ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СВОБОДЕ И ЛИЧНОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ
1.1 СВОБОДА И ЛИЧНАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ КАК ОБЪЕКТ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ
1.2 КОНСТИТУЦИОННЫЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ГАРАНТИИ СВОБОДЫ И ЛИЧНОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ
ГЛАВА 2 ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ И ЛИЧНОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ
2.1 РОЛЬ ОВД В ОБЕСПЕЧЕНИИ СВОБОДЫ И ЛИЧНОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ
2.2 ПРЕДЕЛЫ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ПРАВО НА СВОБОДУ И ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап конституционного развития Республики Беларусь ознаменован изменением в жизни общества и государства. Одной из важнейших идей нашего времени является обеспечение прав и свобод личности как естественных, присущих и соответствующих человеческой природе каждого отдельного человека.
Законодательство Республики Беларусь создал политику, действительную для государственности, построенную на демократических принципах, и заложил новую систему отношений между властью и личностью.
Большое значение придается основным правам и свободам человека и гражданина, которые соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права. Эти права включают в себя право человека и гражданина на свободу и личную неприкосновенность. Личные конституционные права и свободы граждан являются важнейшими элементами всей системы прав и свобод и во многом характеризуют степень цивилизованности общества и государства.
В ряду личных конституционных прав, принадлежащих человеку, одно из ведущих мест занимает право на свободу и личную неприкосновенность, которое вместе с другими естественными правами составляет основу Конституции о статусе личности и является жизненным принципом всей государственной деятельности.
Указанные обстоятельств свидетельствуют об актуальности темы исследования.
Предметом исследования курсовой работы являются теоретические положения, высказанные различными учеными и юристами.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СВОБОДЕ И ЛИЧНОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ
1.1 Свобода и личная неприкосновенность как объект конституционно-правовой охраны
Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность [9]. Содержанием данного права является физическая и психическая неприкосновенность лица и индивидуальная свобода человека.
Физическая неприкосновенность человека обеспечивается запретом посягательств на жизнь, здоровье и телесную неприкосновенность человека. Психическая неприкосновенность подразумевает запрет незаконного воздействия на психику человека.
Так, согласно Всеобщей декларации прав человека все люди рождаются свободными в своём достоинстве и правах, тем самым подчеркивая значимость права на свободу и личную неприкосновенность [4].
В статье 3 Всеобщей декларации прав человека установлено, что каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность [4], а в Международном пакте о гражданских и политических правах дано расширенное толкование:
– каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть произвольно арестован или задержан. Никто не может быть лишен свободы иначе как на таких основаниях и в установленном законодательством порядке;
– каждому арестованному должна быть сообщена причина ареста и немедленно сообщены все обвинения против него;
– каждое лицо, арестованное или задержанное по уголовному обвинению, немедленно предстает перед судьей или иным должностным лицом, имеющим законное право осуществлять судебную власть, и имеет право на судебное разбирательство в разумный срок или на освобождение;
– все люди, получившие свободу в результате ареста или задержания, имеют право на то, чтобы дело было рассмотрено судом, поэтому суд мог бы немедленно вынести постановление о законности задержания и распорядиться об освобождении, если задержание является нарушением закона;
– все лица, ставшие жертвами незаконного ареста или задержания, имеют право на компенсацию. [15].
ГЛАВА 2 ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ И ЛИЧНОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ
2.1 Роль ОВД в обеспечении свободы и личной неприкосновенности
Конституция Республики Беларусь (Конституция) в ст. 25 закрепляет, что государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Согласно ст. 59 Основного Закона государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией [9].
Государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности.
Именно ОВД, чья деятельность направлена на обеспечение и защиту прав и свобод граждан, являются таковыми, и их задачи представлены широким спектром: защита жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства от преступных и иных противоправных посягательств, обеспечение их личной и имущественной безопасности; защита прав и законных интересов организаций от преступных и иных противоправных посягательств в соответствии с компетенцией ОВД и другие [11, с.82].
Правовое регулирование неприкосновенности личности - особая задача в деятельности ОВД. Неприкосновенность вообще - состояние защищенности от каких бы то ни было посягательств на личность. Неприкосновенность личности в частности - одно из основополагающих личных прав - выступает базисом правового статуса человека и неразрывно связана с другими конституционными правами и свободами, для многих из которых она является основой для реализации [23, с.64].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный этап конституционного развития Республики Беларусь ознаменован изменением в жизни общества и государства. Одной из важнейших идей нашего времени является обеспечение прав и свобод личности как естественных, присущих и соответствующих человеческой природе каждого отдельного человека.
