Введение
1. Цели и задачи внеклассной работы по иностранному языку
2. Принципы организации внеклассной работы по иностранному языку
3. Формы и виды внеклассной работы
4. Методическая разработка внеклассного мероприятия по английскому языку
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество, в условиях глобализации, интернационализации и информатизации, выставляет новые требования к системе образования. Как известно, английский язык сегодня является интернациональным, и владение английским языком открывает человеку окно в новый мир, дает возможность путешествовать, стоить успешную карьеру, общаться с иностранцами, не испытывая при этом трудностей и недопониманий. Также в условиях стирания границ, необходимо обладать знаниями о своей народной культуре и о культуре изучаемого языка, обладать лингвокультурной компетенцией и быть способным строить коммуникацию в контексте диалога культур.
В современном мире иностранный язык занимает одно из важнейших мест в системе образования. Основной целью изучения иностранного языка является развитие коммуникативной компетентности. Поэтому одной из важнейших задач преподавателя сегодня является повышение мотивации к изучению английского языка. Каждый учитель пытается найти наилучший способ решения данной задачи. Пересматривается использование традиционных способов и средств воздействия на учащихся, внедряются новые технологии и нетрадиционные формы обучения, проводятся недели иностранного языка, конкурсы чтецов, различные викторины, олимпиады. Однако особый характер учебной программы таков, что она не позволяет полностью раскрыть потенциал учащихся в целях создания устойчивой мотивации для изучения иностранного языка. В этой ситуации в игру вступает внеклассная работа, которая не подразумевает четких правил поведения и не ограничивает педагога в выборе формы и места проведения мероприятия, а также в использовании современных информационных технологий. Все это положительно влияет на взаимоотношения между учителем и учеником и, таким образом, помогает построить доверие и преодолеть барьеры и создать благоприятную атмосферу для работы.
Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания и практические навыки учащихся по иностранному языку, но развивает логическое мышление и смекалку; выявляет более одаренных и способных детей, способствует их дальнейшему развитию, вовлекает детей в активную деятельность, укрепляет дисциплину, воспитывает целеустремленность, организованность и коллективизм и способствует расширению культурного кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.
Актуальность исследования заключается в том, что на современном этапе развития образования должны быть учтены требования к владению иностранными языками, не только как средством международного общения, но и как зеркалом иностранной культуры, традиций и обычаев. Учащиеся должны знать, понимать и принимать специфику других народностей.
1. Цели и задачи внеклассной работы по иностранному языку
Внеклассная работа – это деятельность учащихся класса вне уроков, в свободное от занятий время, осуществляемая под руководством и совместно с педагогом [1, c. 45].
Поскольку внеклассная работа является составной частью воспитательной работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания – усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.
Целью внеклассной работы и внеклассных мероприятий является предоставление гармонического и всестороннего развития школьников. Данное требование отвечает базовой идеи воспитания – воспитание человека, который способен в себе совмещать как моральную чистоту и духовное богатство, так и физическое совершенство [1, c. 6].
Работа во внеклассное время направлена на разрешение данных задач:
1. Создание положительной «Я – концепции» у школьника, которая характеризуется следующими условиями: уверенность в благосклонном отношении к нему окружающих его людей; убежденность в удачном овладении любым видом деятельности; чувство своей важности [1; c. 3].
Данная концепция так же определяется позитивным отношением учащегося к самому себе, а также объективностью самооценки, которая и есть основа дальнейшего индивидуального развития учащегося.
Многообразная внеучебная деятельность позволяет:
- выявить индивидуальные возможности ребенка, не всегда демонстрирующие на уроке,
- самореализоваться школьнику, повысить уверенность в себе и его самооценку,
- обогатить личный опыт учащихся,
- формировать практические умения и навыки.
2. Создание подходящих условий для накапливания навыков сотрудничества, опыта жизни в коллективе.
В силу своей специфики учебная деятельность в школе не может обеспечить полноценную структуру поддержки для формирования коллектива. Однако во внеклассных мероприятиях учащиеся вступают в многогранные отношения друг с другом. В различных видах внеклассных мероприятий учащиеся не только раскрывают свои индивидуальные способности, но и учатся жить в команде. Эта задача внеклассной деятельности обогащает опыт коллективного сотрудничества студентов, которые вместе дают огромный учебно-воспитательный эффект.
3. Создание необходимости в результативной, общественно-одобряемой работы посредством ознакомления с разными типами работы.
