| ВВЕДЕНИЕ | |
| ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ НА МОТИВАЦИЮ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ | |
| 1.1 Понятие и сущность учебной мотивации | |
| 1.2 Стили педагогического общения | |
| 1.3 Особенности мотивации учения в младшем школьном возрасте | |
| Выводы по главе 1 | |
| ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ НА МОТИВАЦИЮ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ | |
| 2.1 Организация и методы исследования | |
| 2.2 Анализ результатов исследования | |
| Выводы по главе 2 | |
| ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
| СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ | |
| ПРИЛОЖЕНИЯ | |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема учебной мотивации представляет собой важнейший аспект современного образования, так как в ракурсе внимания учителя оказывается не только осуществляемое учащимся учение, но и происходящее в ходе учения развитие мотивационной сферы учащегося. Высокую значимость приобретает деятельность по самоизменению школьника, в процессе которой им приобретаются новые способности и способы действий с научными понятиями, видоизменяются его мотивы, сознание в целом. Сформированность мотивации представляет собой важнейший качественный показатель эффективности учебно-воспитательного процесса
Особого внимания в рассматриваемой проблеме заслуживает младший школьный возраст. Поступление ребенка в школу связано с новым этапом их развития, в ходе которого учебная деятельность становится ведущей деятельностью. В качестве значимого продукта учебной деятельности выступает не только усвоение определенного спектра знаний, которое входит в содержание обучения, но и внутренние новообразования младшего школьника в мотивационно-смысловой сфере.
На мотивацию учения в младших классах оказывают влияние многочисленные факторы: психологические и социальные. Традиционно мотивация учения рассматривается в качестве фактора школьной неуспеваемости. Успешная учебная деятельность требует не только развитых способностей, но и интереса к выполняемой деятельности, уверенность в своих способностях. В младших классах на мотивацию учения особое влияние оказывает учитель, его личностные и профессиональные характеристики.
Педагог – это инициатор учебно-воспитательного процесса, который организует и управляет им. Общение в педагогической деятельности является средством решения учебных задач, социально-психологическим обеспечением
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ НА МОТИВАЦИЮ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие и сущность учебной мотивации
Проблема мотивации и мотивов поведения – одна из фундаментальных проблем в психологии и педагогики. Значительный вклад в изучение мотивации учебной деятельности внесли отечественные ученые Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, Т.А. Саблина, Л.М. Фридман и др.
То, что побуждает индивида к деятельности, к удовлетворению каких-либо потребностей, называется мотивом. По определению В.Г. Асеева, мотивация представляет собой состояние личности, которое определяет уровень активности и направленность действий индивида в определенной ситуации [1, с. 120].
Мотивация школьника является частью мотивационной сферы, которая формируется на определенном возрастном этапе и связана с определенными целями в жизни. По определению А.А. Реана, Н.В. Бардовской, С.И. Розума, мотивационная сфера личности представляет собой совокупность устойчивых мотивов, которые имеют определенную иерархию и выражают направленность личности [18, с. 72].
Учебная мотивация – это частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность. Учебная мотивация определяется рядом следующих специфических для этой деятельности факторов:
– она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;
– организацией образовательного процесса;
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ НА МОТИВАЦИЮ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить влияние стиля педагогического общения на мотивацию учения младших школьников.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение стиля педагогического общения педагогов и мотивации учения младших школьников путем тестирования;
3) математико-статистическая обработка данных, анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.
Гипотеза исследования: стиль педагогического общения оказывает влияние на мотивацию учения у младших школьников.
База исследования: исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа №1 г. Гродно». В исследовании приняли участие 15 учащихся 3 классов в возрасте 9-10 лет и 15 педагогов начальных классов.
Методы исследования: тестирование, количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных.
Для достижения цели были использованы следующие методики:
1. Методика «Стили педагогического общения» А.К. Марковой и А.Я. Никоновой.
Назначение методики: выявление стиля педагогического общения. А.К. Маркова, А.Я. Никонова выделили следующие индивидуальные стили педагогического общения: эмоционально-импровизационный стиль,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы по проблеме исследования установлено, что учебная мотивация является частным видом мотивации, включенной в учебную деятельность, а также одним из новообразований психического развития, которое возникает в процессе осуществления учащимися учения. Мотив учения является направленностью личности школьника на разные стороны учебной деятельности. Мотивы учения бывают познавательными (внутренними) и социальными внешними). Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются: содержание учебного материала, организация учебной деятельности; коллективные формы учебной деятельности, оценка учебной деятельности, стиль педагогической деятельности.
