ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ И САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1 Понятие «самоидентификация» в психологической литературе
1.2 Сущность понятия «самосознание» в психологической литературе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ И САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В XX в. одной из главных проблем понимания личности в гуманитарных науках стала проблема идентичности. Её аспекты исследовались в большей степени в рамках философии, психологии и социологии. Путь к пониманию самоидентификации («собственного Я») берет свое начало в трудах философов, размышлявших о человеке, его душе, сознании и мышлении. В психологи «идентичность» преимущественно раскрывается в таких терминах, как «Яобраз», «Я-концепция» и др. Социологи, подразумевая ту же категорию, выражаются с помощью понятий: «социальный статус», «социальная роль», «социальная группа», философы – через «Я», «самость», «тождество» и т.д.
В XVII в. изучение собственного «Я» было одной из характеристик столетия. Декарт использовал это местоимение для обозначения новой исходной точки в философии. Его изречение: «Я мыслю, следовательно, я существую!», – положило конец недооценке индивидуального начала. Ученый исследовал свой ум как источник знаний, деятельность которого не характерна для всего общества. В современном обществе проблема идентичности и самоидентификации также не теряет своей популярности.
Самосознание – это осознание своего социального статуса и жизненных потребностей. Проблеме самосознания посвящено множество исследований в российской психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божовича, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.И. Чесноковой, А.Г. Спиркина в общих теоретических и методологических аспектах анализируется вопрос формирования самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, связанные, прежде всего, с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками других. Исследования А.А. Бодалева по социальному восприятию обострили интерес к вопросу о связи познания других людей и самопознания. Публикуются также многие философско-психологические и философские исследования, в которых анализируются проблемы, связанные с личной ответственностью, нравственным самосознанием. Работы И.С. Кон, в которых успешно синтезированы философский, общепсихологический и социально-психологический, историко-культурный аспекты, теоретические вопросы и анализ конкретных экспериментальных данных, открыли новые грани этой, пожалуй, одной из старейших проблем в психологии. Иностранная литература на темы, связанные с психологией сознания, также чрезвычайно богата – эти вопросы так или иначе присутствуют в работах У. Джеймса, К. Роджерса, Р. Бернса и многих других выдающихся ученых.
Проблема самоидентификации и самосознания личности не достаточно раскрыта в работах отечественных и зарубежных авторов, по причине этого мы остановились на данной теме в курсовой работы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ И САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
1.2 Понятие «самоидентификация» в психологической литературе
Самоидентификация как наиболее значимая характеристика человека является важным ориентиром в его социальной деятельности. Наличие негативного или положительного вектора этого процесса может существенно повлиять на поведение человека как в конкретной ситуации, так и в его жизни в целом.
Э. Эрикссон, описывая процесс самоопределения с психологической точки зрения, говорит о нем как об одновременном подсознательном отражении и наблюдении, посредством которого человек оценивает себя с точки зрения того, как другие, по его мнению, оценивают его по сравнению с самим собой и в рамках значимых для них типологий, в то же время он оценивает их суждения о нем с точки зрения того, как он воспринимает себя по сравнению с ними и с теми типами, которые значимы для него [4, с. 32].
Кроме того, доминирующую роль социальных условий в формировании и развитии индивидуальной самоидентификации выделяет Ж. Мид, который считает, что самоидентификация формируется другими. Он отмечает, что «..обход через других» является необходимой предпосылкой для самопонимания [5, с. 28]. Только через отношения с другими человек обретает представление о себе, приобретая тем самым самопознание. Наблюдая за собой глазами другого человека, мы судим о себе по реакциям других людей. Ученый отмечает, что эта способность, которая является предпосылкой для развития личности, присуща только человеческому разуму, потому что животные не склонны наблюдать за своими собственными действиями.
В российской и белорусской общепсихологической науке, прежде всего в трудах А.Н. Леонтьев С.Л. Рубинштейн А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин Д.Б. Эльконину и др. Дан достаточно однозначный ответ на вопрос: что определяет внутреннее движение развития личности - источники движущих противоречий необходимо искать в системе субъектной деятельности субъекта. А.А. Смирнов писал: «Движущей силой психического развития ..., понимаемой как самодвижение, являются, как и в любом развитии (согласно его диалектическому пониманию), противоречия ...» [6, с.121].
