ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
1.1 Сущность, содержание, признаки и целевое назначение контроля
1.2 Контроль как форма юридической деятельности, его соотношение с надзором
1.3 Виды контроля, реализуемого в Республике Беларусь, и общий порядок его осуществления
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ КОНТРОЛЯ
2.1 Государственный контроль в области местного самоуправления
2.2 Виды и формы парламентского контроля в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Систематическая деятельность любой системы, созданной для достижения общественно значимых целей, требует включения важнейшего атрибута цикла управления – контроля за реализацией нормативно установленной процедуры ее реализации для достижения поставленных задач. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью, осуществляемой на принципах заговора, особенно важен, и его задачи решаются с использованием преимущественно неофициальных возможностей и мер, в том числе ограничения прав и свобод человека и гражданина.
Контроль – это одна из функций управления, без которой невозможно полностью реализовать все другие функции управления: планирование, организация, лидерство и мотивация. Таким образом, планирование должно постоянно учитывать реальные возможности и изменяющиеся условия функционирования и развития фирм. Контроль предназначен для обеспечения правильной оценки реальной ситуации и, следовательно, создания предпосылок для внесения корректировок в запланированные показатели развития, как для отдельных подразделений, так и для всей структуры.
Актуальность темы. Как правовой институт, государственный контроль известен и востребован во всех цивилизованных демократических странах, где издавна сформировались и в настоящее время успешно функционируют системы административного государственного и бюджетно-финансового контроля, имея разветвленные сети контрольных органов.
Следует сказать, что в каждой отдельной стране на различных исторических этапах данный институт имел свои специфические черты, с применением характерных методов исходя из государственного устройства, формы правления и политического режима. Важность и необходимость эффективного государственного контроля неоднократно упоминается первыми лицами государства, политиками, поскольку реформирование контрольной деятельности – одно из приоритетных направлений административной реформы.
Объектом курсовой работы выступают общественные отношения, складывающиеся в области осуществления государственного контроля и некоторых его видов.
Предметом исследования выступают положения нормативных правовых актов, характеризующие понятие, виды и особенности осуществления государственного контроля и некоторых его видов.
Цель курсовой работы – проанализировать нормы права и научную литературу, характеризующие понятие, виды и особенности осуществления государственного контроля в Республике Беларусь.
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
1.1 Сущность, содержание, признаки и целевое назначение контроля
Все страны мира в том либо другом виде формируют систему государственного контроля, которая представляет собой совокупность разнообразных государственных органов, компетенция которых дает возможность осуществлять контроль и надзор в подавляющем большинстве сфер жизнедеятельности общества.
Принимая во внимание текущий тренд развития государственной контрольной деятельности, требуется подчеркнуть, что роль контроля в жизни общества и государства неукоснительно увеличивается. Это связано в первую очередь с потребностью повышения эффективности и качества государственного управления, что, в свою очередь, должно привести к росту качества жизни общества.
Под контролем понимается деятельность уполномоченных органов государственной власти, которая направлена на наблюдение за состоянием некоторых сфер жизнедеятельности общества, анализ полученных результатов в соответствии с установленными целями.
Содержание контроля заключается в проверке соотношения достигнутых результатов заданным параметрам и целям, а его содержание может быть показано как результат и процесс выяснения уполномоченными лицами, отвечает ли работа подконтрольных объектов установленным перед ними задачам и целям, условиям нормативных правовых актов, а также непосредственное принятие мер по предупреждению и устранению возможных «отклонений», а также применение санкций [1, с. 95].
Из указанных определений контроля вытекает, что первоочередно контроль может быть определен как функция управления, в рамках осуществления которой субъект контроля подвергает анализу деятельность и результаты деятельности подконтрольных объектов с целью контроля соблюдения объектом предъявляемых к нему запросов, с перспективой последующей корректировки его действий.
Контроль является необходимым условием поддержания дисциплины, правопорядка и организации, защиты свобод и уважения прав граждан в ходе деятельности государства, государственного аппарата, в общественной жизни [2, с. 256].
Более подробное определение контроля представлено в Большом юридическом энциклопедическом словаре: неотъемлемая часть управления объектами и процессами с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта требованиям и требованиям, предусмотренным законами, инструкциями и т. Д. нормативные акты. а также программы, планы, контракты, проекты, соглашения [3, с. 287].
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ КОНТРОЛЯ
2.1 Государственный контроль в области местного самоуправления
Проблемы организации и деятельности местного самоуправления уже много лет является предметом научного осмысления и широкого общественного обсуждения. Однако реальное положение местного самоуправления как самостоятельного института публичной власти невозможно представить и правильно оценить без должного контроля [25, с. 13].
