Введение
1 Лингво-психолингвистическая характеристика речевого общения
1.1 Лингвистические особенности речевого общения
1.2 Психологические особенности речевого общения
2 Теоретические основы обучения дискуссии как приема организации общения
2.1 Понятие и характеристика дискуссии
2.2 Особенности применения метода дискуссии при изучении иностранного языка
3 Анализ системы упражнений для обучения дискуссии как приема организации общения
Заключение
Список использованных источников
Введение
Современные общеобразовательные школы ставят перед собой одну из сложнейших задач – научить ученика говорить на английском языке свободно, грамотно и бегло, т.е. так же, как и на родном языке. Данная задача возможна только при выполнении ряда условий: качественное преподавание, грамотно написанная обучающая литература, ученик, желающий внимать каждому слову учителя и делать абсолютно все, что от него требуется.
Современное обучение иностранному языку направлено на развитие коммуникативных компетенций учащихся, объединение языковых и социокультурных компетенций. Плановым результатом в этом случае становится способность и готовность к межкультурному общению на иностранных языках с носителями языка. Полное развитие коммуникативных навыков является необходимым компонентом процесса изучения иностранных языков.
Важнейшей проблемой, волнующей всех учителей, является повышение эффективности преподавания как основной формы обучения и воспитания учащихся. Творческий подход учителей к подготовке и проведению уроков, правильный выбор методов и приемов обучения могут положительно изменить отношение учащихся на уроках иностранного языка.
Одним из наиболее успешных и часто используемых методов обучения преподавателей является дискуссия, целью которой является развитие у учащихся способности обсуждать, критически мыслить, развивать способность достигать коллективной и групповой работы, с учетом разногласий, слушать и слышать других участников дискуссии, идти на компромисс. Отсюда следует, что образовательная дискуссия может широко использоваться на уроках иностранного языка для формирования навыков разговорного общения, интерактивного аспекта устной речи.
Важно особо подчеркнуть, что роль преподавателя в процессе дискуссии колоссально важна и чрезвычайно сложна, поскольку он должен не только следить за грамотностью речи своего ученика, но и помогать ему прислушиваться к мнению своего оппонента в процессе дискуссии и научить отстаивать свою точку зрения. Иными словами, с такой задачей может справиться не каждый учитель. Необходимо иметь достаточный уровень квалификации, обладать опытом обучения дискуссии и говорению, знать особенности своих учащихся: их сильные и слабые стороны, и, безусловно, большое значение имеет наличие качественной учебной литературы, которая помогает преподавателю добиться успехов на этом поприще.
Объектом исследования является дискуссия как один из методов формирования у учащихся речевых умений и навыков говорения.
Предметом исследования является методика организации дискуссии на уроках английского языка старших классов средней школы.
Цель работы заключается в описании методики организации дискуссии на уроках английского языка старших классов средней школы.
1 Лингво-психолингвистическая характеристика речевого общения
1.1 Лингвистические особенности речевого общения
Речевое общение является сложным психическим процессом, связанным с активным социальным взаимодействием.
Речевое общение состоит из следующих компонентов:
1) информационный обмен (коммуникация),
2) обмен действиями (интеракция),
3) обмен эмоциями,
4) социализация,
5) формирование отношения.
Имеются следующие интерпретации речевого общения:
1) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека;
2) осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.
Общение бывает следующих видов: полилогическое, групповое, монологическое.
Полилогическая речь состоит из обмена высказываниями-репликами между двумя или несколькими лицами. Цель, которую преследует диалог – максимально понятное донесение до слушателя идеи, которая рассматривается с разных точек зрения [1, с. 12]. Каждая речь является уникальной и имеет ряд особенностей, которые определяются степенью взаимопонимания между коммуникатором и реципиентом и их взаимоотношениями. Большую роль на речь имеет эмоциональное возбуждение и настрой собеседников при разговоре.
Отметим основные характеристики полилогической речи. Полилогическая речь (полилог) или групповая речь, представляет собой весьма своеобразную форму осуществления речевой деятельности, объединяющую в себе компоненты диалогической и монологической речи. Полилог («многоголосие») реализует коллективную форму массовой коммуникации; он активно используется при проведении различных общественных и культурно-массовых мероприятий.
По форме полилогическая речь представляет собой развернутый и усложненный диалог, речевое общение, участниками которого являются не двое-трое, а сразу много людей. По своему содержанию (в частности, характеру отображения предмета речи) и коммуникативной направленности полилогическая речь в большей степени соответствует монологу, но принципиально отличается от последнего тем, что задачи речевой коммуникации здесь «решаются коллективно», при совместном участии целой группы, коллектива людей (своего рода «микросоциума»). Структура полилогической речи включает как диалоги двух или сразу нескольких собеседников, так и отдельные монологические высказывания некоторых участников полилога. Монологические высказывания в полилогическом общении почти всегда «регламентированы», ограниченны по времени (и соответственно по объему) общими временными рамками общественного мероприятия и его «сценарием».
2 Теоретические основы обучения дискуссии как приема организации общения
2.1 Понятие и характеристика дискуссии
Целью обучения на уроках английского языка является формирование умений говорения, позволяющих учащимся использовать их не только в учебной, но и во внеучебной деятельности.
Реализация данной цели возможна при условии сформированности у учащихся различных речевых умений. Учащиеся должны уметь понимать и использовать речевые высказывания в разных ситуациях, а также применять свои речевые навыки в соответствии с правилами и особенностями общения. Учащиеся должны самостоятельно стремиться к познанию, постоянно совершенствовать свои знания.
