ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ООН
1.1 Организация Объединенных Наций и ее специализированные учреждения
1.2 Признаки и особенности специализированных учреждений Организации Объединённых Наций
1.3 Международная правосубъектность специализированных учреждений Организации Объединенных Наций
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ООН
2.1 Правовой статус ЮНЕСКО – специализированного учреждения ООН
2.2 Сотрудничество Республики Беларусь со специализированными учреждениями ООН
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Все организации, как международного, так и регионального уровня, возникшие в 20 веке, установили для себя цель - соблюдение принципа уважения прав человека. Защита прав человека перестала быть вопросом сугубо национальным и вышла на новый уровень развития.
Поскольку постоянно меняются условия жизни человека, меняются цели, стремления человека для совершенствования общества, как следствие этого меняются формы и способы защиты человека. Государства-члены Европейского Союза, а также сам Европейский Союз и Совет Европы постоянно совершенствуют свои системы защиты прав человека посредством проведения реформ и создания новых органов и институтов. Принцип уважения прав человека в европейском праве находится в постоянном развитии и должен отвечать потребностям меняющегося общества.
Тема работы является, безусловно, актуальной, поскольку длительное время круг вопросов, непосредственно связанных с защитой прав человека, являлся прерогативой и сферой исключительной компетенции суверенных государств. Однако в силу различных процессов глобализации и эволюции международного права в области прав человека государства отказываются от абсолютизации собственного суверенитета и взаимодействуют с соответствующими правозащитными механизмами.
Во второй половине 20 века принцип уважения основных прав человека становится одним из важнейших принципов международного права.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности специализированных учреждений ООН.
Предметом исследования являются труды отечественных и зарубежных авторов, а также нормативные акты, закрепляющие основы положения и деятельности специализированных учреждений ООН.
Целью данного исследования является наиболее полное раскрытие правового статуса специализированных учреждений ООН.
Основные задачи исследования в рамках обозначенной цели сводятся к следующему:
– исследовать Организацию Объединенных Наций и ее специализированные учреждения;
– изучить признаки и особенности специализированных учреждений Организации Объединённых Наций.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ООН
1.1 Организация Объединенных Наций и ее специализированные учреждения
В настоящее время возрастает количество международных проблем, для решения которых требуются совместные усилия многих государств. Проблемы экологии, научно-технического процесса, средств массовой информации, экономики, проблемы, связанные с процессом глобализации, не могут решаться на уровне одного или нескольких государств. Данные вопросы требуют создания универсальных международных организаций.
Ярким примером такой организации является ООН. ООН служит гарантом международной безопасности и сотрудничества стран-участников в политической, экономической, социальной и культурной сферах. Путем переговоров и подписанием различных соглашений создаются специализированные учреждения ООН для достижения определенных целей в той или иной области.
Организация Объединенных Наций — это разносторонняя международная организация, призванная поддерживать мир и международную безопасность, развивать международные отношения между различными странами. ООН создана 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско. Главная цель ООН — сохранение мира во всем мире, предупреждение и урегулирование конфликтов [1, c. 516].
В настоящее время ее членами являются 193 государства [2]. Деятельность ООН регулируется принципами и целями, изложенными в Уставе ООН. В структуру ООН входят 6 главных органов: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный совет, Наблюдательный Совет, Международный суд, Секретариат [3].
ООН предоставляет площадку, где представители каждой страны могут выразить свои взгляды. Организация является механизмом, благодаря которому государства находят точки соприкосновения в различных проблемах и вырабатывают пути их решения совместными усилиями. ООН играет важную роль в урегулировании вопросов XXI века, таких как безопасность и мир, устойчивое развитие стран, климатические изменения, терроризм, соблюдение прав человека, гуманитарные и чрезвычайные ситуации и т. д. В данных вопросах и в других областях взаимодействуют специализированные учреждения ООН. Специализированные учреждения ООН — это межправительственные организации универсального характера, осуществляющие сотрудничество в специальных областях и связанные с ООН [3, с. 518].
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ООН
2.1 Правовой статус ЮНЕСКО – специализированного учреждения ООН
Сегодня в мире функционируют тысячи международных структур, различного вида и направлений деятельности. Приоритетную и решающую роль среди них играют международные межгосударственные (межправительственные) организации, обладающие самостоятельной международной правосубъектностью.
Самой крупной и универсальной по компетенции в их системе является, несомненно, Организация Объединенных Наций (ООН), система которой включает как саму Организацию Объединенных Наций, так и более тридцати связанных с ней образований, известных как программы, фонды и специализированные учреждения.
Специализированные учреждения отличает от иных международных образований ООН то, что они имеют собственный учредительный документ, носящий межправительственный характер; у них наличествует широкая международно-правовая ответственность в пределах компетенции; они осуществляют деятельность в специальной области, предусмотренной положениями Устава ООН; непосредственно связаны с ООН посредством соответствующих соглашений и резолюций [18, с.24].
Цели создания провозглашены в статье 1 её Устава – главного учредительного документа. Они сводятся к укреплению мира и безопасности через расширение сотрудничества стран и народов в области образования, науки и культуры; обеспечению справедливости; соблюдению законности; всеобщего уважения прав и основных свобод человека, провозглашенных в Уставе ООН, для всех народов, без различия расы, пола, языка или религии [3].
Создание ЮНЕСКО в 1945 г. явилось результатом осознания и глубокого убеждения стран и народов, переживших две кровопролитные войны на протяжении жизни всего лишь одного поколения, что для построения прочного мира недостаточно только политических и экономических договоренностей, мир необходимо строить еще и на моральном, а также интеллектуальном единении человечества.
