ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Возрастные особенности развития детей раннего возраста
1.2 Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению образования
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе социально–политические и социально–экономические перемены усложнили функционирование системы дошкольного образования как важного фактора социального развития ребенка. В связи с повышенной занятостью родителей с каждым годом увеличивается количество детей младшего дошкольного возраста, поступающие в группы дошкольных образовательных организаций. Это требует качественного переосмысления проблемы социализации детей дошкольного возраста, их успешной адаптации в новой социальной среде дошкольного учреждения. Это подтверждается в законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012), в котором отмечается право каждого человека на образование, создание условий для развития и социальной адаптации.
Одной из основных задач дошкольного образования является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Эта задача в условиях современной дошкольной образовательной организации является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребенок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.
При неправильной организации работы по адаптации у детей младшего дошкольного возраста могут возникнуть нарушения поведения, эмоционального состояния, навыков общения. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психологическое развитие, дальнейшее благополучное существование в дошкольной образовательной организации и в семье. В связи с этим проблема адаптации детей 2–3 лет в группах короткого пребывания на современном этапе является актуальной.
Проблемы социальной адаптации и социализации личности представлены в работах Л.C. Выготского, Б.З. Вульфова, В.Н. Гурова, Л.H. Кагана, А.В. Мудрика, А.В. Петровского, Ж. Пиаже, А.А. Реана и других. Проблема социальной адаптации детей дошкольного возраста в группах короткого пребывания исследовалась Н.М. Аксариной, Н.Д. Ватутиной, А.И. Мышкис, Р.Б. Тонковой–Ямпольской и другими. В социальной педагогике проблема адаптации подрастающего поколения рассматривается в работах Е.Н. Приступы, Г.Ф. Кумариной, Д.А. Обухова, А.В. Мудрика и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Возрастные особенности развития детей раннего возраста
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст, когда все впервые, все только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причем все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребенка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности [3].
В раннем возрасте содержанием совместной деятельности ребенка и взрослого становится усвоение культурных способов употребления предметов. Взрослый становится для ребенка не только источником внимания и доброжелательности, не только «поставщиком» самих предметов, но и образцом человеческих действий с предметами:
- взрослый дает ребенку смысл действий с предметом, его общественную функцию;
- взрослый организует действия и движения ребенка, передает ему технические приемы осуществления действия;
- взрослый через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребенка.
В раннем возрасте у ребенка происходит процесс познания окружающего мира посредством предметной деятельности. На основании ситуативно–личностной формы общения строится новая потребность в предметном взаимодействии. Постепенно дети разграничивают предметную и социальную сферу. Они начинают принимать участие в совершенно новой форме общения – ситуативно–деловой общение, в рамках которого осуществляется взаимодействие ребенка и взрослого, основанное на практическом сотрудничестве.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования – выявить уровень адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению образования.
В эмпирическом исследовании принимали участие 28 детей 2–3 лет, а также 28 родителей детей 2–3 лет.
На основе теоретических положений, заявленных в исследованиях Н.М. Аксариной, Л.Н. Павловой, В.А. Алямовской, К.Л.Печоры, Г.В. Пантюхиной, Л.В. Белкиной, Д.Н. Исаева, Н.В. Соколовской, Н.П. Бадьиной и др., для определения уровня адаптации детей 2–3 лет к ДОУ мы выделили следующие показатели:
- эмоциональное состояние ребенка;
- социальные контакты ребенка;
- сон ребенка;
- аппетит ребенка.
Для изучения выделенных показателей, нами были подобраны следующие диагностические методики:
- анкетирование родителей; диагностическая методика «Готовность вашего ребенка к поступлению в детский сад» (автор: Н.В. Соколовская) (ПРИЛОЖЕНИЕ А);
- диагностическая методика «Успешность адаптации детей 2–3 лет в условиях дошкольного учреждения» (автор: А. Остроухова) – 4 серии.
Анкета для родителей «Готовность вашего ребенок к поступлению в детский сад» (Н.В. Соколовская).
Цель: выявить уровень готовности детей 2–3 лет к дошкольной образовательной организации.
Для диагностики адаптации детей чрезвычайно важны сведения, получаемые в результате опроса родителей, поскольку именно они могут предоставить ту информацию о ребенке, которая станет основной определения первичного прогноза его адаптации.
Материал: бланк анкеты «Готовность вашего ребенок к поступлению в детский сад».