Однако обособление местного уровня публичной власти в государственном механизме порождает противоположное отношение к контролю со стороны местного самоуправления. Часто бывает так, что контрольное состояние органа-органа рассматривается как навязчивое и связанное с нарушением принципа независимости местного самоуправления [26, с. 47], при котором формируется искаженное восприятие местной власти как организации, находящейся вне контроля правительства.
В структуре данного механизма необходимо выделять следующие основные формы контроля и надзора:
– административный контроль;
– судебный контроль;
– прокурорский надзор [27, с.58].
В литературе обстоятельно исследованы сущность, содержание, цели, задачи, формы, методы и виды надзора и контроля, но в правовой системе Беларуси отсутствует их единое нормативное понятие, а соответствующие предписания содержатся в различных документах.
Надзор призван предупреждать о негативных последствиях действий и поощрять инициативу местных органов власти, что наглядно свидетельствует как о репрессивном, так и о превентивном характере его функций. Важнейшей задачей является обеспечение законности деятельности органов местного самоуправления в сфере имущественных, экономических и финансово-бюджетных отношений.
Как обязательный элемент управления, контроль призван выявлять нарушения принципов законности, обеспечивать целевую реализацию финансовых ресурсов и эффективное использование имущества. Исполнение своих функций контролирующим органом призвано обеспечить не только законность, но и целесообразность их осуществления [28, с. 32]. В зависимости от уровня активности существует разница между началом, сейчас и следующим контролем; в зависимости от субъектов – самим или другими ведомственными органами.
В Республике Беларусь надзор и контроль за деятельностью субъектов местного управления и самоуправления осуществляет общая система государственных органов, поскольку законодательство не предусматривает создания для этих целей специальных структур. Соответствующие функции реализуют Президент Республики Беларусь, Национальное собрание, Совет Министров, Комитет государственного контроля, республиканские отраслевые и межотраслевые органы управления (Министерство финансов, Министерство экономики и др.), вышестоящие Советы депутатов и исполкомы, органы прокуратуры и суда – при поступлении заявлений и исков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Контроль является многогранным явлением. На многообразие его понимания оказывают влияние различные факторы и обстоятельства. А именно это субъекты, его осуществляющие, предмет подобного контроля, сфера контрольной деятельности и т.п.
Надзор является средством обеспечения правопорядка, применяемого к подчиненным объектам высшими органами государственного управления. Реализация контроля предполагает возможность хирургического вмешательства контролирующего субъекта в деятельность контролируемого субъекта.
Процедуры контроля направлены не только на выявление соответствия выполняемой деятельности предписаниям правовых норм, но и на оценку рациональности, рациональности и эффективности предпринятых действий. Процедуры контроля выполняются в порядке текущего контроля, то есть непрерывно, а также выборочно, во время специальных контрольных мероприятий.
В общем виде сущность контроля заключается в проверке соответствия полученных результатов заданным параметрам; непосредственно сущность контроля проявляется в его признаках, среди которых наиболее важными, на наш взгляд, следует назвать: научность, оптимальность, непрерывность, оперативность и властность.
В теории существует множество мнений относительно соотношения понятий «контроль» и «надзор». По нашему мнению, это абсолютно разные функции государственных органов, отличие которых состоит в направленности и широте распространяемого действия, а также в конечном результате.
По объему контролируемых вопросов:
– общий (контролируется вся деятельность подконтрольного объекта);
– специальный (контролируются отдельные вопросы).
В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль и характер их полномочий:
– контроль Президента Республики Беларусь;
– контроль местных представительных и исполнительных органов власти;
– контроль со стороны Комитета государственного контроля;
– внутриведомственный и надведомственный (внешний) контроль;
– административный надзор;
– судебный контроль;
– прокурорский надзор.
1. Яблонская, А.Б. Контрольно-надзорная функция государственной власти / А.Б. Яблонская // Пробелы в законодательстве. – 2019. – № 4. – С. 95-103
2. Забелов, С.М. Административное право : курс лекций / С.М. Забелов, Д.Е. Тагунов. – Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2016. – 268 с.
3. Барихин, А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь / А.Б. Барихин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Книжный мир, 2016. – 792 с.
4. Крамник, А.Н. Курс административного права Республики Беларусь / А.Н. Крамник. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск : Тесей, 2015. – 613 с.
5. Макарейко, Н.В. Административное право : конспект лекций / Н.В. Макарейко. – 5-е изд.,перераб. и доп. – М. : Высшее образование, 2019. – 189 с.
6. Балашенко, С.А. Белорусская юридическая энциклопедия. В 4 т. / С.А. Балашенко [и др.]. – Т.1. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2017. – 584 с.
7. Чиркин, В.Е. Контрольная власть / В.Е. Чиркин // Государство и право. – 2017. – № 4. – С. 11–18.
