Введение
1 Понятие о компьютерных и мультимедийных технологиях
1.1 Понятие мультимедийных технологий и их классификация
1.2 Теоретико-методологические подходы к применению мультимедийных технологий на уроках иностранного языка
2 Интернет-технологии как интерактивное средство обучения иностранному языку
2.1 Понятие интерактивных средств обучения
2.2 Возможности использования Интернета на уроках иностранного языка
3 Возможности практического применения мультимедийных средств на уроках английского языка
3.1 Интерактивные методы обучения английскому языку с использованием компьютерных технологий
3.2 Методическая разработка урока английского языка с использованием компьютерных технологий
Заключение
Список использованных источников
Введение
Мы живем в XXI веке, веке информации и глобализации общества. Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры. Они все настойчивее проникают в различные сферы жизни современного общества: бизнес, финансы, средства массовой информации, науку и в том числе и образование.
Новые информационные технологии имеют огромный диапазон возможностей для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом. Современные педагоги ясно осознают, что компьютерные средства являются мощным инструментом обучения, важность и эффективность которого нельзя недооценить. Вместе с ним в образовательный процесс приходят новые формы и методы обучения, новая идеология глобального мышления. Рациональное сочетание традиционных образовательных средств с современными компьютерными технологиями является одним из возможных путей модернизации и повышения эффективности образования. Поэтому сегодня использование компьютерных средств и технологий на уроках уже не роскошь, а требование времени.
Одним из дидактических средств, обладающих значительным развивающим потенциалом, является мультимедиа. Применение графических иллюстраций, аудио и видео материалов, Интернет-ресурсов в учебных компьютерных системах позволяет на новом уровне передавать информацию учащимся и улучшать ее понимание. Учебные программные продукты, использующие мультимедиа, способствуют развитию таких важных качеств, как интуиция, языковая догадка, образное мышление, и более того, формируют и развивают положительную учебную мотивацию. Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей. Изучение английского языка с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся.
Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности ребенка. Усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого ученика, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала.
Актуальность данной работы состоит в определении роли мультимедийных технологий как дидактического средства повышения познавательной активности учащихся в изучении иностранного языка.
Объектом исследования являются мультимедийные средства обучения.
Предмет исследования – мультимедийные технологии как средство обучения школьников английскому языку.
Цель исследования – теоретически обосновать и доказать эффективность применения мультимедийной презентации на уроках английского языка и составить методическую разработку урока с использованием технологий мультимедиа.
1 Понятие о компьютерных и мультимедийных технологиях
1.1 Понятие мультимедийных технологий и их классификация
Возросшая производительность персональных компьютеров сделала возможным достаточно широкое применение технологий мультимедиа. В современной методике преподавания иностранных языков применению мультимедийных технологий отводится значительная роль. Итак, что же такое мультимедиа? В широком смысле – это интерактивные системы, обеспечивающие одновременную работу со звуком, анимированной компьютерной графикой, видеокадрами, статическими изображениями и текстами. Под этим термином понимается одновременное воздействие на пользователя по нескольким информационным каналам. При этом пользователю, как правило, отводится активная роль. Другими словами, мультимедиа – это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать (выводить) такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь. Слово «мультимедиа» появилось вне связи с компьютерными технологиями. Его впервые употребил английский певец и исполнитель Боб Голдштейн в 1966 году, когда устраивал свое представление. Позже этим термином обозначали любой развлекательный продукт с разными звуковыми и видео эффектами, но только в 1990-х годах окончательно было дано определение этому слову как современной компьютерной информационной технологии.
Если рассматривать понятие в узком смысле, то мультимедиа – это многокомпонентная среда, которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в режиме диалога и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Изобразительный ряд, включая образное мышление, помогает учащемуся целостно воспринимать предлагаемый материал. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материалы. Тестовые задания уже не ограничиваются словесной формулировкой, но и могут представлять собой целый видеосюжет. Перед учениками открываются огромные возможности в творческом использовании каждой индивидуальной среды, обладающей своим языком. Некоторые из этих языков пространственно-ориентированы (текст, графика), в то время как другие ориентированы на время (звук, анимация и видео) [1, с. 201].