Родителей просят ответить на вопросы анкеты. При ответах родители должны учитывать типичные реакций ребенка 2–3 лет на разнообразные ситуации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследовательской работы была достигнута ее цель: выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия, способствующие успешной адаптации ребенка 2–3 лет к дошкольной образовательной организации.
Также решены задачи исследования: изучена проблема адаптации детей к дошкольной образовательной организации в психолого–педагогической литературе; на основе анализа психолого–педагогической литературы выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации; разработана программа работы с педагогами, детьми и их родителями по обеспечению педагогических условий адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации.
В результате эмпирического исследования было установлено, что у большинства детей 2–3 лет выявлен средний и низкий уровень адаптации к дошкольной образовательной организации. Это значит, что эти дети не адаптировались к детскому саду, их период адаптации превысил 4 недели.
Для этих детей необходима организация специального психолого–педагогического сопровождения их адаптации с учетом их индивидуальных особенностей и с привлечением родителей.
1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / сост. Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 188 с.
2. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие. – Воронеж: “Учитель”, 2006. – 236 с.
3. Белкина, В.Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям / В.Н. Белкина, Н.Н. Васильева, Н.В. Елкина. – Ярославль: Академия, 2001. – 295 с.
4. Глебов, В. Адаптация детей младшего возраста к условиям дошкольной образовательной организации / В. Глебов // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 11. – С. 116–120.
5. Гризин, Т. Участники адаптационного периода: ребёнок – родители– педагоги / Т. Гризин, В. Бабаева // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 9. – С. 57–61.
6. Давыдова, О.И. Адаптационные группы в ДОУ / О.И. Давыдова, А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 25 с.
7. Доронова, Т. Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы / Т. Доронова, Л. Голубева // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2006. – № 5. – С. 32–34.
8. Доронова, Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.А. Доронова. // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. – С. 12– 15
9. Евстратова, Е.А. Новые формы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи / Е.А. Евстратова. – СПб.: Союз, 2003. – 276с.
10. Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеев. – М.: Проспект, 2010. – 560 с.
11. Жердева, Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) / Е.В. Жердева. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 192 с.
12. Заводчикова, О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие ДОУ и семьи / О.Г. Заводчикова. – М.: Просвещение, 2007. – 79 с.
13. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.
14. Зубова, О.Л. Психолого–педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / О.Л. Зубова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – С. 66–77.
15. Ильина, И.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие / И.С. Ильина. – М.: Просвещение, 2008. – 176 с.
16. Калинина, Р. Ребёнок пошёл в детский сад… К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении / Р. Калинина // Дошкольное воспитание. –2008. – №4. – С. 2–9
17. Карнаухова, В.К. Социальная технология адаптации детей дошкольного возраста к условиям детского дома / В.К. Карнаухова, М.Д. Кушнарева // Научное обозрение. – 2007. – № 6. – С. 116–119.
18. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. – М.: Айрис–пресс, 2–е изд., 2006. – 112 с.
19. Кирюхина, Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ / Н.В. Кирюхина. – М.: Айрис–пресс, 2006. – 112 с.
20. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2005. – 176 с.
21. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 112 с.
22. Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду. – М.: Академия, 2008. – 170 с.
23. Мокрогузова, Т.В. Адаптация ребенка к ДОУ / Т.В. Мокрогузова // Логопед. – 2013. – № 10. – С. 78–84.
24. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2003. – 688 с.
25. Новейший психолого–педагогический словарь / Под ред. А.П. Астахова. – Минск: Современная школа, 2010. – 928 с.
26. Остроухова, А.В. Успешная адаптация / А.В. Остроухова // Обруч. – 2000. – №3. – С.16–18.
27. Павлова, Л. Второй год жизни: Мамина школа / Л. Павлова // Дошкольное воспитание. – 2004. – №8. – С. 104–110
28. Пыжьянова, Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Л. Пыжьянова // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 2. – С. 14–16.
29. Серова, И.Н. Диагностика особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям группы массового детского сада / И.Н. Серова // Дефектология. – 2012. – № 6. – С. 68–74.
30. Сидоркина Т.Ю. Психолого–педагогическое сопровождение адаптации часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению Психолого–педагогическое образование. – Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2013. – 92 c.
31. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: Практическое пособие / О.В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2006. – 80 с.
32. Столяренко, Л.Д. Психология / Л.Д. Столяренко. – Ростов на/Д: Юнити, 2003. – 382 с.
33. Тимофеева, Л.Л. Проблема адаптации к ДОУ детей младшего возраста / Л.Л. Тимофеева, О.В. Бережнова // Дошкольная педагогика. – 2013. – № 7. – С. 6–10.