8. Тарасов, А.М. Государственный контроль: сущность, содержание, современное состояние / А.М. Тарасов // Журнал права. – 2016. – № 1. – С. 26–36.
9. Ожегов, С.И. Словарь русского языка : ок. 57 000 слов / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – 16-е изд., испр. – М. : Русский язык, 2014. – 797 с.
10. Полякова, Л.Г. К вопросу о разграничении понятий «контроль» и «надзор» в сфер банковской деятельности / Л.Г. Полякова // Юридический журнал. – 2016. – № 4. – С. 50–54.
11. Шалумов, М.С. Прокурорский надзор и государственный контроль за исполнением законов: разграничение компетенции и ответственности / М.С. Шалумов // Государство и право. – 2019. – № 1. – С. 79-85.
12. Рохлин, В.И. Прокурорский надзор и государственный контроль: история, развитие, понятие, соотношение / В.И. Рохлин. – СПб. : Изд-во «Юридичский центр Пресс», 2015. – 276 с.
13. Беляев, В.П. Контроль и надзор как формы юридической деятельности : вопросы теории и практики : автореф. … дис. докт. юрид. наук : 12.00.01 / В.П. Беляев. – Саратов, 2016. – 55 с.
14. Гавриленко, Д.А. Административное право : учебное пособие / Д.А. Гавриленко, С.Д. Гавриленко. – Минск : Амалфея, 2017. – 416 с.
15. Червякова, Т.А. Материально-правовые и процессуальные аспекты государственного контроля и надзора в сфере лицензирования / Т.А. Червякова // Право.by. – 2019. – № 3. – С. 53–60.
16. Игнатова, Н.С. Судебная власть: прерогативы контроля над законодательной и исполнительной ветвями власти / Н.С. Игнатова // Конституционное право. – 2018. – № 2. – С. 25–28.
17. Рябцев, Л.М. Административное право : учебник для студентов / Л.М. Рябцев. – Минск : Издательский центр БГУ, 2016. – 605 с.
18. Крамник, А.Н. Административное право. Часть 2. Административно-деликтное право : пособие для студентов высших учебных заведений по юридическим специальностям / А. Н. Крамник . – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск : Издательский центр БГУ, 2019. – 378 с.
19. Антонова, Н.Б. Организационная структура государственного управления : курс лекций / Н.Б. Антонова. – Минск : академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2015. – 231 с.
20. О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах : Закон Республики Беларусь от 1 июл. 2010 г., № 142-З [Электронный ресурс] // Эталон – Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
21. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2005. – 48 с.
22. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь : Указ Президента Республики Беларусь от 16 окт. 2009 г., № 510 [Электронный ресурс] // Эталон – Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
23. Студенкина, М.С. Государственный контроль в сфере управления / М.С. Студенкина. – М. : Юрид. лит., 2017. – 160 с.
24. Зеленцов, А.Б. Контроль за деятельностью исполнительной власти в зарубежных странах : учебное пособие / А.Б. Зеленцов. – М. : Изд-во РУДН, 2016. – 190 с.
25. Бурмистров, А.С. Структура контрольной власти / А.С. Бурмистров // Государственная власть и местное самоуправление. – 2019. – № 4. – С. 13-21.
26. Коршунов, С.А. Государственный контроль деятельности местного самоуправления / С.А. Коршунов // Журнал права. – 2016. – № 9. – С. 47-54.
27. Чуманова, В.В. Обеспечение эффективности механизма государственного контроля и надзора в системе местного самоуправления : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.02 / В.В. Чуманова.- Челябинск, 2019. – 175 с.
28. Беляев, В.П. Сущность контроля и надзора, их сходство и различия / В.П. Беляев // Гос. и право. – 2016. – №7. – С. 31-42.
29. Кивель, В.Н. Местное самоуправление в Беларуси / В.Н. Кивель [и др.]. – Минск: Тонпик, 2017. – 416 с.
30. О Совете Министров Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 23 июля 2008 г. № 424-З [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.
31. О прокуратуре Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь, 8 мая 2007 г. № 220-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.
32. Любимов, А.П. Контроль за финансами государственных унитарных предприятий и акционерных обществ / А.П. Любимов // Представительная власть – ХХI век: законодательство, комментарии, проблемы. – 2016. – № 5. – С. 44 - 50.
33. Бабич, А.М. Государственные финансы: учеб. для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: ЮНИТИ, 2017. – 687 с.
34. Чиркин, В.Е. Элементы сравнительного государствоведения / В.Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 2015. – 152 с.
35. Котелевская, И.В. Современный парламент / И.В. Котелевская // Государство и право. – 2017. – № 3. – С. 5-13.
36. Крутоголов, М.А. Парламентское право / М.А. Крутоголов, А.И. Ковлер. – М.: Юрайт, 2016. – 199 с.