ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 ПОНЯТИЕ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.2 ВИДЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
2 ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАН В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
2.2 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАН В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
3 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Уголовно-исполнительное законодательство Республики Беларусь наряду с регулированием исполнения и отбывания осужденными наказания и иных мер уголовной ответственности, предусмотренных Уголовным кодексом Республики Беларусь, определения средств достижения целей уголовной ответственности имеет своей задачей защиту прав и законных интересов осужденных.
Законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом, дифференциация и индивидуализация исполнения наказания и иных мер уголовной ответственности, рациональное применение мер принуждения и средств исправления осужденных, стимулирование их правопослушного поведения, сочетание принудительных мер с воспитательным воздействием являются базовыми принципами уголовно-исполнительного законодательства.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь, принципами и нормами международного права уголовно-исполнительное законодательство и практика его применения основываются на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными.
В этой связи правовому статусу осужденных, обеспечению их прав и законных интересов, законности исполнения мер уголовно-правового воздействия в Республике Беларусь уделяется особое внимание.
Правовому положению осужденных полностью посвящена отдельная глава (глава № 2) Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь (далее – УИК), содержание которой учитывает международные стандарты в этом вопросе.
В статье 8 УИК закреплено, что государство гарантирует защиту прав, свобод и законных интересов осужденных, обеспечивает установленные законом условия применения наказания в отношении осужденных, гарантии социальной справедливости, их социальную, правовую и иную защищенность.
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Понятие прав и свобод граждан в уголовно-исполнительном процессе
Основные права осужденных перечислены в статье 10 УИК.
В числе первых закреплено право на получение информации о своих правах и обязанностях, порядке и условиях отбывания назначенных судом наказания и иных мер уголовной ответственности.
В целях обеспечения реализации данного права на администрацию органа и учреждения, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, возложена обязанность предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их со всеми ее изменениями.
Необходимо понимать, что знание осужденными прав и обязанностей является важнейшим элементом обеспечения установленного порядка исполнения и отбывания наказания.
В частности, применительно к осужденным к лишению свободы практическая реализация упомянутых положений законодательства выражается в том, что, прибыв в исправительное учреждение, они знакомятся с распорядком дня, правилами внутреннего распорядка учреждения. Им разъясняются порядок и условия отбывания наказания, они предупреждаются от ответственности за нарушения [11].
Получить более подробную информацию осужденные могут путем изучения сведений, размещенных для ознакомления в местах пребывания осужденных, обратившись за интересующими данными к представителям администрации, посетив библиотеку исправительного учреждения, в ходе личного приема и др.
2 ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАН В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Обязанности граждан в уголовно-исполнительном процессе
В соответствии со ст. 48 Уголовного кодекса Республики Беларусь (УК РБ) одним из видов наказаний является арест, который заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции на кратковременный срок. Несмотря на то что данное наказание существует уже 20 лет, многие вопросы, касающиеся его исполнения, не урегулированы по настоящее время, что представляется не совсем верным, так как все, что касается уголовной ответственности, должно быть четко регламентировано нормативными правовыми актами. Например, в настоящее время уголовно-исполнительным законодательством Республики Беларусь не в полной мере определен порядок направления к месту отбывания наказания осужденных к аресту, что порождает определенные проблемы при исполнении данного вида наказания.
Частью 4 ст. 58 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь (УИК РБ) определено, что порядок направления к месту отбывания наказания осужденных к аресту устанавливается Министерством внутренних дел Республики Беларусь. При этом начальник территориального органа внутренних дел до того, как направить осужденного к месту отбывания наказания, может его заключить в следственный изолятор, для чего необходимо вынести постановление. То есть из анализа норм гл. 9 УИК РБ следует сделать вывод, что законодательством не определено следующее: кто в конечном итоге и как направляет осужденных в арестные дома; возможно ли самостоятельное следование осужденного к месту отбывания наказания; последствия неприбытия в арестный дом; понятие уклонения от отбывания наказания. При этом из анализа ч. 4 ст. 58 УИК РБ можно сделать вывод, что уполномоченными органами по реализации данной нормы являются территориальные органы внутренних дел, однако прямо об этом в кодексе не говорится (указано лишь то, что начальник отдела внутренних дел может поместить осужденного в следственный изолятор).
