Введение
1 Теоретические основы личностно-ориентированного подхода в обучении иностранных языков
1.1 Сущность и содержание личностно-ориентированного подхода в обучении иностранных языков
1.2 Средства реализации личностно-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам
2 Обучение в сотрудничестве как средство реализации личностно-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам
2.1 Особенности обучения в сотрудничестве как средства обучения английскому языку
2.2 Методика применения обучения в сотрудничестве как средство обучения иностранным языкам
2.3 Реализация обучения в сотрудничестве при обучении английскому языку в 9 классе средней школы с использованием технологии обучения в сотрудничестве «Jigsaw»
Заключение
Список использованных источников
Введение
В последние годы изучение иностранного языка стало жизненно необходимым компонентом в жизни нашего общества. С этой целью разрабатываются новые методы и технологии обучения иностранному языку. Одним из таких методов является метод обучения в сотрудничестве.
Каждый преподаватель иностранного языка знает, что эффективность урока напрямую зависит от организации учебной деятельности, когда ученики осваивают язык, как средство общения.
Проблема организации совместной работы учащихся на уроке стала более актуальной в наши дни. Сегодня сотрудничеству учащихся уделяется минимум внимания, так как превалирующими являются индивидуальная и фронтальная формы работы.
Данная тема является одним из важных направлений в работе преподавателя для достижения результата в процессе обучения учащихся иностранному языку. Дело в том, что организация сотрудничества учащихся на уроке требует определённых навыков и умений. И только при условии, что всё будет выполнено правильно самим преподавателем, результаты будут высокими.
В связи с этим мы выделили объект исследования – обучение иностранному языку. Предмет исследования – обучение иностранному (английскому) языку посредством технологии обучения в сотрудничестве.
Исходя из поставленной задачи и предмета исследования, мы поставили следующую цель: на основе анализа научно-педагогической литературы выявить особенности организации обучения в сотрудничестве учащихся, изучить методические приемы, варианты организации обучения в сотрудничестве, используемые в преподавании иностранного языка.
В ходе работы нами были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть сущность и содержание личностно-ориентированного подхода в обучении;
2. рассмотреть средства обучения иностранным языкам в педагогике сотрудничества;
3. выявить особенности обучения в сотрудничестве на уроках английского языка;
4. выявить наиболее эффективные приемы и методы обучения в сотрудничестве на уроках английского языка;
5. описать реализацию обучения в сотрудничестве на уроке английского языка в 9 классе средней школы.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников и приложения.
1 Теоретические основы личностно-ориентированного подхода в обучении иностранных языков
1.1 Сущность и содержание личностно-ориентированного подхода в обучении иностранных языков
Понятие личностно-ориентированный подход в педагогической науке впервые использовал К. Роджерс, имея в виду такой метод обучения, который дает возможность ученику не просто учиться, а учиться с удовольствием и получать интенсивный материал, развивающий мышление и воображение ребенка.
Ученый подчеркивал при этом, что «…по сложившемуся обыкновению акцент в образовании делается исключительно на интеллектуальном развитии, а не на личностно направленной ориентации». В образовании Роджерс выделял два важнейших направления: авторитарное и «человеко-концентрированное».
Под человеко-концентрированным образованием он понимал такое обучение, когда обучающиеся с первых дней пребывания в учебном заведении оказываются в дружеской непредвзятой обстановке с внимательным, отзывчивым учителем, деятельность которого направлена на демократизацию отношений в процессе взаимодействия учитель – ученик, и стремится к активизации учебно-познавательной деятельности каждого школьника, к тому, чтобы каждый ученик стал активным участником педагогического процесса.
