ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ КАРЬЕРЫ
1.1. Сущность понятия карьеры
1.2. Основные виды и модели карьеры
1.3. Этапы деловой карьеры работника
ГЛАВА 2 ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ КАК ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ПЕРСОНАЛА
2.1. Основы планирования карьеры в организации
2.2. Цели, задачи, методы и ключевые условия процесса планирования карьеры в организации
2.3. Основные этапы и мероприятия по планированию карьеры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Данная курсовая работа посвящена одному из приоритетных аспектов жизни человека в современном конкурентоспособном обществе – его карьере, а также процессу ее планирования как деятельности самого человека и одновременно ключевому структурному элементу менеджмента персонала в организации.
В настоящее время в условиях высокой конкуренции на рынке труда вопрос карьеры стоит особенно остро. Со становлением рыночной экономики и, как следствие, изменением мысли общества, его отношения ко многим процессам и явлениям, которым до сих пор не уделялось должного внимания из-за их негативного восприятия, произошел сдвиг в сторону тщательного изучения такого понятия, как карьера.
Фактически карьера представляет собой продолжительный и непрерывный процесс, который воплощает в себе будущее человека. Поэтому неудивительно, что этот вопрос является для него актуальным. Карьера определяет условия его дальнейшей жизни, ее уровня и качества, возможности самовыражения и самореализации. Со стороны человека процесс планирования карьеры начинается еще в период его обучения в школе.
Однако планирование карьеры людей могут заниматься не только они сами, но и организация, в которой предполагается их дальнейшая работа. Изначально работа с человеческими ресурсами в организациях ограничивалась отбором и наймом сотрудников. Тем не менее, современные организации считают, что этого недостаточно. Своей задачей они ставят повышение потенциала персонала как для собственного благ, так и для личного блага своих сотрудников.
Эффективная программа по планированию карьеры отдельного сотрудника способствует увеличению его способностей, расширению компетентности, продвижению по служебной лестнице с увеличением оплаты труда и, как результат созданию сильной мотивации к труду.
В связи с этим, нет ничего удивительного в том, что сотрудник желает знать перспективы служебного роста и возможности повышения квалификации в данной организации, а также условия, которые он должен для этого выполнить.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ КАРЬЕРЫ
1.1. Сущность понятия карьеры
В настоящее время единого общего определения понятия карьеры не существует. Каждый специалист трактует этот термин по-своему с учетом факторов, которые собственно и определяют карьеру. Более того, в процессе исследования сущности термина карьера можно заметить, что его определение в разное время не совпадает.
Изучение понятия карьера в разные исторические периоды времени характеризуется отличающимися друг от друга формулировками, содержанием и отношением к данному понятию. Так, например, в советское время можно наблюдать негативный оттенок, который вкладывали в карьеру, в частности с использованием таких слов как карьеризм и карьерист. Иначе говоря, суть понятия карьеры сводилась к погоне за личным успехом в какой-либо сфере деятельности с корыстными целями в ущерб общественным интересам. А при формулировании определений карьеризма и карьериста использовали неодобрительный тон, делая акцент на их отрицательное общественное влияние и выбор заботы о личных успехах вместо интересов дела соответственно [22].
На сегодняшний день неблагоприятное отношение к словам карьера и карьеризм в большей степени исчезло. С уверенностью можно заявить, что сейчас с понятием карьеры соотносятся достижение определенного статуса, уровня и качества жизни, реализация личностного и профессионального потенциала человека. С другой стороны, в современном мире карьера является не только показателем успеха человека, но и представляет собой основной инструмент мотивации сотрудников в управлении персоналом организаций.
С развитием социально-экономических отношений многие постсоветские страны пересмотрели сложившееся отношение к карьере. Другие социально-экономические условия заставили людей проанализировать собственную ценность на рынке труда, задуматься о своих компетенциях и путях развития карьеры. В это же время организации стали перенимать опыт и практику карьерного планирования западных стран, предъявляя требования к профессиональным и личностным качествам сотрудников на каждой ступени карьерного роста.
ГЛАВА 2 ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ КАК ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ПЕРСОНАЛА
2.1. Основы планирования карьеры в организации
Планирование карьеры является неотъемлемой частью системы управления персоналом и менеджмента организации в целом. Наряду с материальными, финансовыми и информационными человеческие ресурсы имеют такое же большое значение для повышения конкурентоспособности компании на рынке. Поэтому во многих организациях формируются службы управления персоналом, задачи которых, в свою очередь, заключаются в реализации кадровой политики, в том числе планировании карьеры персонала. В небольших компаниях в основном отсутствуют отделы кадров, поэтому в таких условиях все функции по управлению персоналом выполняет непосредственно руководитель.
Начало фактической карьеры людей приходит с приемом их на работу. Начинающие специалисты, как правило, обладают лишь тем объемом знаний и навыков, которые соответствуют первым ступеням карьерной лестницы. Тем не менее, в процессе работы у них накапливается опыт, приобретаются новые знания и умения, то есть расширяется диапазон их компетентности, который позволяет им в будущем выполнять работу с большим уровнем ответственности на более высоких ступенях служебной лестницы. Но при этом для получения всего необходимого профессионализма в процессе работы необходимо также планирование развития персонала, в частности обучение, переподготовка, повышение квалификации и т. д., которые по сущности тесно связаны с планированием карьеры [2], [19].
Одновременно планирование карьеры имеет огромное значение для организации, так как дает возможность с уходом определенного специалиста верхних ступеней карьерной лестницы заменить на тех, кто на данный момент занимает предыдущие ступени. Таким образом в компании формируется кадровый резерв, позволяющий обеспечить непрерывную работу на всех уровнях организации. Поэтому руководители или кадровые службы целенаправленно способствуют развитию персонала [7].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования были рассмотрены теоретико-методологические основы понятия карьеры, в особенности определение термина карьера, основные виды и модели карьеры, а также этапы, характерные для деловой карьеры работников.
