ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 НАДЗОР КАК ОСОБЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ
2.2 НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 2 ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ВТОРГАЮЩИЕСЯ В КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ИСПОЛНЕНИЕМ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Роль прокуратуры в становлении демократического правового государства в Республике Беларусь определяется тем, что она представляет собой достаточно надёжно работающий механизм формирующейся системы разделения и взаимодействия властей. В наших условиях она является одним из элементов системы «сдержек и противовесов», устанавливает и принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы то ни они не исходили (законодательной, исполнительной, судебной властей), в то же время, организационно не входя ни в одну из ветвей государственной власти и ни в коей мере, не превращаясь в некую особую контрольную или какую-либо иную власть. Все ветви власти взаимодействуют между собой и как единая государственная власть заинтересованы в сохранении и укреплении законности, обеспечить которую и призвана прокуратура. Без соблюдения законности не может быть сильной, эффективно выполняющей свои задачи государственной власти.
Актуальность темы работы заключается в том, что на сегодняшний день прокуратура Республики Беларусь является одним из важнейших правоохранительных органов государства. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров возлагается надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров Республики Беларусь органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами. Прокурорский надзор, вся многогранная деятельность прокуратуры Республики Беларусь являются важной гарантией защиты прав и свобод граждан, интересов юридических лиц и государства в целом.
ГЛАВА 1 НАДЗОР КАК ОСОБЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 Основные задачи и полномочия органов прокуратуры
Изучение положения органов прокуратуры в иностранных государствах свидетельствует о том, что в большинстве Европейских стран полномочия прокуратуры значительно меньше, а сама прокуратура упоминается в Основных Законах государства достаточно редко, положение этого органа определяется отдельными законодательными актами о ее организации и судебно-процессуальными нормами. С функциональной точки зрения с прокуратурой Республики Беларусь по выполняемым задачам схожа прокуратура России.
Так, прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля и их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (п. 2 ст. 1 Закона «О прокуратуре Российской Федерации») [24].
Таким образом, прокуратурой Российской Федерации надзор осуществляется за деятельностью должностных лиц названных органов. Функции органов прокуратуры Республики Беларусь по надзору за применением норм законодательства должностными лицами согласно Основному Закону не ограничены кругом перечисленных органов. Соответственно есть основания говорить о наличии у прокуратуры Республики Беларусь права осуществлять надзор за должностными лицами органов и организаций, кроме должностных лиц, которые обладают исключительным статусом, определенным Основным Законом.
ГЛАВА 2 ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ВТОРГАЮЩИЕСЯ В КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ
В Конституции Республики Беларусь (ст. 125–128) наряду с важнейшими государственно-правовыми институтами нашел свое законодательное закрепление институт прокурорского надзора. Правовое регулирование прокурорского надзора на конституционном уровне свидетельствует об усилении правовых гарантий, обеспечивающих строгое и точное исполнение, а также соблюдение законов, подзаконных актов. Законность как неотъемлемый признак правового государства лишь тогда сможет выполнить свою организационную функцию, когда все правовые предписания будут претворяться в жизнь.
В связи с этим в Конституции предусматривается целая система гарантий ее реализации. Одной из важнейших среди них является прокурорский надзор, основной и единственной задачей которого считается укрепление законности во всех сферах общественных отношений. Надзорная деятельность прокуратуры имеет решающее значение для ее взаимоотношений с другими властными органами. Прокуратура с позиций закона и, разумеется, только закона влияет на все ветви власти, выполняет функцию одного из элементов системы «сдержек и противовесов». Одновременно она способствует взаимодействию ветвей власти, их согласованному функционированию, ибо все они заинтересованы в соблюдении и укреплении законности, обеспечивать которую и призвана прокуратура [12].
Из Конституции Республики Беларусь вытекает, что прокуратура является правовым механизмом реализации полномочий Главы государства. Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета, национальной безопасности и территориальной целостности Республики Беларусь, обеспечивает взаимодействие органов государственной власти. Это направление деятельности Президента, разумеется, в пределах отведенной компетенции, полностью согласуется с назначением прокурорской системы.
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ИСПОЛНЕНИЕМ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
На сегодняшний день основными направлениями деятельности прокуратуры являются следующие виды надзора:
- за исполнением законодательства;
- за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
- за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;
- за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;
- за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера.
Как видно, среди перечисленных направлений нет надзора за обеспечением прав и свобод человека. Вместе с тем, в Модельном законе «О прокуратуре содержится глава 4 «Надзор за соблюдением законов, прав и свобод человека и гражданина», в которой определены предмет такого надзора и полномочия прокурора в рамках осуществления данного надзора [16].
Также, в Федеральном законе от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» содержится глава 2 раздела III, посвященная непосредственно надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. в соответствии со ст. 26 данного Закона предметом такого надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина [24]:
- федеральными органами исполнительной власти;
- Следственным комитетом Российской Федерации;
- представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации;
- органами местного самоуправления;
- органами военного управления;
- органами контроля, их должностными лицами;
- субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания;
- органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, деятельность прокуратуры направлена на достижение цели – обеспечение законности и правопорядка.
Под основными направлениями деятельности прокуратуры принято понимать те пути, по которым Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, достигают цели и выполняют возложенные на них законом задачи.