В ряду личных конституционных прав, принадлежащих человеку, одно из ведущих мест занимает право на свободу и личную неприкосновенность, которое вместе с другими естественными правами составляет основу Конституции о статусе личности и является жизненным принципом всей государственной деятельности.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Права человека – это совокупность естественных прав и свобод, которыми человек обладает от рождения, и не зависит от того, кем он владеет
Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность, что выражается в физической и психической неприкосновенности личности и индивидуальной свободе личности.
Содержанием этого права является физическая и психическая неприкосновенность личности и индивидуальная свобода личности.
Основные документы, закрепляющие эти права:
– Всеобщая декларация прав человека;
– Международный пакт о гражданских и политических правах;
– Европейская конвенция о защите прав и свобод человека.
С провозглашением Республики Беларусь суверенным государством активно начался процесс формирования национальной правовой системы, основанной на демократических принципах и приоритетах признанных норм международного права. Это свидетельствует о том, что характер правовой системы нашей страны сделал радикальный поворот в сторону признания и гарантирования прав и свобод личности как высшей ценности государства.
1. Административное право : учебник / под. ред. Д.Н. Бахраха, Б.В. Россинского, Ю.Н. Старилова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Норма, 2018. – 110 с.
2. Бахрах, Д. Н. Административное право. Учебник для вузов / Д.Н. Бахрах. – М.: Изд. гр. Норма – Инфра, 2016. – 275 c.
3. Бородин, С.С., Громыко, С.С. Административное право: Курс лекций. Общая и Особенная часть / С.С. Бородин, С.С. Громыко. – СПб. : ГУАП, 2017. – 432 с.
4. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml.
5. Габричидзе, Б.Н.,Чернявский, А.Г. Административное право: учебник / Б.Н.Габричидзе, А.Г.Чернявский. – М.:Проспект, 2019. – 688 с.
6. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года [Электронный ресурс] // Совет Европы. – Режим доступа: https://www.coe.int/ru/web/compass/the-european-convention-on-human-rights-and-its-protocols.
7. Козелецкий, И.В. Административное право : учеб. пособие : в 2 ч. / И.В. Козелецкий, А.И. Сухарковой. – Минск : Акад. МВД, 2018. – 438 с.
8. Козлов, Ю.М. Административное право : учебник. / Ю.М. Козлов, Л.Л. Попов – М, 2018. – 271 с.
9. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004г.). - Минск: Амалфея, 2005. - 48 с.
10. Коренев, А. П. Административное право. Учебник. Часть 1 / А.П Коренев. – М.: Щит-М, 2017. – 306 c
11. Костенников, М.В. К вопросу о некоторых актуальных проблемах административного права // Административное право и практика администрирования. – 2017. – № 4. – С. 71-95.
12. Крамник, А.Н. Административное право. Ч.1. Управленческое право / А.Н. Крамник, О.И. Чуприс – Минск: Изд. центр БГУ, 2017. – 567 с.
13. Лазарев, В.В. Общая теория права и государства: учебник / В.В. Лазарев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2016. – 472 с.
14. Манохин, В.М., Адушкин, Ю.С. Российское административное право / В.М.Манохин, Ю.С.Адушкин. – Саратов:Изд-во Саратовского универ-та, 2016. – 412 с.
15. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml.
16. Мицкевич, Л.А. Классическая теория административных правоотношений: современное наполнение / Л.А. Мицкевич // Административные правоотношения: вопросы теории и практики. – № 1/2009. – 2019. – С.3-8.
17. Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 334-З [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2020.
18. Об органах внутренних дел Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 263-З [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2020.
19. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах / под ред. проф. М.Н. Марченко. – Том 1. – М. : Зерцало, 2018. – 456 с.
20. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях 20 декабря 2006 г. № 194-З: принят Палатой представителей 9 ноября 2006 года: одобрен Советом Республики 1 декабря 2006 года [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2020.
21. Рябцев, Л.М. Административное право : учеб. пособие / Л.М. Рябцев. – Минск : Амалфея, 2019. – 320 с.
22. Скакун, О.Ф. Теория государства и права: учебник / О.Ф. Скакун. – Х. : Консум, 2017. – 379 с.
23. Теория государства и права : учебник для юридических вузов / под ред. А.С. Пиголкина. – М. : Городец, 2016. – 363 с.
24. Теория государства и права: Курс лекций / под. ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. – М.:Юристъ, 2017. – 776 c.
25. Тихомиров, Ю. А. Административное право и процесс: полный курс / Ю.А. Тихомиров. – М. 2015. – 698 c.
26. Юсупов, В.А. Теория административного права / В.А. Юсупов. – М.: Юрид. лит., 1985. – 160 с.