Эта задача выполняется посредством непосредственного знания различных видов деятельности, а также путем создания, в соответствии с индивидуальным интересом школьников к ним.
2. Принципы организации внеклассной работы по иностранному языку
Направления, формы и методы проведения внеклассных мероприятий практически совпадают с внешкольной деятельностью. В школе предпочтение отдается общей педагогической направленности, организации профессиональных и научных обществ учащихся и т.п.
Внеклассные мероприятия способствуют удовлетворению потребностей детей и молодежи в неформальном общении в клубах и любительских ассоциациях, музеях, на школьных и праздничных вечерах, фестивалях и др. Специальная форма внеурочной работы включает в себя организацию продленных дней. Самоуправление учеников имеет большое значение для работы во внеурочное время, что позволяет большинству учеников участвовать в организационной деятельности и формирует личность ребенка. Успех внеклассной работы зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния и способности учителя направить интересы учащихся в нужное русло и сделать их общественно полезными.
Участие учащихся в общественно-полезной деятельности, использование знаний и навыков, полученных в классе, помогает им осознать полезность тех знаний, которые они получают в школе, формирует положительное отношение к учению [27].
Организация внеклассных мероприятий и первоначальная поддержка учеников поручена учителям-предметникам, для которых такая внеклассная деятельность является естественным продолжением уроков.
Современная школа имеет большой опыт преподавания иностранных языков, что является частью единого образовательного процесса. Внеклассную работу по английскому языку можно определить, как систему разнородных значений, целей и методологии образовательной деятельности, выходящую за рамки обязательных учебных программ [28].
Подготовка – ответственный этап, который нужно организовать таким образом, чтобы она представляла самостоятельный интерес для учащихся.
Существуют некоторые принципы, на которые следует обратить внимание при организации внеклассного мероприятия по любому предмету. Принципы внеклассной работы по иностранному языку – исходные положения, которые определяют требования к её содержанию, методам и организационным формам. Они отвечают целям и задачам всей внеклассной работы по иностранному языку в школе и иллюстрируют суть педагогической деятельности учителя – организатора внеклассной работы.
1. Принцип практической связи обучения с жизнью. Соблюдение данного принципа обеспечивает непосредственную связь внеклассной работы по иностранному языку с условиями жизни и деятельности ребенка. Основными условиями реализации данного принципа являются:
– систематическое ознакомление подростков и старших школьников с актуальными событиями в жизни нашей страны и за рубежом;
3. Формы и виды внеклассной работы
Формы внеклассной работы – это те условия, в которых реализуется ее содержание. Форм внеклассной работы огромнейшее количество. Это многообразие создает сложности в их классификации, поэтому единой классификации нет.
Внеклассная работа может иметь две основные формы: массовые мероприятия, куда вовлекается класс как целое или даже объединения классов, и кружковая работа, объединяющая учащихся из разных классов.
Помимо урока, процесс обучения в школе осуществляется с помощью других форм. Дополняя и расширяя основную форму учебной работы, они являются ее составной частью [9]. К ним относятся: предметные кружки, экскурсии, секции, факультативы и предметы по выбору, домашняя работа и др. Эти формы еще называют внеклассной и внеурочной работой. Однако это деление несколько условно, например, есть урок–экскурсия. Все эти формы работы расширяют и дополняют возможности обучения учащихся, позволяют удовлетворить различные запросы учащихся. Они не имеют строгой регламентации, поэтому проходят в более непринужденной по сравнению с уроком обстановке.
Предметные кружки – они обычно создаются для учащихся средних и старших классов, но могут организовываться и для младших школьников, например, кружок по изучению иностранного языка. Работа в кружках способствует развитию познавательных интересов учеников, формированию мотивации к познанию, положительно сказывается на их отношении к учебе, повышает качество обучения и уровень обученности [30].
Экскурсия – такая форма урока позволяет учащимся непосредственно наблюдать изучаемые объекты и явления в их натуральном виде, в естественном для них окружении, в природе. Они обеспечивают реализацию дидактического принципа связи теории с практикой (с жизнью). Экскурсии бывают:
- вводные, обобщающие, текущие;
- производственные, природоведческие, по памятным местам, в музеи и на выставки (краеведческие, исторические, литературные и др.);
- предварительные и заключительные;
- предметные и комплексные (межпредметные).