Направления деятельности прокуратуры можно классифицировать по четырем группам. К первой группе относятся общий надзор, надзорная деятельность. Ко второй группе относятся борьба с нарушениями законов, борьба с преступностью. К третьей группе относится разработка мер по предупреждению преступлений и иных правонарушений или координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и правонарушениями. К четвертой группе относятся участие в совершенствовании законодательства и пропаганде законов, профилактическая работа.
Прокурорский надзор за соблюдением законодательства в стадии исполнения приговора, как специализированное направление деятельности органов прокуратуры, имеет свой предмет, объект, задачи, полномочия и средства прокурорского реагирования. 340 Объектом прокурорского надзора определяются правовые границы властных требований и притязаний органов прокуратуры. Полагаем справедливым определение в качестве объекта прокурорского надзора за соблюдением законодательства при исполнении приговора органов, учреждений и должностных лиц, реализующих функцию исполнения приговора.
В качестве предмета прокурорского надзора за соблюдением законодательства при исполнении приговора выступает соответствие закону правовых актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, осуществляющих исполнение судебных постановлений и иных исполнительных документов. Предмет прокурорского надзора определяется, в частности, статьей 32 Закона о прокуратуре.
1. Бибило, В.Н. Проблемы правоведения : избранные труды / В.Н. Бибило. – Минск : Право и экономика, 2011. – 356 с.
2. Боев, А. А. Проблемы осуществления прокурорского надзора за законностью деятельности органов местного самоуправления в России и пути их решения / А.А. Боев // Теория и практика общественного развития. – 2018. – № 2. – С.454-456.
3. Василевич, Г.А. Конституция Республики Беларусь. Научно-практический комментарий / Г.А. Василевич – Минск: Право и экономика, 2000. – 454 c.
4. Василевич, Г.А. Правонарушения. Закон. Ответственность / Г.А. Василевич – Минск: Право и экономика, 2011. – 362с.
5. Винокуров, Ю.Е. Прокурорский надзор: Учебник / Ю.Е. Винокуров и др.: под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-М, 2011. – 352 с.
6. Воронин, О.В. Прокурорский надзор в Российской Федерации: вопросы Общей части: Учебное пособие. – Томск: Изд-во НТЛ, 2007. – 192 с.
7. Гавриленко, В. А. Надзор прокуратуры за соблюдением прав и свобод человека и гражданина: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.11 / Д.А. Гавриленко; Уральская государственная юридическая академия. – Екатеринбург, 2007. – 31 с.
8. Данилевич, А. А. Прокурорский надзор: учеб.-метод. пособие для студентов юрид. спец. БГУ / А. А. Данилевич. – Минск: БГУ, 2013. – 35 с.
9. Емельянов С.Л. Прокурорский надзор: тексты лекций / С.Л. Емельянов // ГГУ, Гомель, 2005. – 144 с.
10. Кодавбович, В.А. Конституционное право Республики Беларусь / В.А. Кодавбович, В.А. Круглов. – Минск: Амалфея, 2007. – 528 с.
11. Кожевников, О. А. О направлениях деятельности прокуратуры [Электронный ресурс] / Отрасли права : аналитический портал. – Режим доступа: http://xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/21203.
12. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.) – Минск : Амалфея, 2005. – 48 с.
13. Куленко, О.И. Место прокуратуры в системе государственно-правовых институтов, защищающих прав и свобод человека и гражданина / О.И. Куленко // Вестник Челябинского государственного университета, № 7 / 2007. – С.41-45.
14. Марчук В., Рочева Е. Об основных направлениях надзорной деятельности прокуратуры (на основе сравнительного анализа законодательства о прокуратуре государств-участников СНГ) / В. Марчук, Е. Рочева // Законность и правопорядок. – 2017. – № 2 (42). – С.24-28.
15. Масловская, Т. С. Конституционное право Республики Беларусь: ответы на экзаменац. вопр. / Т. С. Масловская. – 3-е изд., перераб. – Минск: ТетраСистемс, 2009. – 224 с.
16. Модельный закон о прокуратуре [Электронный ресурс] / Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=39521#0.
17. О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 8 мая 2007 г., № 220-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 18.07.2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
18. Пискунович, Е. С. Профилактическая деятельность органов прокуратуры по противодействию коррупции / Е.С. Пискунович // Вестник Полоцкого государственного университета. – 2016. – № 13. – С.172-176.
19. Поляков, М. П. Прокурорский надзор: конспект лекций / М. П. Поляков, А. Ф. Федулов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высшее образование, 2017. – 165 с.
20. Право и демократия: cб. науч. тр. Вып. 20 / редкол.: В. Н. Бибило (гл. ред.) [и др.]. – Минск: БГУ, 2009. – 327 с.
21. Сенько, А. С. Прокурорский надзор за соблюдением законодательства при исполнении приговора / А. С. Сенько // Право и демократия. Сборник научных трудов. – Минск : БГУ – 2014. – Вып. 25. – С. 297–311.
22. Соглашение о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Республики Беларусь и Генеральной прокуратурой Республики Таджикистан. Вступило в силу 18 июля 2017 г. // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь,
23. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 11 янв. 1999 г., № 295-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 08.01.2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
24. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/.
25. Шостак, М. А. Прокурорский надзор: ответы на экзаменац. вопр. / М. А. Шостак. – 3-е изд., перераб. – Минск: ТетраСистемс, 2012. – 288 с.