ВВЕДЕНИЕ
Человек, завершая период детского возраста и нежно входя в период юности, приобретает возможность нового рождения личности. Только в этом возрасте личность либо обращается к цинизму нравственности, либо начинает сознательно стремиться к построению жизни, в основе которых лежат традиционные нравственные ориентации.
Именно в юности человек становится независимым от своих родителей и близких. Для того, чтобы понять относительность этой независимости, чтобы научиться понять ценность родственных связей и опыт старшего поколения, человеку предстоит духовный анализ, тяжелые переживания, отчуждения от привычного круга людей через рефлексивные страдания и поиск истинных ценностей к возвращению к прежней обстановке теперь уже в качестве другого человека – взрослого, способного найти себя со значимыми близкими и принять их такими, какие они есть. Ведь именно социально зрелый, взрослый, полноценный человек несет в себе постоянство мировоззрения, ценностных ориентации, сочетающих в себе независимость. Наряду с этим, стоит адекватный выбор своей будущей профессии, ведь благодаря этому выбору, молодой человек проложит себе путь в такую жизнь, о которой он мечтает.
Адекватность выбора в настоящем зависит от степени и качества знания юноши (девушки) своего личностного потенциала, способностей и склонностей, от возможности их использования наиболее благоприятно для самого себя, от системы убеждений и ценностей, а также от условий, в которых существует человек. Естественно, последующие кризисы, проблемы могут привести к переосознанию юношеских принципов, взрослый человек может кардинально изменить точку зрения по отношению к совершаемым им поступкам и происходящим событиям, но все перечисленные условия в совокупности предопределяют характер развития жизненного пути человека впоследствии.
1. Теоретический анализ взаимосвязи личностных особенностей выпускников школы с выбором профессии
1.1 Понятие личностное развитие и самоопределение.
Проблема самоопределения в настоящее время приобретает особое значение. Ранний юношеский возраст – период, в который происходят наиболее значительные изменения в психике. Именно в это время самоопределение становится аффективным, жизненно важным центром ситуации молодых людей.
Для ранней юности характерна устремленность в будущее, вперед. Если в 15 лет жизнь полностью не изменилась, и старший подросток остался в школе, то он тем самым отдалил на два года выход во взрослую жизнь. Обычно, это выбор дальнейшего пути, своего профессионального определения. В этот непродолжительный срок нужно создать жизненный план – решить вопросы, кем быть (в профессиональном плане) и каким быть (определение личности или моральное самоопределение). Жизненный план – не то же самое, что подростковые мимолетные мечты о будущем. Когда планы сводятся к намерению учиться, заниматься в будущем интересной работой, иметь надежных друзей и много путешествовать, это еще нельзя назвать жизненной перспективой. Юноша должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.
Самоопределение связано с новым восприятием времени – соотнесением прошлого и будущего, восприятием настоящего с точки зрения будущего. В детстве свое время не воспринималось и не переживалось осознанно, «Я» охватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущее. Но восприятие времени противоречиво. Чувство необратимости времени часто сочетается с представлением о том, что время остановилось. Старшеклассник чувствует себя то еще совсем ребенком, даже совсем маленьким, то, наоборот, совсем старым и все испытавшим в жизни. Лишь
2. Эмпирическое исследование взаимосвязи личностных особенностей выпускников школы с выбором профессии
2.1 Методики проведения исследования
При работе с испытуемыми придерживались необходимые принципы поведения: объективность, корректность, контактность, ненавязчивость. Были четко разъяснены цели и задачи исследования, возможный характер использования результатов исследования. В исследовании использовался метод психологического тестирования. Для реализации поставленных выше задач были выбраны следующие методики: определение направленности личности (Б. Басса) и тест Д. Голланда по определению типа личности.
Были обработаны данные по каждой методике и выявлены результаты взаимосвязи выбора профессии с личностными особенностями выпускников школы.
Тест Д.Голланда по определению типа личности (ПРИЛОЖЕНИЕ А, таблица 1).
