Введение
Взросление молодого человека, его вхождение во взрослый мир характеризуется следующими противоречиями: с одной стороны, вступление на путь взросления сопровождается акселерацией (быстрым половым созреванием) и ранней социальной активностью и мобильностью (быстрым самоопределением в профессии), позволяющими сократить границы вхождения в брачно –семейные отношения; с другой стороны, взросление сопровождается психологической незрелостью, в результате чего границы брачного возраста становятся шире до неопределенного возраста.
Ученые обращают внимание на слабую ориентацию подрастающего поколения на создание семьи и недостаточную подготовку к семейному образу жизни (Т.И. Дымнова, Е.И. Зритнева, В.Т. Лисовский, Е.М. Черняк, Л.Б. Шнейдер). Сохранение и укрепление авторитета семьи в глазах подрастающего поколения в настоящее время является приоритетной задачей, стоящей перед человеком и обществом. От того, как сегодня молодые люди относятся к семье, будет зависеть судьба их семей в будущем как социального института.
Сегодня подготовка к браку является актуальной и востребованной темой в обществе.
В современном мире всё больше мы наблюдаем, как меняется отношение к семье. На сегодняшний день очень низкая популярность законного брака. Актуальным стало жить не в традиционном браке, например, в «гражданском». Сегодня в Европе лишь каждая четвертая семейная пара регистрирует свой брак. В настоящее время большая половина семенных пар живут в гражданском браке, и таких браков становится все больше и больше. Интерес к изучению темы семьи до сих пор не ослабевает, а усиливается.
Проблема выбора партнера, как и специфика добрачного и предбрачного периодов, крайне редко подвергались исследованиям.
Отдельные ее аспекты освещались в работах Б.Ю. Шапиро, А.Н. Обозовой и В.И. Штильбанс, Л.Я. Гозмана, Л.П. Панковой, В.А. Сысенко, М.А. Абалакиной
Особо следует отметить исследования, посвящённые изучению социально –психологических и педагогических факторов, оказывающих влияние на готовность к семейной жизни (И.Ю. Зудилина, С.В. Ковалёв, Т.Н. Тычкова и др.).
Изучение психологической готовности к браку является актуальным в настоящее время. Уровень психологической готовности молодых людей к вступлению в брак определяется системой мотивов, среди которых главное место занимают любовь, стремление иметь детей, а также материальная и
Глава 1. Теоретический анализ научных подходов к проблеме формирования готовности молодежи к браку
1.1 Понятие готовности к брачным отношениям
Семье и браку посвящено огромное количество исследований с древности до наших дней. Ещё Платон и Аристотель говорили о супружестве и семье. Изменение семьи эволюционировало от беспорядочных половых связей (промискуитета), группового супружества, матриархата и патриархата до моногамии. По мере того, как общество эволюционировало, семья переходила от низшей формы к высшей [32, с. 17].
Сложность и многогранность брака и семьи объединяет большое количество определений этих понятий, которые встречаются в научной литературе. Понятия «брак» и «семья» тесно взаимосвязаны. Однако в сути этих понятий есть немало специфического.
Брак – это исторически сложившийся социальный институт для регулирования сексуальных отношений между мужчиной и женщиной. Целью брака всегда считалось создание семьи.
Брак – это общественный институт, исторически обусловленная и форма отношений между полами, которая регулируется обществом. Брак позволяет определить права и обязанности между мужчиной и женщиной и их детьми.
Семья – это сложное социальное образование. Ученые видят в ней конкретную систему взаимоотношений между супругами, которая сложилась в процессе истории, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [29, с. 4].
По мнению В. Сиволобова, семья – это добровольный союз женщины и мужчины для удовлетворения духовных, социальных, сексуальных потребностей, эмпиративной потребности, потребности в рождении и воспитании детей, «для создания личного и нерушимого очага верности, любви, стабильности и безопасности в огромном непростом мире жизни [44, с. 4].
Важными условиями создания и развития семьи – это совместная деятельность и немаловажное значение имеет – жилище, дом, собственность как экономическая основа для жизни, а также культура взаимоотношений, которая определяется культурой определенного государства, народа, конфессии.
Подготовка юношей и девушек к браку, к будущей семейной жизни –это неотделимо от системы воспитания будущего подрастающего поколения.
Глава 2. Экспериментальное исследование
2.1 Описание процедуры исследования и характеристика выборочной совокупности
Количество испытуемых составило 50 человек: 25 юношей и 25 девушки в возрасте от 20 до 23 лет.