По мнению К. Роджерса, образовательный процесс характеризуется двумя ведущими педагогическими категориями: обучением и учением. Под обучением ученый понимал целенаправленный процесс воздействия преподавателя на учащихся, а под учением – процесс развития личностных и интеллектуальных особенностей учеников в результате их собственной познавательной деятельности. Обучение должно способствовать обязательно личностному росту и развитию. Наряду с этим, как отмечает К. Роджерс, необходимым условием является применение на практике общих методических приемов: создание всевозможных обратных связей между учителем и учащимися, заключение индивидуальных и групповых контрактов с учащимися, то есть соблюдение отчетливого соотношения объемов учебной работы, ее качественных и количественных характеристик на основе совместного обсуждения [1, с. 126]. При личностно-ориентированном подходе К. Роджерс давал учителю следующие установки: открытость учителя в процессе межличностного общения с учеником, позитивная настроенность и внутренняя уверенность в каждом школьнике, в его способностях, возможностях и умение видеть окружающий мир глазами ученика.
2 Обучение в сотрудничестве как средство реализации личностно-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам
2.1 Особенности обучения в сотрудничестве как средства обучения английскому языку
Обучение в сотрудничестве — это модель использования малых групп школьников. Учебные задания структурируются таким образом, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач. Учитель оказывается свободным и способным к маневру на занятиях. Он может больше внимания уделять отдельным школьникам или группе. Однако за ним закрепляются обязанности в нужный момент объединить всех учеников в группы, дать необходимые пояснения, прочитать лекцию, если это необходимо, и другие [18, c.56].
При методе обучения в сотрудничестве индивидуальная самостоятельная работа становится структурной частью общей коллективной работы, которая также является самостоятельной. Результат индивидуальной деятельности непосредственно связан с результатом всей группы. На следующем этапе, во время обобщения результатов, их структурирования, синтеза, а впоследствии – принятии общего решения, учащиеся используют уже полученные знания и умения.
По мнению Е.С. Полат и М.В. Моисеева, недостаточно сформулировать группы и дать им соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы ученик захотел сам конструировать свои знания. Поэтому проблему мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся не менее, а может быть и более важно, чем способ организации, условия и методика работы над проектом [19, c.16].
Обучение в сотрудничестве представляет собой один из наиболее важных элементов обучения в подходе к организации процесса образования философа Дж. Дьюи. Для истинного понимания сути метода необходимо обратиться к слову «ошибка». Ее можно определить как неверное действие/утверждение, которые являются результатом неправильного суждения, несоответствия знания или отсутствия внимания [20]. Ошибки, которые допускают учащиеся, являются свидетельством того, что они еще не овладели необходимыми умениями. Поэтому нужно рассматривать эти ошибки просто как факт. Следовательно, нужно предоставить ученикам возможность дополнительной практики, причем в таком объеме, пока они (каждый в отдельности и все вместе) не овладеют, знанием в достаточной мере.
Возможен отказ ученику в дополнительных практике и разъяснениях. Это допустимо в том случае, если у ученика отсутствует желание работать и способность к такому виду деятельности.
Заключение
В данной работе мы четко представляем, а именно теоретически и практически, проблему функциональной направленности применения методики обучения в сотрудничестве в процессе изучения иностранного языка на промежуточном этапе.
Важную роль в обучении иностранному языку играет коммуникативный подход, ориентированный на организацию процесса обучения, адекватного процесса реального общения. Разновидностью такого подхода является обучение в сотрудничестве. Способность учеников общаться на английском языке обеспечивается формированием у них иноязычной коммуникативной компетенции, которая охватывает такие виды компетенций: языковая, речевая и социокультурная. Достижение этой компетенции предполагает овладение определенным объемом страноведческой информации, ознакомления с культурой народа, язык которого изучается.
Задача преподавателя иностранного языка состоит в том, чтобы обеспечить активную работу каждого ученика на протяжении всего урока и максимально увеличить время говорения каждого ученика. Эта задача может быть реализована через работу учащихся в сотрудничестве. Практика показывает, что обучение в сотрудничестве обеспечивает развитие и самоопределение учащихся в образовательном пространстве в соответствии с их талантами, интересами, возможностями. Наблюдения показали, что деятельность учителя, основанная на педагогике сотрудничества, направлена на формирование саморазвивающейся и самореализующейся личности. Преподаватель осуществляет свою педагогическую деятельность через основные компоненты: глубокое знание предмета, коммуникативные навыки, творчество, толерантность, критическое мышление и адаптацию к обществу.