Стиль педагогического общения представляет собой индивидуальную стабильную форму коммуникативного поведения педагога, которая проявляется в любых условиях взаимодействия, способах принятия и осуществления решений, в предпочитаемых приемах влияния на учащихся. Традиционно принято выделять следующие стили педагогического общения: авторитарный, демократический и попустительский стили. Индивидуальный стиль педагогического общения может быть эмоционально-импровизационным, эмоционально-методичным, рассуждающе-импровизационным, рассуждающе-методичным. От стиля педагогического общения в значительной степени зависит эффективность процесса обучения, особенности развития личности учащихся, формирование межличностных отношений в классе.
Учебная мотивации в младшем школьном возрасте имеет свои особенности. В младшем школьном возрасте ребенок приобретает новый статус, позицию ученика, которая характеризуется обязательностью, значимостью, высокой ответственностью. Младший школьник должен
1. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Асеев. – М. : Прогресс, 2006. – 267 с.
2. Бирюков, С.М. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников / С.М. Бирюков // Начальная школа. – 1999. – № 10. – С. 23-43.
3. Выгодина, М.В. Мотивация как фактор успешной учебной деятельности младшего школьника // Творчество субъекта познания, общения и деятельности / Под редакцией В.С. Агапова, М.М. Мишиной, М.И. Плугиной. – М., 2015. – С. 119-124.
4. Гани, С.В. Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем успеваемости / С.В. Гани и В.А. Гани // Актуальные вопросы современной науки. – 2009. – № 8. – С. 67-72.
5. Иванова, О.Ю. Психологические причины неуспеваемости школьников / О.Ю. Иванова // Вестник Российского нового университета. – 2006. – № 10. – С. 81-85.
6. Ильин, Е.П. Психология для педагогов / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2012. – 640 с.
7. Каменская, Е.Н. Психология развития и возрастная психология / Е.Н. Каменская. – М. : Феникс, 2008. – 206 с.
8. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении : Кн. для учителя / В.А. Кан-Калик. – М.: Просвещение, 1987. – 190 с.
9. Каримова, Т.С. Педагогическое общение : стили и модели / Т.С. Каримова // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. – 2009. – № 3 (50). – С. 102-108.
10. Комарова, Л.Ю. Особенности стилей педагогической деятельности, педагогического общения и направленности учителей общеобразовательных школ в работе с детьми / Л.Ю. Комарова // Актуальные проблемы психологического знания. – 2009. – № 4. – С. 32-37.
11. Маркова, А.К. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя / А.К. Маркова, А.Я. Никонова // Вопросы психологии. – 1987. – № 5. – С. 40-48.
12. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. – М. : Просвещение, 1983. – 296 с.
13. Матюхина, М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников / М.В. Матюхина. – Волгоград, 1983. – 152 с.
14. Осипян, И.Ю. Педагогическое общение и его стили / И.Ю. Осипян // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2016. – № 1 (7). – С. 26-30.
15. Плетнева, А.А. Особенности учебной мотивации младшего школьника / А.А. Плетнева // Новая наука: От идеи к результату. – 2016. – № 3-2. – С. 159-162.
16. Сапронов, И.А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника / И.А. Сапронов // Знание. Понимание. Умение. – 2008. – № 3. – С. 185-188.
17. Фролова, Н.В. Стили педагогической деятельности и педагогического общения / Н.В. Фролова // Профессиональное развитие педагогов: теория и практика. – М., 2016. – С. 11-14.
18. Фурманов, И.А. Психология общения в учебно-педагогическом процессе / И.А. Фурманов, А.А. Аладьин, Е.М. Амелишко. – Мн. : Технология, 2000. – 100 с.
19. Целуйко, В.М. Психологические основы педагогического общении. / В.М. Целуйко. – М. : Академия, 2007. – 362 с.
20. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман. – Томск : Пеленг, 1993. – 268 с.
21. Шагивалеева, Г.Р. Изучение мотивации учебной деятельности младших школьников / Г.Р. Шагиева, С.Ф. Хазиева // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6. – С. 104-105.
22. Шушкова, Е.С. Стиль общения учителя и учащегося как фактор социального статуса младшего школьника / Е.С. Шушкова // Вестник современной науки. – 2015. – № 6. – С. 95-98.
23. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. – М. : Просвещение, 2008. – 325 с.
24. Юркевич, B.C. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьников / В.С. Юркевич // Вопросы психологии. – 1980. – № 2. – С. 83-92.
25. Юрченко, Е.В. Стили педагогического общения / Е.В. Юрченко, И.К. Костенко // Вологдинские чтения. – 2009. – № 1. – С. 40-42.