Исследование проводилось поэтапно. На подготовительном этапе, мы провели обзор литературы, исследований, а также тематически близких к нашему исследованию, что позволило определить проблему, объект, предмет и цель исследования, сформулировать свою гипотезу и задачи, подобрали методы исследования. На основном этапе во время экспериментальной работы, в сочетании с анализом научных положений об особенностях психологической готовности к браку среди молодежи, проверялась и уточнялась гипотеза исследования. В рамках этого этапа была проведена исследовательская работа. На заключительном этапе эмпирических данных, полученных из сравнительного анализа экспериментальных данных, они были подвергнуты сравнительному анализу. Проводилось оформление результатов исследования.
Для того чтобы диагностировать различия у юношей и девушек в психологической готовности к браку, компонентами которого являются эмоциональные, когнитивные и поведенческие компоненты, мы подобрали соответствующие методики, а именно модифицированную методику «Незаконченные предложения» Сакса–Леви и анкету «Мотивы вступления в брак» Голода С. И.
Кратко охарактеризуем данные методы. Анкета «Мотивы вступления в брак». В 1989 году С. И. Голод провел обстоятельное исследование, показавшее, для какой доли женихов и невест та или иная причина создания семьи являлась главной. Инструкция испытуемому. Внимательно прочитайте приведенный список мотивов, и отметьте не более трех наиболее подходящих Вам пунктов.
Мотивы:
любовь
ожидание ребенка
материальная обеспеченность будущего (ей) супруга (ги)
стабильный доход
наличие отдельной жилплощади
духовное единство
сексуальная совместимость
Заключение
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Брак – это исторически сложившийся социальный институт регулирования сексуальных отношений между мужчиной и женщиной. Целью брака всегда считалось создание семьи. Семья – это система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, малая группа, члены которой оформлены брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.
Готовность к браку – это система социально –психологических установок личности, определяющая эмоционально –психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества и одновременно это обобщающая категория, включающая целый комплекс аспектов.
Основными компонентами психологической готовности молодых людей к браку являются когнитивный, мотивационный, операциональный, эмоциональный и поведенческий.
Уровень психологической готовности молодых людей к вступлению в брак характеризуется системой мотивов, среди которых ведущее место занимают любовь, стремление иметь детей, а также материальная и эмоциональная поддержка. При этом между юношами и девушками существуют различия в преобладающих мотивах вступления в брак, но ведущими остаются любовь и желание иметь детей.
Положительное отношение к семье, противоположному полу, позитивный опыт отношений в родительской семье, а также согласованность семейных ценностей и ролевых позиций у будущих супругов способствуют формированию психологической готовности к браку.
Система мероприятий по формированию психологической готовности молодых людей к браку должна включать как теоретический курс – лекции по семейной психологии, медицине, педагогике, так и проведение психодиагностических методик с целью лучшего самопознания и проведение тренинговых мероприятий для формирования навыков общения, умения решать конфликтные ситуации и т.д.
В ходе культурно – исторического развития изменилась не только форма семейных отношений, но и содержание этих отношений, в частности между мужем и женой. С появлением моногамии это изменение в большей степени носило качественный характер.
Среди причин поиска брачного партнера чаще всего отмечается: стремление к половой близости, желание заботиться о ком –то (эти мотивы чаще отмечаются мужчинами), желание испытывать заботу (чаще отмечаются женщинами), желание любить и быть любимым (в основном у женщин),
1. Андреева, Т.В. Семейная психология: учеб. пособие / Т.В. Андреева. – СПб. : Речь, 2004, – 244 с.
2. Богданова, Е.А. Охрана здоровья девочек и девушек – основа репродуктивного здоровья женщин / Е.А. Богданова, М.И. Кузнецова, О.Г. Фролова // Акушерство и гинекология. – 1992. – №5. – С. 48–49.
3. Болотова, А.К. Психология развития / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. – М. : ЧеРо, 2005. – 524 c.
4. Григорьев, С.И. Социальная работа с молодежью : учебник для студентов вузов / С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. – М. : Гардемарин, 2006. – 206 c.
5. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. – М. : Логос, 1998. – 660 c.
6. Дорошкевич, М.П. Основы валеологии : учебное пособие / М.П. Дорошкевич, Д.М. Муравьева. – Минск : Вышейшая школа, 2003. – 768 c.