Сложившаяся ситуация обусловила необходимость разработки комплекса упражнения с использованием технологии «ажурная пила», целью которого является демонстрация целесообразности и результативности использования технологии обучения в сотрудничестве, развивающего умения чтения, повышающих заинтересованность учеников в изучении английского языка. Была разработан комплекс упражнений, раскрывающий тему путешествий. Выбор темы был обусловлен возрастными интересами учащихся. Таким образом, практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс упражнений может быть использован на уроках немецкого языка в 9-м классе средней общеобразовательной школы.
1 Роджерс, К. Свобода учиться / К. Роджерс. – М.: Смысл, 2002. – 526 с.
2 Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. – М., 1985. – 264 с.
3 Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 238 с.
4 Кирсанов, А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема / А.А. Кирсанов. – Казань, 1982. – 245 с.
5 Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Моногр / В.В. Сериков. – Волгоград, 1994. – 150 с.
6 Алексеев, Н.А. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения / Н.А. Алексеев // Совершенствование общего и профессионального образования молодежи / под. ред. Н.А. Алексеева. – М.,1999. – С. 46-52.
7 Амонашвили, Ш.А. Размышление о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. – М., Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1996. – 496 с.
8 Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте, дети!: пособие для учителей педагогике / Ш.А. Амонашвили. – М.: Просвещение, 1988. – 208 с.
9 Бондаревская, Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы / Е.В. Бондаревская. – Ростов на - Дону, 2008. – 126 с.
10 Сериков, В.В. Развитие личности в образовательном процессе / В.В. Сериков. – М., «Логос» 2012, – 448 с.
11 Якиманская, И.С. Личностно-ориентированная система обучения: принципы ее построения / И.С. Якиманская. – М., 1996. – 96 с.
12 Якиманская, И.С. Развивающее обучение / И.С. Якиманская. – М., 1979. – 144 с.
13 Гаджиева, П.Д. О вопросах модернизации отечественного образования / П.Д. Гаджиева. – М.: Инновационная наука. 2015. – 396 с.
14 Педагогические технологии / Под ред. B.C. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ», 2004. – 336 с.
15 Браун, А. Инновационные образовательные технологии / А. Бруан. – М., 2012. – 331 с.
16 Атутов, П.Р. Технология и современное образование / П.Р. Атутов // Педагогика. – 2000. – № 2. – С. 26-33
17 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. 720 с.
18 Пассов, Е.И. Коммуникативность обучения - в практику школы: из опыта работы / Е.И.Пассов. – М.: Просвещение, 1985. – 127 с.
19 Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. — М.: Академия, 2000. — 272 с.
20 Полат, Е.С. Обучение в сотрудничестве / Е.С. Полат // ИЯШ. – 2000. – №7. – С.24– 31.
21 Slavin, R.E. Research on Cooperative Learning: an international perspective / R.E. Robert // Scandinavian Journal of Educationale Research. – 1989. – №4. – Р.21– 27.
22 Сенько, Ю.В. Учебный процесс: сотрудничество педагога учащегося / Ю.В. Сенько // Педагогика. – 1997. – №3. – 40 с.
23 Ефремов, А.В. Уроки педагогики сотрудничества / А.В. Ефремов // ИЯШ. – 1995. – №3. – 59 с.
24 Методика проведения онлайн-урока в рамках педагогики сотрудничества [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://books.google.by/books?id=TlO9DwAAQBAJ&pg=PA10&lpg=PA10&dqe.
25 Педагогика в 2 т. Том 2. Практическая педагогика в 2 книгах [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://books.google.by/books?id=EWB2DwAAQBAJ&pg=PA428&lpg=PA428&dq=%D0%BF%D0%B5%D0.
26 Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 352 с.
27 Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студентов высш. учебных заведений / Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Еремкина О.В. [и др.]; под ред. В.А. Сластенина. 3 -е изд., стереотип. М.: Академия, 2005. 144 с.
28 Коротаева Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия. М.: Профит Стайл, 2007 – 224 с.
29 Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. Минск: Современное слово, 2005. – 720 с
30 Теория и методика воспитания / Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Еремкина О.В., Жокина Н.А., Мартишина Н.В. М.: Академия, 2006. – 160 с.