Для детей младшего и среднего школьного возраста часто проводятся экскурсии в природу с целью наблюдения природных явлений и объектов. Особый интерес для учащихся представляют комплексные экскурсии, когда их содержание охватывает позволит ученику пополнить свои знания в области нескольких учебных предметов.
4. Методическая разработка внеклассного мероприятия по английскому языку
В данном параграфе мы представим методическую разработку классных часов, проведенных в 11 и в 6 классах.
В 11 классе было проведено внеклассное мероприятие по теме – культура и обычаи Великобритании. Данное внеклассное мероприятие может быть проведено в рамках недели английского языка в школе, или же как дополнение к школьной программе по английскому языку. Данный классный час интегрирует знания, которые учащиеся получили на уроке иностранного языка и географии. Также на данном уроке формируется социокультурная и этнокультурная компетенция учащихся.
Тема – «Do you know English customs?»
Цель классного часа – активизация страноведческого материала по теме «культура и традиции Великобритании». На занятии педагогом решаются следующие задачи:
1. систематизировать знания о традициях, обычая и праздниках Англии;
2. введение и первичное закрепление лексики;
3. формирование навыков работы в группе;
4. развитие памяти, внимания умения слушать своих сверстников;
5. стимулирование мотивации к изучению языка, культуры и традиций Англии;
6. поднятие командного духа и соревновательных качают у учащихся.
Используемое оборудование: компьютер, мультимедийная установка/интерактивная доска, экран, презентация Power Point, карточки с буквами A, B, C, D, карточки для пантомимы для каждой команды, грамота команде-победительнице.
Подробное описание хода мероприятия представлено ниже в работе.
Ход мероприятия:
1.Организационный момент:
Hello, students! I am glad to see you! Today we have an unusual lesson. The first part of it will be informative and the second part of the lesson we are going to play.First of all, lets divide into four teams: the English, the Scots, The Irish and the Welsh.
Ученики разделяются на 4 команды, названия которых соответствует 4 географическим частям Великобритании.
2. Водный этап. Просмотр видеофрагмента:
So, I would like to ask you. Are you aware of British customs? What British customs do you know? And what about British festivals? What’s your favorite holiday? Ok. You know Christmas and Halloween. But do you know something about Bonfire Night? Today you are going to learn about one more British popular festival.
Учитель показывает учащимся видео о празднике Ночь Гая Фокса – «Bonfire night». Затем, учащиеся выполняют задание по видео, обсуждают праздник.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования нами была достигнута цель, а также решены сопутствующие задачи работы. Нами была рассмотрена внеклассная работа как одна из составляющих учебного процесса, в частности мы изучили особенности проведения внеклассной работы по иностранному языку, рассмотрели формы ее организаций, а также описали основные принципы работы.
Мы можем сказать, что внеклассная работа – это деятельность во внеучебное время, что означает, что она не регулируется временем, местом или формой, что является основным преимуществом. Данный вид деятельности направлен на развитие инициативы учащегося и повышение его мотивации к изучению предмета. Внеклассные мероприятия способствуют развитию школьника как личности и помогают развивать эстетическую и творческую сторону. Также существует ряд классификаций внеклассной работы: по смыслу мероприятия, например, соревновательные; по времени – постоянные или эпизодические; по количественному признаку – индивидуальные, групповые и массовые [18].
Внеклассные мероприятия, как учебные занятия в рамках программы, должны основываться на определенных принципах. В своей работе мы выделяем 6 основных принципов: принцип связи обучения с жизнью; принцип коммуникативной деятельности учащихся; принцип учета уровня готовности учащихся к обучению; принцип учета возрастных особенностей; принцип взаимоотношений между субъектами. Образование должно основываться на том, что было усвоено, и медленно приводить учащихся к новым знаниям.
Современные внеклассные мероприятия должны быть основаны на современных технологиях. Посредством ИКТ учащиеся знакомятся с культурой изучаемого языка, компенсируют отсутствие языковой среды, изучают иноязычные реалии, тренируют произношение.
Существующие классификации, а также разнообразие форм и методов внеклассной работы помогают педагогу выбрать наилучшую форму работы, которая соответствует уровню знаний учащихся, соответствует предмету и помогает учащимся в полной мере раскрыть свой творческий потенциал. Однако наиболее популярными формами работы по-прежнему являются групповая и массовая работа, которая позволяет охватить большее количество учеников и вовлечь их в различные виды деятельности. Индивидуальная работа больше ориентирована на развитие способностей учащихся и раскрытие их потенциала [19].
