ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ЕГО ИЗУЧЕНИЮ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Сущность понятия «эмоциональный интеллект» и его основные теории
1.2 Особенности эмоционального развития подростков
1.3 Методы развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
2 ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Исследование эмоционального интеллекта у подростков
2.2 Разработка тренинга направленного на развитие эмоционального интеллекта у подростков
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А «МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА Н. ХОЛЛА»
ВВЕДЕНИЕ
Эмоциональный интеллект признаётся во всем мире всё большим числом исследователей. Важность, и необходимость развития составляющих эмоционального интеллекта как факторов, способствующих личностному и профессиональному росту индивида и влияющих на его успешность в жизни, также неоспоримы.
В ХХI веке новые социально-психологические стрессорные факторы определяют специфику развития личности подростка. Стремительно растёт информационное пространство, интенсифицируется интернет-коммуникация. Контакты в социальных сетях стали легко и быстро осуществимыми. Навязанные рекламой образы развлечений и гиперсексуальности также становятся опасным источником деформации представлений подростков о себе самих и границах собственной личности. В силу незрелости личности они оказываются не в состоянии совладать с потенциально неограниченным потоком информации и общения.
Подростковый возраст считается особенно «эмоционально насыщенным» и поэтому изучение эмоционального развития подростков занимает ведущее место в психологии. В последнее время интерес к проблеме эмоционального развития значительно возрос.
Эмоциональные нарушения, возникающие в этот период, имеют далеко идущие последствия. Многие исследователи связывают некоторые типы нарушения поведения у детей с различными формами эмоциональных нарушений. Неоднократно демонстрируется связь эмоционального неблагополучия с неуспеваемостью, трудностями общения со сверстниками и взрослыми и т.д.
Наиболее разработана тема эмоционального интеллекта в рамках зарубежной психологии. Теория эмоционально-интеллектуальных способностей Дж. Майера, П. Саловея, Д. Карузо, теория эмоциональной компетентности Д. Гоулмена, некогнитивная теория эмоционального интеллекта Р. Бар-Она представляют интересные решения многих теоретических и практических проблем эмоционального интеллекта. Г.Г. Гарскова, И.Н. Андреева, Д.В. Люсин, Э.Л. Носенко, Н.В. Коврига, О.И. Власова, Г.В. Юсупова, М.А. Манойлова, Т.П. Березовская, А.П. Лобанов, A.C. Петровская.
Проблема исследования сводится к недостаточной изученности методов развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте. В настоящее время большинство работ посвящено изучению эмоционального интеллекта уже состоявшейся, зрелой личности, либо личности юношеского возраста.
1 ПОНЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ЕГО ИЗУЧЕНИЮ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Сущность понятия «эмоциональный интеллект» и его основные теории
В психологии еще с начала ХХ в. велись поиски способностей, которые в отличие от традиционно выделяемого общего интеллекта связаны с социально-эмоциональной сферой психики. Ведущие специалисты в области психологии интеллекта, в том числе – социального интеллекта (Торндайк Э., Спирмен Ч., Векслер Д., Гилфорд Дж., Айзенк Г.) и др. утверждали, что люди различаются по способности понимать других людей и управлять ими, т.е. действовать разумным образом в человеческих отношениях [2, с. 15].
В отечественной психологии идея единства аффекта и интеллекта нашла свое отражение в трудах Выготского Л.С., Рубинштейна С.Л., Леонтьева А.Н. Выготский Л.С. пришел к выводу о существовании динамической смысловой системы, представляющей собой единство аффективных и интеллектуальных процессов: «Как известно, отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны представляет один из основных и коренных пороков всей традиционной психологии. Мышление при этом неизбежно превращается в автономное течение себя мыслящих мыслей, оно отрывается от всей полноты живой жизни...». Единство аффекта и интеллекта, по мнению Выготского, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики на всех ступенях развития, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта. Рубинштейн С.Л., развивая идеи Выготского Л.С., отмечал, что мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального. Однако намеченные Л.С. Выготским подходы к пониманию единства аффекта и интеллекта в процессе развития человека в свое время не получили должной разработки [2, с. 27].
Особенно близко к понятию эмоционального интеллекта подошёл Гарднер Х., который в рамках личностного интеллекта различал внутриличностный и межличностный интеллект. Способности, включённые им в эти понятия, имеют непосредственное отношение к эмоциональному интеллекту. Так, внутриличностный интеллект трактуется им как «доступ к собственной эмоциональной жизни, к своим аффектам и эмоциям: способность мгновенно различать чувства, называть их, переводить в символические коды и
2 ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Исследование эмоционального интеллекта у подростков
Многие авторы выделяют биологические и социальные предпосылки, лежащие в основе развития эмоционального интеллекта (И.Н. Андреева, Р.Д. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер, Л.В. Люсин). Особое значение для его проявления приобретает подростковый возраст. В данный период это обусловлено выраженной потребностью в эмоциональном благополучии и включает развитие способности к эмпатии, умения дифференцировать собственные эмоции и эмоции других людей, самоконтроля и самомотивации. Особенно это является важным фактором адаптации в социальном окружении .
Целью данного исследования являлось выявление особенностей эмоционального интеллекта у подростков, воспитывающихся в неблагополучных семьях, а также установления наличия гендерных различий в проявлениях эмоционального интеллекта.
Для данного исследования была использована методика определения эмоционального интеллекта Н. Холла. Тест на эмоциональный интеллект (методика Н. Холла на эмоциональный интеллект) показывает, как люди используют эмоции в своей жизни, и учитывает разные стороны эмоционального интеллекта: отношение к себе и к другим, способности к общению; отношение к жизни и поиски гармонии.