Данный термин подразумевает создание продукта, который информирует общественность посредством внедрения и использования новых технологий, серии изображений, текста и данных, сопровождаемых звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами.
Мультимедийные технологии также включают интерактивный интерфейс и другие механизмы управления. Чтобы лучше понять, какие виды мультимедийных технологий существуют, необходимо определить и выделить основные направлениях их использования.
2 Интернет-технологии как интерактивное средство обучения иностранному языку
2.1 Понятие интерактивных средств обучения
В современной педагогической литературе под средствами обучения понимаются материальные объекты и предметы духовной культуры, используемые в целях организации и осуществления процесса обучения и воспитания, выполняющие функции развития учащихся [9, с. 34].
По мнению В.А. Скакуна, основными требованиями к средствам обучения, выступают следующие: средства обучения должны мотивировать и удовлетворять интересы учащихся, а также управлять их учебной деятельностью [10, с. 57].
Перечисленные требованиям отвечают интерактивные средства обучения. По определению Р.М. Абдуловой, интерактивные средства обучения – это средства обучения, применение которых обеспечивает диалог между участниками учебного процесса и техническими средствами обучения в режиме реального времени [11, с. 15].
В работе Т.В. Захаровой и Е.Н. Яковлевой интерактивные средства обучения определяются как технические средства обучения, предназначенные для организации взаимодействия учителя и учащихся в целях более эффективного усвоения знаний [12, с. 68].
В работе Е.Л. Батаковой интерактивные средства обучения рассматриваются как часть электронно-образовательных ресурсов. По мнению автора, с помощью интерактивных средств обучения объединяются свойства и функции ряда типов электронно-образовательных ресурсов. Они формируют электронный контент, который позволяет представить содержание предметной области учебными объектами, подвергающиеся внешней манипуляции, и процессами, которые можно изучать, анализировать и экспериментировать [13, с. 105].
Согласно С.В. Титовой, интерактивность является способностью индивида активно влиять на содержание, внешний вид и тематическую направленность компьютерной программы или электронных ресурсов, а также возможностью общаться, высказывая собственную позицию и узнавая мнение партнера по общению [14, с. 58].
Интерактивное средство обучения рассматривается М.С. Помеловой в качестве средства, обеспечивающего возникновение диалога, то есть активного обмена сообщениями между пользователем и информационной системой в реальном времени. К основным интерактивным средствам, которые используются в учебном процессе, являются: интерактивные доски и панели, интерактивные дисплеи, планшеты; системы тестирования, интерактивные презентационные трибуны; проекционные приставки, интерактивный учебный кабинет и интерактивные учебные пособия [15, с. 178].
М.С. Помелова считает, что интерактивное обучение необходимо рассматривать в контексте применения информационных технологий. Под интерактивностью в таком случае следует понимать возможность пользователя активно взаимодействовать с носителем информации (компьютером, медиа-проектором и др.) [15, с. 177].
3 Возможности практического применения мультимедийных средств на уроках английского языка
3.1 Интерактивные методы обучения английскому языку с использованием компьютерных технологий
В настоящее время основная задача развития школьного образования состоит в совершенствовании методов обучения и получения, таким образом, совершенно нового качества знаний. Так, общение на уроках иностранного языка бывает «односторонним» и «многосторонним». В первом случае это такая организация учебного процесса, в которой преобладают фронтальные формы работы. То есть учитель побуждает ученика к речевой деятельности, а ученик, в свою очередь, отвечает.
Для «многостороннего» общения характерными являются групповые и коллективные формы работы, где у каждого ученика имеется возможность проявить себя в качестве самостоятельного и полноправного участника определенной деятельности. Но именно «многостороннее» общение на уроке иностранного языка создает возможности для раскрытия личностного потенциала каждого ученика. Это могут быть интервью в учебной группе, обмен информацией, принятие групповых решений, координация совместных действий, а также дискуссия «по правилам» [22]. Все эти задания дают возможность научить школьников практически пользоваться иностранным языком.
