамматических игр на уроках английского языка // Сайт управления образования муниципального района [Электронный ресурс]. URL: http://apruo.ru/statyi/obrazovatelnie-statyi/531-provedenie-rolevich-grammaticheskich-igr-na-urokach-angliyskogo-yazika.html
19. Развитие познавательного интереса младших школьников методом использования игр на уроках английского языка // Студенческая библиотека онлайн [Электронный ресурс]. URL: http://studbooks.net/1821474/pedagogika.
20. Сергеева Е.М. Обучающие игры на уроках английского языка // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. URL:
http://открытый урок. рф/статьи/597907/
21. Формирование грамматических навыков на начальном этапе в основной школе – студенческая библиотека онлайн [Электронный ресурс]. URL:http://studbooks.net/776543/literatura/tseli_obucheniya_angliyskomu_yazyku_nachalnom_etape_sredney_shkole