7. Ермолаева, М.В. Психология развития / М.В. Ермолаева. – М. : МПСИ ; Воронеж : МОДАК, 2009. – 376 c.
8. Ивуть, Н. Недетские проблемы детей / Н. Ивуть // Региональная газета. – 2011. – 2 февраля. – С. 9.
9. Ковалев, С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни / С.В. Ковалев. – М. : Просвещение, 1991 – 128 с.
10. Кон, И.С. Введение в сексологию / И.С. Кон. – М. : Медицина, 2003. – 320 c.
11. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С, Кон. – М. : Просвещение, 1989. – 256 c.
12. Корегин, А.Я. Секс нашей культуры / А.Я. Корегин. – Киев : Радуга, 1993. – 96 c.
13. Костиков, В. Чем опасен слишком ранний секс / В. Костиков // АиФ. – 2010. – 26 марта. – С. 6.
14. Красноярова, М.В. Практика социально-педагогической поддержки материнства девочек-подростков / М.В. Красноярова // Педагогика – XXI : материалы международной научной конференции. – Караганда : Центр гуманитарных исследований, 2010. – Т.2. – С. 106-111.
15. Крукс, Р.Сексуальность / Р. Крукс. – М. : Мир, 2002. – 702 c.
16. Купчинов, Р.И. Формирование здорового образа жизни молодежи : пособие для кураторов и преподавателей высших учебных заведений / Р.И. Купчинов. – Минск : ИВЦ Минифина, 2004. – 211 с.
17. Курбатова, В.И. Социальная работа / В.И. Курбатова. – Ростов н/Д. : Феникс, 1999. –576 с.
18. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. – М. : Логос, 2001. – 544 c.
19. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев. – М. : Гардарики, 2005. – 269 c.
20. Мастерс, У.Г. Основы сексологии / У.Г. Мастерс. – М. : Мир, 2008. – 721 c.
21. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М. : Просвещение, 1981. – 280 c.
22. Ночевнек, М.Н. Человеческое общение / М.Н. Ночевнек. – М. : Политиздат, 1988. – 127 c.
23. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М. : Высшее образование, 2006. – 460 c.
24. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М. : Сфера, 2004. – 480 c.
25. Подольский, В.В. Репродуктивное здоровье – важнейшая проблема современности / В.В. Подольский // Здоровье женщины. – 2003. – №1.-С. 103.
26. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан [и др.] ; под общ. ред. А.А. Реана. – СПб.: ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 c.
27. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб : Питер, 2000. – 313 c.
28. Сапогова, Е.Е. Психология развития : учебное пособие / Е.Е. Сапогова. – М. : Аспект Пресс, 2005. – 460 c.
29. Сексопатология : справочник/ Г.С. Васильченко [и др.] ; под общ. ред. Г.С. Васильченко. – М. : Медицина, 2003. – 576 c.
30. Справочник по акушерству и гинекологии / А.С. Персианова [и др.] ; под общ. ред. А.С. Персиановой. – М. : ТЦ Сфера, 1998. – 432 c.
31. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения : в 3 т. / В.А. Сухомлинский. – М. : Просвещение, 1980 – 640 с.
32. Сысенко, В.А. Новобрачные в зеркале собственных взглядов, суждений, оценок / В.А. Сысенко. – М. : Мысль, 1985 – 164 с.
33. Черкасова, В.Ю. Противоречия становления и реализации супружеских ориентаций в современный период : автореф. дис. канд. социол. наук : 22.00.06 / В.Ю. Черкасова ; Урал. гос. ун-т им. А.М. Горького. – М., 2004. – 18 с.
34. Фельдштейн, Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста / Д.И. Фельштейн // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка ; под ред. Г.В. Бурменской. – М. : МПСИ, 2004. – С. 44–49.
35. Эйдемиллер, Э.К. Психология и психиатрия семьи / Э.К. Эйдемиллер. – СПб. : Питер, 2007. – 180 с.
36. Шнейдер, Л.Б. Основы семейной психологии : учеб. пособие для вузов / Л.Б. Шнейдер. – М. : Деловая книга, 2006. – 768 с.
37. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шевандрин. – М. : Владос, 1999. – 512 с.
38. Эльконин, Б.Д. Психология развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Б.Д. Эльконин. – М. : Академия, 2001. – 144 с.
39. Эриксон, Э. Возрастные стадии развития личности / Э. Эриксон [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.socionics.ru/ericson.htm. – Дата доступа: 12.04.2017.