3 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Наличие права подразумевает возможность им пользоваться, а также требовать его защиты (либо восстановления) от государства и специально уполномоченных на то органов.
Права человека и гражданина могут быть ограничены в законодательном порядке [7].
Одним из условий создания справедливой и контролируемой системы является соблюдение прав осужденного, это служит мотивацией для законопослушного поведения.
Часть 4 ст. 58 УИК РБ и приложение к ст. 59 следует исключить в связи с тем, что данные нормы будут включены в ст. 581 УИК РБ.
Для определения понятия уклонения от отбывания наказания в виде ареста представляется возможным дополнить ст. 61 УИК РБ ч. 16–20.
В ч. 16 ст. 61 УИК РБ должна содержаться общая норма понятия уклонения, которая, по нашему мнению, включает в себя два элемента: 1) неприбытие в арестный дом в установленный предписанием срок;
2) невозвращение после краткосрочного выезда в арестный дом в установленный срок. В обоих случаях необходимо выяснять причины, по которым осужденный нарушил данные требования. Если имеются уважительные причины (например, заболевание и т. д.), уклонение от отбывания наказания не наступает.
Розыском осужденного к аресту, согласно ч. 17, в обоих вышеупомянутых случаях будут заниматься территориальные органы внутренних дел, что логично, так как осужденный как в одной, так и другой ситуации должен находиться в том районе, где расположен орган внутренних дел, который и будет объявлять его в розыск. Именно сотрудники территориальных органов внутренних дел должны владеть информацией как о возможном месте нахождения беглого осужденного, так и о круге его общения, что также способствует его поиску.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В законодательстве прописан механизм реализации права осужденных на социальное обеспечение, в том числе и на получение пенсий. Исполнение требований законодательства в данной части является предметом проверок соответствующих государственных органов. Уголовное наказание в виде ареста представляет собой меру государственного принуждения, существенно изменяющего правовое положение (статус) гражданина. Кроме того, правовое положение осужденного определяет характер правоотношений между осужденными к аресту и администрацией арестного дома. Следует отметить, что каким бы суровым не было наказание, за осужденными всегда сохраняется определенная область дозволенного поведения, состоящая из определенных прав и законных интересов, а также юридических обязанностей (нередко и запретов), формирующие правовое положение лиц, отбывающих арест.
Если рассматривать ограничение свободы, то одним из элементов состава уклонения от отбывания наказания выступает отказ от вручения предписания, в котором в обязательном порядке указывается срок прибытия осужденного в исправительное учреждение открытого типа по конкретному адресу (если в срок не приезжает, то это тоже является нарушением). В связи с неопределенностью данных вопросов возникает ситуация, когда осужденный с момента вынесения приговора до вступления его в законную силу скрывается (при этом ему еще не было вручено предписание о выезде к месту отбывания наказания) и привлечь его к уголовной ответственности по данной статье УК РБ невозможно, так как ему официально не было сообщено, в каком арестном доме он обязан находиться в определенный срок. Данное положение является недопустимым, так как дает возможность избежать наказания преступнику, что является нарушением принципа неотвратимости уголовной ответственности, предусмотренного ч. 1 ст. 3 УК РБ. Задерживать осужденного к аресту, если имеется уклонение от отбывания наказания, следует органу внутренних дел по месту жительства осужденного в обязательном порядке с санкции прокурора на срок не более тридцати суток. В связи с тем, что розыскные мероприятия предполагают определенные финансовые затраты, следует предусмотреть возможность удержания с осужденного денежной суммы, которую потратили уполномоченные органы на его поиск и задержание. При этом размер денежной суммы должен быть не произвольным, а установленным в нормативных правовых актах Совета Министров Республики Беларусь (ч. 20).