Основные функции ЮНЕСКО исходят из самого названия организации – развитие международного сотрудничества в области образования, науки и культуры. Условия членства в организации следующие. Любое государство, входящие в состав ООН, может войти на правах члена в ЮНЕСКО. Если членство в ООН приостанавливается, то автоматически происходит и выход из ЮНЕСКО. Государства и территории, не входящие в ООН, могут стать членами организации при условии получения двух третей голосов генеральной конференции ЮНЕСКО.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема работы является, безусловно, актуальной, поскольку длительное время круг вопросов, непосредственно связанных с защитой прав человека, являлся прерогативой и сферой исключительной компетенции суверенных государств. Однако в силу различных процессов глобализации и эволюции международного права в области прав человека государства отказываются от абсолютизации собственного суверенитета и взаимодействуют с соответствующими правозащитными механизмами.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
В настоящее время возрастает количество международных проблем, для решения которых требуются совместные усилия многих государств. Проблемы экологии, научно-технического процесса, средств массовой информации, экономики, проблемы, связанные с процессом глобализации, не могут решаться на уровне одного или нескольких государств. Данные вопросы требуют создания универсальных международных организаций.
Организация Объединенных Наций – это главная универсальная международная организация, членами которой являются более 190 государств, и благодаря которой вопросы глобального масштаба разрешаются сообща. ООН дает возможность странам выразить свое мнение и отстоять свои интересы, но в тоже время она регулирует деятельность стран-членов. Создание специализированных учреждений предполагает более тщательное рассмотрение конкретных проблем в определенной сфере.
Специализированные учреждения ставят перед собой определенные задачи: повышение уровня жизни, полная занятость населения, создание благоприятных условий для проживания, разрешение проблем в различных сферах, обеспечение сотрудничества в области культуры и образования, соблюдение прав и свобод человека вне зависимости от религии, расы, нации и пола. ООН в случае необходимости проявляет инициативу в том, чтобы заинтересованные государства провели переговоры о создании любых новых специализированных учреждений и об установлении соответствующих связей с ООН.
1. Цыганков, П. А. Теория международных отношений: учебное пособие / П.А. Цыганков. – М.: Гардарики, 2016. – 590 с
2. Организация Объединенных Наций: официальный сайт [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. – Режим доступа: http://www.un.org
3. Устав ООН 1945 года [Электронный ресурс] // Официальное издание ООН. – Нью-Йорк, 1998. – Ст. 57.
4. Шибаева, Е.А. Специализированные учреждения ООН / Е.А Шибаева. – М.: Изд-во Московского университета, 2016. – 31 с.
5. Annoussamy, D. The United Nations Organization requires updating / D. Annoussamy // Czech Yearbook of International Law. – 2018. – Vol. IX. – P. 3-18.
6. Ануфриева, Л.П., Бекяшев, Д.К. Международное публичное право: учебник / Л.П. Ануфриева, Д.К. Бекяшев. - М.: Проспект, 2015. - 784 с.
7. Бобров, Р.В., Малинин, С.А. ООН: Международно-правовой очерк / Р.В. Бобров, С.А. Малинин. - Луганск: Изд-во ЛГУ, 2016. – 324 с.
8. Шибаева, Е.А Юридическая природа и правовое положение специализированных учреждений ООН: дис. ... док. юрид. наук наук: 12.00.10 / Е.А. Шибаева. - М., 2019. – 204 с.
9. Вильчак, Я.М. Понятие и классификация специализированных экономических учреждений системы ООН / Я.М. Вильчак // Университетские научные записки. - 2016. - №1 (17). – С. 266-272.
10. Lall, R. Beyond Institutional Design: Explaining the Performance of International Organizations / R. Lall // International Organizations. – 2017. – №71 (2). – P. 245-280.
11. Müller, J. Reforming the United Nations: A Chronology / J. Müller. – European Journal of International Law, 2018. – 386 p
12. Иванов, Ф. О юридической природе решений международных административных трибуналов / Ф. Иванов // Советское государство и право. – 2017. – № 3. С. 33-41.
13. Талаллаев, А. Н. Юридическая природа международного договора / А.Н. Таллаев. – М. : ИМО, 2016. – 263 с.
14. Шибаева, Е. А. Специализированные учреждения ООН / Е.А. Шибаева. – М. : Изд-во Московского университета, 2017. – 131 с.
15. Ушаков, Н. А. Субъекты современного международного права / Н.А. Ушаков // Советский ежегодник международного права. – 2016. – № 5. – С. 64-70.
16. Моджорян, Л. А. Основные права и обязанности государств / Л.А. Моджорян. – М. : Юрид. лит., 2015. – 88 с.
17. Черниченко, С. В. Теория международного права : в 2 т. / С.В. Черниченко. – М. : НИМП, 2019. – 336 с.
18. Мацура, К. ЮНЕСКО: стратегии кризисного периода / К. Мацура // Международная жизнь. – 2019. – №7. – С. 24-32.
19. Данные официального сайта ЮНЕСКО [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://en.unesco.org/countries/member-states
20. Малинин, С. А. О правосубъектности международных организаций / С.А. Малинин // Вестник МГУ. – М., 2015. – № 17. – С.39-45.
21. Министерство экономики Республики Беларусь: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by
22. Министерство иностранных дел Республики Беларусь : официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mfa.gov.by