В процессе изучения сущности понятия карьеры было выявлено, что на сегодняшний день существует огромное количество определений слова карьера, а как такового единого, общего не присутствует. Тем не менее большинство определений имеют ряд характерных признаков, которые фактически и отражают сущность термина карьера. Среди таковых выделяют признак успеха, который используется в определениях как успешное продвижение, результат достижения успеха и т. д. Вместе с этим, карьера может подразумевать процесс или результат, конкретный итог этого процесса. При формулировании определения карьеры всегда учитывается и сфера деятельности, в которой достигнуты определенные успешные результаты – служебная, научная, общественная и др. В некоторых случаях карьеру трактуют как род занятий, профессия.
Таким образом, в общем понимании карьера – это успешное продвижение вперед в той или иной области общественной, служебной, научной, профессиональной деятельности, связанное с должностным и профессиональным ростом.
Особое внимание к изучению понятия карьеры было направлено только после исчезновения его отрицательного восприятия, которое в советское время характеризовалось преследованием личных интересов в ущерб общественным.
Классификация карьеры так же, как и число определений карьеры, отличается многообразием. В зависимости от критерия классификации выделяют различные типы карьеры, каждая из которых обладает набором уникальных особенностей. Среди основных видов деловой карьеры стоит отметить внутриорганизационную, межорганизационную, профессиональную-специализированную, профессиональную-неспециализированную, вертикальную, горизонтальную, центростремительную (скрытую) и ступенчатую. Все эти виды в той или иной мере основываются на четырех главных моделях карьеры – «трамплин», «лестница», «змея» и «перепутье».
1. Базаров, Т. Ю. Кадровый менеджмент: теория и практика управления человеческими ресурсами (сборник статей) / Т. Ю. Базаров. – Вып. 6. – Институт практической психологии М, 2015. — 192 с.
2. Бисакаева, М. А. Современные тенденции планирования карьеры / М.А. Бисакаева, Г. Х. Янгалышева // Проблемы современной экономики (Новосибирск). – 2010. – № 1-2. – С. 113-118.
3. Горленко, О. А. Управление персоналом: учебник для среднего профессионального образования / О. А. Горленко, Д. В. Ерохин, Т. П. Можаева. – 2-е изд., испр. и доп. – М: Издательство Юрайт, 2019. – 249 с.
4. Горчакова, Л. Н. Понятие «Карьера» в научно-практической литературе / Л. Н. Горчакова. – Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. – 2010. – № 1-2 (13). – Т. 2. – С. 263-266. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/13/1029
5. Деловая карьера [Электронный ресурс] / Управление персоналом. Словарь-справочник. Режим доступа: https://psyfactor.org/personal/personal10-04.htm
6. Карьера [Электронный ресурс] / Психологическая энциклопедия. Режим доступа: http://endic.ru/enc_psy/Karera-11838.html.
7. Карьера – виды деловой карьеры и этапы карьерного роста [Электронный ресурс] / Grandars.ru: Энциклопедия Экономиста. Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/biznes/karera.html.
8. Карьера – основные понятия [Электронный ресурс] / Studfiles: файловый архив студентов. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/404415/page:2
9. Карьера и ее виды [Электронный ресурс] / Studfiles: файловый архив студентов. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/5716790
10. Кибанов, А. Я. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А. Я. Кибанова. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 695 с.
11. Кибанов А. Я., Каштанова Е. В. Управление деловой карьерой, служебно-профессиональным продвижением / А. Я. Кибанов, Е. В. Каштанова. – Серия: Управление персоналом. Теория и практика. – М.: Проспект, 2014. 64 с.
12. Кларин, М. В. Планирование развития карьеры / М. В. Кларин // Кадры. – 2010. – № 2. – С. 10-14.
13. Максимцев, И. А. Управление человеческими ресурсами: учебник для бакалавров / под ред. И. А. Максимцева, Н. А. Горелова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 526 с.
14. Основные методы и этапы планирования карьеры [Электронный ресурс] / Studbooks.net: студенческая библиотека онлайн. Режим доступа: https://studbooks.net/1437487/menedzhment/osnovnye_metody_etapy_planirovaniya_karery.
15. Основные этапы деловой карьеры [Электронный ресурс] / Управление персоналом. Словарь-справочник. Режим доступа: https://psyfactor.org/personal/personal25-02.htm
16. Планирование карьеры [Электронный ресурс] / Grandars.ru: Энциклопедия Экономиста. Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/biznes/planirovanie-karery.html.
17. Пугачев, В. П. Управление персоналом организации: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. П. Пугачев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 402 с.
18. Селезнева, А. Ю. Понятие деловой карьеры в управлении персоналом // Вопросы науки и образования. – 2017. – № 11 (12).
19. Сотникова, С. И. Управление карьерой персонала в системе менеджмента современной организации // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – 2014. – № 3. – С. 60-67.
20. Управление планированием карьеры работников в организации [Электронный ресурс] / Studfiles: файловый архив студентов. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/5848714/.
21. Цель управления карьерой [Электронный ресурс] / Economics.Studio: электронная библиотека. Менеджмент. – Режим доступа: https://economics.studio/voprosyi-menedjmenta-obschie/tsel-upravleniya-kareroy.html.
22. Янченко, И. В. Педагогический смысл понятия «карьера» / И. В. Янченко. – Текст: непосредственный, электронный // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). – Т. 2. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 102-105. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1006