Срок погашения, как А.А. Бодалев, это «многомерное состояние человека, которое ... охватывает значительный период его продолжительности, этап его жизни ... никогда не является статичным образованием и, наоборот, более или менее изменчиво и изменчиво «[6, с. 145]. Но в то же время для человека всегда остается актуальной проблема адекватности своей« внутренней сущности »внешним пространствам, которые активно выстраивает индивид.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ И САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
2.1 Организация и методы исследования
Рассмотрим методики, которые можно использовать в исследовании самоидентификации и самосознания личности.
1) Одна из возможных методик это техника репертуарных решеток, разработаная на основе теории личностных конструктов Дж. Келли.
Согласно теории Дж. Келли человек не просто воспринимает окружающую его действительность, но и индивидуально интерпретирует её. Интерпретация эта осуществляется на основе личностного опыта и субъективных ценностных ориентиров. По Дж. Келли субъективный опыт организован в виде личностных конструктов.
Личностный конструкт является субъективным понятием, средством, методом, которое помогает человеку выстраивать свою линию поведения и отношения с окружающим миром. Личностные конструкты неосознанно формируются самим человеком.
Техника репертуарных решеток является методическим комплексом, который помогает исследователю реконструировать систему личностных конструктов индивида, а значит понять принципы, которыми руководствуется человек в процессах взаимодействия с социумом.
Вариантом личностного теста, созданного на базе ТРР, является «Репертуарный тест личностных конструктов», разработанный Дж. Келли. В основу метода положен тезис о том, что личность проявляет себя в оценке и прогнозировании событий.
В наиболее распространённом варианте данного теста испытуемого просят приписать значимым для него людям одну из набора важных социальных ролей (это могут быть такие роли как родитель, друг, любимый или нелюбимый учитель). После этого испытуемому предъявляются тройки фигур с заданием описать то существенное, что объединяет две фигуры и отличает от них третью (например, любимый учитель и принимающий человек приветливы, а брат угрюм). Указанная испытуемым шкала (например, «приветливость – угрюмость») является его собственным конструктом для описания людей.
Таким образом, при равномерном распределении ролей по предъявляемым тройкам фигур, «набирается» индивидуальный набор конструктов, используемый испытуемым для описания (интерпретации) других людей. Количество разнообразных личностных конструктов трактуется как уровень когнитивной сложности восприятия и оценки другого.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
В рамках психологического сообщества вопрос о идентичности признан, актуализирован и активно исследуется. Авторы различных психологических школ вкладывают свой смысл в описание данного феномена, поэтому на сегодняшний день нет единого подхода в определении этого понятия, его структуры и содержания. Но, всеми исследователями подчеркивается такая особенность идентичности как динамическая, развивающаяся структура, развитие которой происходит неравномерно и нелинейно, а также встречает кризисы на своем пути, успешное преодоление которых становится залогом становления полноценной идентичности. В современной психологической литературе выделяются два основных вида идентичности: личностная и социальная. С одной стороны, это два различных вида идентичности, с другой стороны, личностная идентичность сопровождает представления человека о групповой принадлежности и в этом смысле является необходимым элементом социальной идентичности. Решающим признаком этапа зрелости является осознание себя субъектом жизни, когда внешняя событийность, внутренние превращения, а также достижения личности увязываются ею в последовательность следствий некоторого идеального плана, стратегии самоопределения и самореализации в последующем, в процессе осуществления «замысла жизни», сами планы уточняются, детализируются, иногда изменяются, вызывая смысловое противоречие с ранее совершавшимися, достигнутыми. Это противоречие снимается переосмыслением.
Человек только благодаря взаимоотношениям с другими получает представление о самом себе, тем самым приобретая самопознание. Наблюдая за собой глазами другого, мы судим о себе по реакциям других людей. Ученый отмечает, что данная способность, являющаяся предпосылкой развития идентичности, присуща только человеческому виду, так как животным не свойственно наблюдать за собственными действиями.
Системы регуляции поведения человека в мире позволяют использовать их для описания содержания поведенческого компонента самосознания с учетом временной перспективы и предметной направленности поведения. Он выделяет шесть таких систем, непосредственно связанных с удовлетворением потребностей; с реагированием на стимул; с предрасположенностью, стереотипом, диспозицией; с социальной нормативностью; со смыслом или жизненной необходимостью, со свободным выбором. Первые три системы регуляции поведения являются общими для человека и животных, онтогенетически ранние (возникают с момента рождения), не нуждаются в представлении о мире как о целом, конкретно ситуативны. Социальная нормативность, как система регуляции поведения, онтогенетически проявляется не ранее 1 года жизни, выходит за пределы конкретной ситуации, расширяет контекст деятельности и контекст жизнедеятельности за счет включения в них значимых социальных групп, не связана с миром как целым.