Интерактивное обучение обладает следующими свойствами:
– представляет собой взаимодействие учителя с учащимися;
– базируется на опытах реальной жизни;
– рассматривает причины возникновения проблем [23].
Таким образом, целью интерактивного обучения является создание фундамента для решения тех или иных проблем, с которыми могут столкнуться учащиеся в реальной жизни.
Разработка и внедрение интерактивных образовательных технологий в процесс обучения иностранного языка интересует значительное количество ученых. Таким образом, существуют следующие классификации интерактивных методов. Так, согласно Ю.С. Арутюнову, в основе лежит наличие заданных моделей деятельности и наличие ролей:
1. неимитационные (проблемное обучение, практическое занятие, семинар, дискуссия, проблемная лекция, конференция);
2. имитационные, которые в свою очередь делятся на:
– игровые: деловая игра, игровое проектирование, разыгрывание ролей;
– неигровые: разыгрывание ролей, имитационные упражнения, действие по инструкции) [24].
Заключение
Проанализировав научно-теоретическую литературу по выбранной теме, можно сделать следующие выводы, что использование на уроках информационных технологий становится привлекательным для учащихся – это повышает мотивацию к обучению, улучшает качество образования, развивает навыки самостоятельной работы, дает импульс развитию интеллектуально-творческого потенциала учащихся. Систематическая работа с компьютерными заданиями учит работать в группе, что позволяет развивать в учащихся коммуникабельность, повышает продуктивность группы и отдельного ученика.
Таким образом, процесс воспитания творческой, эрудированной личности становится все более высокотехнологичным и, чтобы соответствовать современным требованиям, школе необходимо создание определенных педагогических и технических условий, при которых использование информационных технологий будет способствовать повышению интереса к предмету школьников, развития познавательной активности, достижения высоких результатов.
Во второй главе курсовой работы мы привели примеры интерактивных методов с использованием компьютера на уроках иностранного языка, разработали план урока использованием мультимедийных технологий. На сновании всего вышеизложенного мы можем сделать следующие выводы.
Результативность урока напрямую зависит от работы учителя, как координатора учебного процесса. Современность предъявляет всё более высокие требования к обучению и практическому владению английским языком как в повседневном общении, так и в профессиональной сфере. Использование компьютерных технологий способствует развитию познавательных, информационных и, конечно же, коммуникативных знаний и умений обучающихся. За счет использования интерактивных компьютерных средств можно дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения английскому языку.
Использование ИКТ позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка.
Компьютеризация процесса обучения позволяет повысить его эффективность. Изучаемый материал усваивается эффективнее, если в процессе обучения задействовано большее количество систем восприятия. При помощи информационных технологий можно обеспечить наглядность, аудио- и видеоподдержку, отработку нового материала, контроль знаний.
На занятиях английского языка прибегая к помощи материалов глобальной сети можно решить ряд таких дидактических задач как: пополнять словарный запас, совершенствовать навыки письма, чтения, говорения и аудирования.
Согласно современному образовательному стандарту, формирование коммуникативных УУД является первостепенной задачей в обучении иностранному языку. Использование ИКТ на уроках английского языка стимулирует личную, интеллектуальную активность, развивает познавательные процессы и способствует формированию коммуникативной компетенции.
1. Соломахина, И.А. Мультимедийные средства в обучении иностранным языкам/ И.А.Соломахина // Школьные технологии. – 2004. – №5. – С.198–202.
2. Виды, задачи, роль, применение мультимедийных технологий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.reklama-expo.ru/ru/articles/2016/vidy-zadachi-multimedijnyh-tehnologij/.
3. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.А. Сластенин. – М.: Издательский центр “Академия”. –2002. – 576 С.
4. Некрасова, А.Н. Классификация мультимедийных образовательных средств и их возможностей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-multimediynyh-obrazovatelnyh-sredstv-i-ih-vozmozhnostey.