Изучая индивидуальные особенности людей, психолог Голланд разработал методику для определения социальной направленности личности (социального характерологического типа), выделив шесть типов:
Реалистический тип (Р)
Интеллектуальный тип (И)
Социальный тип (С)
Конвенциальный тип (К)
Предприимчивый тип (П)
Артистический тип (А)
Каждый тип личности характеризуется некоторыми особенностями:
- определенными чертами характера и складом ума;
- способностями к определенным видам деятельности;
- предпочтениями определенного рода занятий;
- содержанием увлечений;
- профессиональными возможностями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие и формирование профессионального самосознания является одним из главных моментов становления личности в на профессиональном пути. Не случайно С.М. Богославский, предложивший одно из самых удачных определений профессии, писал о том, что о профессии применительно к данному человеку можно говорить лишь тогда, когда данная профессиональная деятельность «признается за профессию личным самосознанием данного лица». Ясно, что далеко не любая работа позволяет человеку чувствовать себя полноценным членом общества (вопреки известным лозунгам о том, что «все работы хороши» и т.п.). Более того, даже представители творческих профессий, вызывающие восхищение, а иногда зависть окружающих, далеко не всегда чувствуют себя достойными людьми, которым есть чем гордиться. И дело не только в том, что им не всегда удается реализовать свои творения, замыслы, но и в том, что оценка их труда со стороны общества (и коллег) не всегда бывает справедливой. В итоге их старания, вместо того, чтобы доставлять радость самореализации, нередко приводит к большим страданиям и ощущению, что жизнь не сложилась. Неудачное самоопределение в профессии и недостаточная самореализация в общем могут стать причиной многих психологических, жизненных проблем.
Направленность личности, является системообразующим свойством личности, и так же становится частью профессионального самоопределения. Так как центральным фактором профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии, то первостепенным условием адекватного и полноценного выбора профессиональной деятельности в юношеском возрасте становится ориентация на психологические особенности направленности личности конкретного человека.
1. Аткинсон, Р.Л., Аткинсон, Р.С., Смит, Э.Е., Бем, Д.Дж., Нолен-Хоэксема, С. Введение в психологию Учебник для студентов университетов 13-е изд. / Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит, Д.Дж. Бем, С. Нолен-Хоэксема, 2000. – 700 с.
2. Боровиков, В STATISTICA. Искусство анализа данных на компьютере: Для профессионалов 2-е изд./ В. Боровиков. – СПб.: Питер, 2003. – 688 с., ил.
3. Гребень, Н. Ф. Тесты для профориентации, воспитательной работы, подбора кадров / сост. Н. Ф. Гребень. – Минск : Современная школа, 2011. – 480 с.
4. Громкова, М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности / М.Т. Громкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 415 с.
5. Дружинин, В.Н. Психология / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2002.– 672 с.
6. Дмитриева, Н. Ю. Общая психология. Конспект лекций / Н.Ю.Дмитриева. – Издательство: Эксмо, 2007. – 128 с.
7. Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э.ф. Зеер. – М.: Деловая книга, 2003. – 336 с.
8. Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. Карелин. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с. (с. 28-31)
9. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения молодежи / Е. А. Климов. – М.: Ростов-на-Дону, 2006. – 283 с.
10. Кондаков, И.М. Психология. Иллюстрированный словарь / И.М. Конда-ков. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 512 с.
11. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – Санкт – Петербург : Питер, 2005. – 940 с.
12. Ливехуд Б. Ход жизни человека // Психология развития / Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005. – 300с.
13. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 2010. – 794 с.
14. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С. Мерлин, - М., 2012. 20 с.
15. Молчанова, О. Н., Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования: учебное пособие / О.Н. Молчанова, – М.: Флинта, 2010. – 392 с.
16. Немов, Р.С. Психология. Словарь-справочник. Ч.2. / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2003. – 352 с.
17. Психологическое сопровождение выбора профессии. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. – 184 с.
18. Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения / Н.С. Пряжников. – М.: МПСИ, 2002. – 400 с.
19. Пряжников, Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения / Н.С.Пряжников. – М.: 1999. – 300 с.
20. Рогов, Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала / Е.И.Рогов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 336 с. (с. 80-84)
21. Столяренко, Л.Д., Самыгин, С.И. 1000 экзаменационных ответов по психологии / Л.Д. Столяренко, С.И.Самыгин. – Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2001. – 105 с.
22. Урутина Т. М., Агеева Л. Г. Типичные трудности и ошибки при выборе профессии у старшеклассников // Молодой ученый. — 2015. — №15. — 555-558 с.
23. Фернхем, А. Личность и социальное поведение / А. Фернхем. – СПб.: Питер, 2001. – 368 с.
24. Шапарь, В.Б. Словарь практического психолога / В.Б. Шапарь. – М.: АСП, 2004. – 734 с.
25. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.Б. Эльконин. под.ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 2009. – 554 с.