1. Жаанбаева Ч. К., Могильный А. В., Калиева Г. У. Правовые гарантии обеспечения реализации прав и свобод осужденных // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 685.
2. Познышев С. В. Очерки тюрьмоведения. ‒ М., 1915. ‒ С. 87.
3. Тихонов Я.И. Субъекты общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Кириловская Н.Н., Батова О.С., Перебинос Ю.А., Перрон Ю.В., Свинин Е.В., Тихонов Я.И., Шишкин Д.А. Учебное пособие. Вологда, 2017. С. 87-104. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ссылка: https://elibrary.ru/item.asp?id=32808279 1 Орлов В. Н. Криминологический анализ места и функций уголовного наказания в виде ареста // Тр. юрид. фак. Сев.Кавк. гос. техн. ун-та. – Ставрополь, 2004. – Вып. 7. – С. 199.
4. Корельский В. М., Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2002. – С. 541.
5. Потапов А. М. Правовой статус лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы: дис. … канд. юрид. наук. – Рязань, 2006. – С. 19.
6. Орлов, В. Н. Концептуальные вопросы уголовного наказания // Тр. юрид. фак. Сев.Кавк. гос. техн. ун-та. – Ставрополь, 2004. – Вып. 5. – С. 114.
7. Курс уголовного права. Общая часть: учебник: в 2 т. Т. 2: Учение о наказании / под ред. Н. Ф. Кузьнецовой, И. М. Тяжковой. – М.: Зерцало, 1999. – С. 12.
8. Наумов А. В. Российское уголовное право: курс лекций: в 3 т. – Т. 1: Общая часть. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2010. – С. 521.
9. Уголовно-исполнительное право России: учебник / В. В. Геранин [и др.]; под ред. В. И. Селиверстова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: Инфра-М, 2014. – С. 212.
10. Становский М. Н. Назначение наказания. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 1999. – С. 111.
11. Маркс К. Сочинения: [пер.] / К. Маркс и Ф. Энгельс; предисл. Д. Рязанова. – М.; Л.: Гос. изд-во, 1928–1947. – Т. 8: Статьи. Корреспонденции. Памфлеты, 1850–1853. – 1931. – Т. XIV. – С. 531.
12. В.В.Жернаков. Свобода труда и запрещение принудительного труда в современном трудовом праве // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2013. №3. С. 94.
13. Самарцева А. Е., Жабаева Э. Ж., Журкина О. В. Правовые и организационные проблемы регулирования труда осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 39. С. 3486–3490.
14. История государства и права России. / Под ред. И.А. Исаева. - М.: Юристъ, 1994. – 797 с.
15. История государства и права СССР. Ч.1. / Под ред. О.И. Чистякова, И.Д. Мартысевича. - М.: Юристъ, 1988. - 280 с.
16. История государства и права России IX – начала ХХ вв. / Под ред. В.А. Рогова. – М.: ИМПЭ «Триада, Лтд.», 1995. – 686 с.
17. Курс уголовного права. Общая часть. Том 1. Учение о преступлении / Под ред. С.И. Изоитко. – М., 1999. – 860 с.
18. Лукашов, А.И., Саркисова, Э.А. Уголовный кодекс Республики Беларусь: сравнительный анализ и комментарий. / А.И. Лукашов, Э.А. Саркисова – Мн., 2000. – 936 с.
19. Мальцев В.В. Категория «общественно опасное поведение» и ее уголовно-правовое значение / В.В. Мальцев // Государство и право. - 1995. - №9. – С. 55-60
20. Мальцев В. Малозначительность деяния в уголовном праве / В. Мальцев //Законность. - 1999. - №1. – С. 32-37
21. Марцев А.И. Преступление как социальное явление / А.И. Марцев // Актуальные проблемы теории борьбы с преступностью и правоприменительной практики // Межвуз. сб. науч. тр. - 1998. - №7. – С. 10-17