5. Петрова, Л.П. Использование компьютеров на уроке иностранного языка – потребность времени / Л.П. Петрова // Иностранные языки в школе. – 2005. – №5. – С.57–60.
6. Глухова, Е. В. Целесообразность использования ИКТ в процессе обучения английскому языку // Е.В. Глухова // Учительский журнал. – 2008. – № 2. – С. 91–97.
7. Бартенева, Т. П., Ремонтова, А. П. Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии/Материалы конференции «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» Международный Пензенский Центр Федерации Интернет-образования. ИТО – 2003.
8. Курс «Системы мультимедиа» ТЕМА 2. Современные системы мультимедиа. Государственный университет Молдовы [Электронный ресурс] Режим доступа: usm.md/do/VIRTUALKA/tema2.html
9. Баранов, С. П. Методика обучения и воспитания младших школьников / под ред. С. П. Баранова. – М.: Академия, 2015. – 464 с.
10. Скакун, В. А. Организация и методика профессионального обучения / В. А. Скакун. – М.: ФОРУМ - ИНФРА-М. 2007. – 178 с.
11. Адбулов, Р. М. Использование интерактивных средств в процессе развития исследовательских умений учащихся: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Р. С. Абдулов. – Санкт-Петербург, 2013. – 24 с.
12. Захарова, Т. В. Понятие «интерактивное обучение» в педагогической литературе и образовательной практике / Т. В. Захарова, Е. Н. Яковлева // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 5. – С. 61–68.
13. Батакова, Е. Л. Интерактивные средства обучения как часть электронно-образовательных ресурсов / Е. Л. Батакова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2016. – № 1. – С. 105–110.
14. Титова, C. B. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика / С. В. Титова. – М.: П-Центр, 2009. – 240 с.
15. Помелова, М. С. Интерактивные средства обучения в инновационной образовательной среде / М. С. Помелова // Вестник МГОУ. – 2011. – № 4. – С. 177-180.
16. Сапарова, З. И. Интерактивные методы обучения на уроках русского языка / З. И. Сапарова // Молодой ученый. – 2016. – № 3. – С. 908–911.
17. Ковалева, А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе / А. Г. Ковалева. – М.: Академия, 2006. – 75 с.
18. Кротова, Т. В. Мультимедийные технологии в современном дошкольном образовании / Т. В. Кротова, Ю. А. Дмитриков, Т. В. Калинина // Сборник материалов международной научно-практической конференции. – 2016. – № 2. – С. 689–692.
19. Браун, Д.Р. Модель решения проблем для развития информационной грамотности: комплексный подход //Библиотека в школе – 2014. – №22 с. 6-11
20. Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам // Иностр. языки в школе.2011, – №4.
21. Муковникова Е.В. Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка / Е.В.Муковникова // Английский язык, Изд. дом «Первое сентября». – 2008. – №6. – с. 4-7.
22. Скакун, В. А. Организация и методика профессионального обучения / В. А. Скакун. – М.: ФОРУМ - ИНФРА-М. 2007. – 178 с.
23. Гузеев, В.В. Интерактивные технологии в образовательном процессе / В.В. Гузеев// Факультет интерактивного обучения образовательного портала «Мой университет».– 2012 [Электронный ресурс].– Режим доступа:http://moiamour.ru/publ/aktivnye_metody_obuchenija_vzroslykh/aktivnye_metody_obuchenija_v_obrazovanii_vzroslykh/interaktivnye_tekhnologii_v_obrazovatelnom_processe/152-1-0-245
24. Машура, Е.А. Классификация интерактивных методик обучения биологии / Е.А. Машура // Ярославский педагогический вестник. 2012.Том 2. №1.
25. Халтурина, О. В. Использование сервиса Веб 2.0 Voki в преподавании иностранных языков / О. В. Халтурина. // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 897–898.
26. Тевс Д.П., Подковырова В. Н., Апольских Е. И., Афонина М. В. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. – Барнаул: БГПУ, 2006.