На основе теоретических знаний, нам удалось разработать внеклассное мероприятие для 11 класса, которое посвящено культуре англоговорящих стран. При разработке данного мероприятия мы решили опираться на игровые технологии, которые помогают создать дух соревнования, а значит, позволяют задействовать всех учащихся. Учащимся предлагается поделиться на 4 команды и коллективно решать предложенные задания. В ходе мероприятия все задания дублируются в презентации. Чтобы мероприятие отвечало всем требованиям к использованию ТСО и аутентичных материалов, мы включили в него видеоматериалы и мультимедийные презентацию. Следует также учесть, что перед тем, как проведением такого рода мероприятий, следует постепенно подготавливать учащихся к различным видам творческих заданий, а также они должны располагать определенными знаниями лексики и навыками взаимодействия.
1. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М.: Академия, 2008. – 358 с.
2. Шапарь, В. Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов: учеб. пособие / В. Б. Шапарь. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 448 с.
3. Вульфов, В. З. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы / В. З. Вульфов. – М. «Просвещение». – 2003. – С – 14 – 18.
4. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
5. Беликова, Л.Г. Современный кабинет иностранного языка: учебное пособие / Л.Г. Беликова. – М.: Дрофа, 2010. – 221 с.
6. Савина, С.Н. Внеклассная работа по иностранному языку в средней школе / С.Н. Савина. – М.: Просвещение, 1991. – 159 с.
7. Библер В.С. Диалог культур и школа XXI века / В.С. Библер // Школа диалога культур: идеи, опыт, проблемы. – Кемерово: Алеф, 1993. – 250 с.
8. Шепелева, В.И.Принципы организации внеклассной работы / В.И. Шепелева. – М.: Высш. шк., 1991. – 117 с.
9. Подласый, В.Н. Воспитательный процесс в современной школе / В.Н. Подласый. – М.: Мысль, 2015. – 378 с.
10. Рабочая книга школьного психолога / Пол ред. И. В. Дубровиной. М., 1991Шпрангер Э. Проблемы становления личности. – М.: Форум, 2004. – 358 с.
11. Сластенин, В.А. «Воспитание младших школьников в процессе внеклассной и учебной деятельности» / В.А. Сластенин. – М. 2000. – С – 56–74.
12. Традиции и инновации в воспитательном процессе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya–rabota/library/2014/05/15/traditsii–i–innovatsii–v–vospitatelnom–protsesse.
13. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. / Г.А. Цукерман. – М.; Рига, 2005. – 278 с.
14. Методика организации и проведения классных часов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/metodika–organizacii–i–provedeniya–klassnih–chasov–300275.html.
15. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. – М.: Генезис, 2000. – 428 с.
16. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды. / Д.Б. Эльконин – М.: Форум, 2009. – 359 с.
17. Димент, А.Л. Сборник материалов для работы в школьных кружках английского языка / А.Л. Димент. – М, 1962. – 158 с.
18. Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии: учебное пособие / В.Я. Ляудис. – Спб.: Питер, 2007. – 192 c.
19. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2000. – 310 с.
20. Коноводова, Ю. А. Отличие самостоятельной деятельности учащихся от самостоятельной работы учащихся / Ю. А. Коноводова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. — Пермь, – 2011. — С. 173-176.
21. Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. – М.: Академия, 2002. – 336 с.
22. Златопольский, Д.М. Внеклассная работа / Д.М. Златопольский // Информатика: Приложение к «Первому сентября». – 2001. – №44. – С. 11.
23. Калечиц, Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися / Т.Н. Калечиц. – М.: Просвещение, 1980. – 261 с.
24. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная деятельность учащихся / П.И. Пидкасистый – М. – 1972. – 42 с.
25. Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие / В.Н. Карандашев. – Спб.: Питер, 2005. – 249 с.
26. Стоюхина, Н.Ю. Методика преподавания психологии: история, теория, практика: учебное пособие / Н. Ю. Стоюхина. – Москва: Флинта, 2009. – 181 с.
27. Таш, Э. Принципы организации самостоятельной работы учащихся во внеурочное время/ Э. Таша // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24210
28. Смолкин, А.М. Методы активного обучения: науч.-метод. пособие / А.М. Смолкин. – М.: Высшая школа, 2011. – 180 с.
29. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. – М.: МГУ, 1959. – 331 с.
30. Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения: сборник / А. Н. Леонтьев. – М.: Смысл – 2009. – 423 с.