1. Абельс, Х. Интеракция, идентичность, презентация / Х. Абельс. – СПб. : Алетейя, 2000. – 261 с.
2. Агеев, В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы : монография / В. С. Агеев. – М. : МГУ, 2000. – С. 203-209.
3. Антонова Н. В. Проблема личностной идентификации в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии / Н. В. Антонова // Вопросы психологии. – 2006. – № 1. – С. 131 –
4. Антонова, Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии / Н. В. Антонова // Вопросы психологии. - 1996. - №1.- С.131-143.
5. Байкова, Л. А. Социальное здоровье: методология, теория и практика: Монография /Л. А. Байкова. – Рязань: РГУ имени С. А. Есенина, 2006. – 185 с.
6. Большакова, О. Н. Самостоятельность, творчество, инициатива: монография / О. Н. Большакова. – Томск : Изд-во «STT», 2010. – 180 с.
7. Большой психологический словарь / Под общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 202 с.
8. Брылева, Л. Г. Самореализация личности / Л. Г. Брылева. – СПб. : ИОВ РАО, 2002. – 17 с.
9. Вахромов, Е. Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации / Е. Е. Вахромов. – М. : Международная пед. академия, 2001. – 160 с.
10. Врица, П. Проблема идентичности / П. Врица. – М. : Издательство Московского психолого-социального института, 2013. – 362 с.
11. Гинзбург, М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. – 2014. – № 3. – С. 43-52.
12. Гонина, О. О. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся / О. О. Гонина. – Тверь : ТвГУ, 2015. – 324 с.
13. Городшова, Е. И. Самоактуализация и ее связь с интегральной индивидуальностью: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – Пермь : Перм. гос. ун-т., 2002. – 116 с.
14. Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гофман. – М. : КАНОН-пресс-Ц, 2000. – С. 299 – 301.
15. Иванова, В. С. Феномен жизненного самоопределения: содержание и компоненты / В. С. Иванова // Известия Томского политехнического университета. – 2014. – №6. – С.92-98.
16. Иванова, Н. Л. Структура социальной идентичности личности: проблема анализа / Н. Л. Иванова // Психологический журнал. – 2004. – №1. – С. 52-60.
17. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. – М. : Владос, 2004. – 304 с.
18. Кондратьев, М. Ю. Азбука социального психолога-практика / М. Ю. Кондратьев. – М. : ПЕР СЭ, 2007. – 464 с.
19. Конюхов, Н. И. Современная психодиагностика: некоторые теоретические и практические аспекты : материалы междунар. науч.-практ. конф. / Н. И. Конюхов // Современные психотехнологии в образовании, бизнесе, политике. – М. – 2001. – С. 22-25.
20. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб. : Питер, 2005. – 560 с.
21. Либерман, А. А. Проблема формирования идентичности в подростковом возрасте // Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества. Сборник научных трудов./ Под ред. С. М. Кашапова, Ю. П. Поварёнкова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2003. – С. 283-293.
22. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб. : Питер, 2006. – 68 с.
23. Овчинникова, Ю. Г. Личностная идентичность: от философских истоков к психологической сущности / Ю. Г. Овчинникова, П. Б. Селюгина // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2012. – Т. 9. – № 1. – С. 153 – 161.
24. Овчинникова, Ю. Г. К проблеме кризиса идентичности / Ю. Г. Овчинникова // Вестник Московского университета. – 2000. – №2. – С. 84-89.
25. Павленко, В. И. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии / В. И. Павленко // Вопросы психологии. – 2000. – №6. – С.135-142.
26. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития / под ред. А. А. Реана. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. – 656 с.
27. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. – М. : Прогресс, 2008. – 412 с.
28. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2004. – 720 с.
29. Румянцева, А. В. Особенности идентичности в период юности / А. В. Румянцева. – Ярославль : Издат-во ЯГПУ, 2003. – 430 с.
30. Фрейд, З. Я и Оно / З. Фрейд. – Харьков : Фолио, 2009. – 256 с.
31. Фромм, Э. Иметь или быть / Э. Фромм. – М. : АСТ, 2007. – С. 320.
32. Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность : монография / Л. Б. Шнейдер. – М. : МОСУ, 2001. – 272 с.
33. Шнейдер, Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: Теория и методы диагностики / Л. Б. Шнейдер. – М. : МПСИ, 2007. – 345 с.
34. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М. : Прогресс, 2996. – 333 с.