В качестве респондентов выступили подростки в возрасте 14-15 лет (мальчики и девочки). Всего в исследовании приняли участие 20 подростков (10 мальчиков и 10 девочек). Данные респонденты были подобраны таким образом, чтобы в конечном итоге получилось 4 группы по 5 человек. Расклад по группам следующий:
1 группа – подростки мужского пола 14-15 лет из неблагополучных семей (экспериментальная группа);
2 группа – подростки мужского пола 14-15 лет из благополучных семей (контрольная группа);
3 группа – подростки женского пола 14-15 лет из неблагополучных семей (экспериментальная группа);
4 группа – подростки женского пола 14-15 лет из благополучных семей (контрольная группа).
Гипотеза исследования выглядит следующим образом: способности эмоционального интеллекта у подростков, воспитывающихся в неблагополучной семье, будут менее выражены, чем у подростков из благополучной семьи, а гендерные различия в проявлении эмоционального интеллекта среди подростков из неблагополучных семей будут отсутствовать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ различных теоретических воззрений позволяет определить эмоциональный интеллект как совокупность эмоционально-когнитивных способностей к социально-психологической адаптации личности. Все структурные компоненты эмоционального интеллекта взаимосвязаны, и их тесная взаимозависимость способствует эффективному межличностному взаимодействию. Люди с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, могут управлять своей эмоциональной сферой, что обусловливает их более высокую адаптивность и эффективность в общении, они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими.
Необходимо отметить, что помимо усиления эмоций и чувств, и даже в противовес им, в подростковом возрасте развиваются способности к их саморегуляции. Подросток, более способный к интенсивным и разнообразным эмоциям, становится также более способным к их торможению волевым усилием. Учитывая, что подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, сочетании полярных качеств, выступающих попеременно, а также не забывая о том, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах, следует предположить, что в этот период жизни подрастающего человека с легкостью могут возникнуть повышенная тревожность, агрессивность, различные страхи и тревоги.
Большое разнообразие средств работы с психоэмоциональной сферой личности дает нам возможность составить насыщенную программу для подростков и предположить, что развитие эмоционального интеллекта в подростковом возрасте, возможно, будет эффективно, если применить специально разработанный тренинг.
Можно говорить о том, что у подростков, выросших в неблагополучной семье, преимущественно отсутствует или низкая мотивация в достижении успеха, как в учебе, так и в общении, не выражена способность к пониманию эмоций других людей и способность к осознанию и пониманию собственных чувств, также не выражена способность к эмпатии.
Также можно утверждать, что гипотеза относительно части «способности эмоционального интеллекта у подростков, воспитывающихся в неблагополучной семье, будут менее выражены, чем у подростков из благополучной семьи,…» полностью подтверждена. Однако в ходе
1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: Учебное пособие / В.А. Аверин. –2-е изд., перераб. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2010. – 379 с.
2. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии – А. Адлер. –М.: Аспект Пресс, 2015. – 234с.
3. Ананьев, Б.Г. Психология личности / Б.Г. Ананьев. – Самара.: Универс-группа, 2011. – 294 с.
4. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена /И.Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2006. – № 3. – С. 78-86.
5. Андреева, И.Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект» / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. –2008. –№5 – С.83.
6. Андреева, И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта/ И.Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2007. – №5. – С. 57-65.
7. Баранова, Т.С. Эмоциональное «Я-Мы» (опыт психосемантического исследования социальной идентичности) / Т.С. Баранова // Социология. – 2011. – №14. – С. 70-101.
8. Бабаева, Ю.Д. Эмоции и проблемы классификации видов мышления / Ю.Д. Бабаева // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. – 2010. – № 2. – С. 91-96.
9. Большой психологический словарь / Под редакцией Б. Г., Мещерякова, В. П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак, 2007. – 672 с.
10. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения / Г.М. Бреслав.–М: Педагогика,2012.– 144с.
11. Вайсбах, Х. Эмоциональный интеллект / Х. Вайсбах, У. Дакс. М.: Лик Пресс, 2013. – 315 с.
12. Вилюнас, В. Психология эмоций: Хрестоматия / В. Вилюнас. – СПб.: Питер, 2014. – 496 с.
13. Выготский, Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале ХХ века / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 2009. – № 2. – С.157-159.
14. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2015. – 300 с.
15. Гоулман, Д. Деструктивные эмоции / Д. Гоулман. – Минск., ООО «Попурри», 2015. – 672 с.
16. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. –СПб.: Издательство «Питер», 2014. – 464с.
17. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2011. – С. 242-244.
18. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2011. – 342 с.
19. Лук, А.Н. Эмоции и личность / А.Н. Лук. –М.: Знание, 2010. – 144 с.
20. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков. – М.: Институт психологии РАН, 2014. – 280 с.
21. Мещерякова, И.Н. Биологические и социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта / И.Н. Мещерякова // Территория науки. –2011.– № 9(10). – С. 110-115.
22. Налчаджян, А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / А.А. Налчаджян. – Ереван, 2013. – 151 с.
23. Первин, Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования /Л. Первин, О. Джон. – М: Аспект Пресс, 2013. – 607с.
24. Снегирева Т.В. Особенности межличностного восприятия в подростковом и раннем юношеском возрасте / Т.В. Снегирева, К.Н. Платон. – Кишинев: «Штиница», 2010. – 340с.
25. Ушаков, Д. В. Социальный и эмоциональный интеллект: надежды, сомнения, перспективы /Д.В. Ушаков. – М.,2010. – 98 с.
26. Юрасов, И.О. О нетрадиционных средствах развития эмоционального интеллекта. / И.О. Юрасов. // Управление персоналом. – 2008. – № 16. – С. 42-44.