Для осуществления коммуникативной деятельности учащимся необходим мотив. Данный мотив включает как простую потребность в осуществлении коммуникации, исходя из того, что человек живет в социуме, так и необходимость высказать свою точку зрения в заданной ситуации. В данном случае говорение определяется мотивированностью [16].
Дискуссия является эффективным методом развития коммуникативной компетенции в обучении иностранному языку. Образовательная дискуссия реализуется в интерактивной форме работы, основанной на инновационной технологии образовательного сотрудничества. Дискуссия способствует активизации умственной деятельности учеников, стимулирует когнитивные процессы и создает сильный интерес к обучению. Педагогическая дискуссия направлена на улучшение познавательной деятельности учеников, и главной особенностью дискуссии является сотрудничество в процессе обучения. Дискуссия вовлекает учеников в процесс восстановления значимых жизненных ситуаций, которые поощряют речь, аудирование и аргументированное представление своих взглядов на изучаемом языке. Положительным показателем в формировании коммуникативных навыков является умение развивать неподготовленную речь на основе имеющихся знаний. Педагогическая дискуссия формирует важные коммуникативные навыки: проведение речевого акта, защита собственного отношения, слушание и понимание речи собеседника и лаконичное изложение мыслей. В педагогической науке дискуссия интерпретируется на основе ведущих показателей общения. Существующие подходы позволяют выделить основные показатели дискуссии как метода коммуникативного метода обучения: публичное обсуждение; аргументация [17, с.185]; наличие темы обсуждения; активизация учебного процесса [18]; изучение сложной темы; диалогическое общение, создающее опыт совместной дискуссии [19]; решение теоретических и практических задач, стремление к взаимному решению.
3 Анализ системы упражнений для обучения дискуссии как приема организации общения
Сама дискуссия на уроке английского не сильно отличается от любого другого урока. Однако есть определенная сложность - общение происходит на иностранном языке. Обсуждение может быть эффективным только в том случае, если предвидеть все нюансы, которые могут возникнуть в образовательном процессе.
Важно понимать, что каждое обсуждение состоит из трех этапов: подготовительного, основного и итогового.
Подготовительный этап начинается примерно за неделю до самого дискуссии. На этот раз ученикам необходимо повторить лексический материал, чтобы еще больше освежить в памяти грамматику, выучить речевые клише, которые помогут им выстроить речь. Тема дискуссии определяется с учетом ее актуальности и степени психологического развития учеников. Иными словами, школьникам должна быть интересна тема, например, выбор профессии, экология, взаимоотношения, духовный мир человека. Важно продумать вопросы, которые помогут глубже вникнуть в тему дискуссии. Таких вопросов может быть от 3 до 6, но их формулировка должна быть однозначной и вызывать интерес участников. После этого необходимо заранее проинформировать всех участников дискуссии, проинформировав их о теме, вопросах для дискуссии и рекомендуемой литературе для подготовки. Просторная и хорошо проветриваемая комната - ключ к хорошей дискуссии, потому что мало кому нравится оставаться в душной комнате даже на такое короткое время, а также это может вызвать чрезмерную раздражительность и негатив у учеников. Наглядные пособия в классе могут помочь учащимся настроиться на предстоящее обсуждение. Это могут быть плакаты, фотографии, иллюстрации, относящиеся к предстоящей теме разговора. Важно распорядиться учениками не только для себя, но и друг для друга, т.е. создать гостеприимную атмосферу. Это гарантирует, что ученики не боятся высказываться и делиться своим мнением.
Важно обратить внимание на сидение учеников: по кругу, в форме замкнутого или открытого квадрата. Также важно выбрать фиксатора, потому что хороший фиксатор - ключ к качественному обсуждению. Не забывайте о временных рамках, поскольку некоторые темы могут быть глобальными, а их обсуждение может занять неограниченное время.
При выборе лидера необходимо руководствоваться следующими критериями выбора:
- Эрудиция
- Харизма
- Развитые коммуникативные навыки
- Грамотная речь (русский и английский)
- Уважение в коллективе, в котором будет проходить обсуждение
- Умение регулировать и смягчать конфликты, возникающие во время дискуссии.
Заключение
Речевое общение является сложным психическим процессом, связанным с активным социальным взаимодействием.
Речевое общение состоит из следующих компонентов:
1) информационный обмен (коммуникация),
2) обмен действиями (интеракция),
3) обмен эмоциями,
4) социализация,
5) формирование отношения.
Общение бывает следующих видов: полилогическое, групповое, монологическое.
Основой дискуссии является обсуждение вопроса или проблемы, на суть которых существует больше одной точки зрения. Структурными элементами дискуссии являются выступления участников по теме или в ответ на высказывания других. Однако эффективность дискуссии определяется не столько активностью ведущих ораторов, сколько вовлеченностью слушателей в активное обсуждение, что обеспечивает необходимую эмоциональность и возможность разнонаправленных оценок. При этом обязательным условием успешной дискуссии является строгое следование тематики, отсутствие значимых и длительных отклонений от темы. Направляющая и организующая роль в этом процессе принадлежит ведущему, которым часто выступает педагог, однако ведущий может быть выбран из числа обучаемых. При подготовке учащихся к дискуссии важным этапом является формирование их настроя на конструктивную деятельность, определение точки зрения, осознания гражданской позиции и личной ответственности.
Учебная дискуссия на базовом уровне коммуникативной компетенции применяется на завершающем, обобщающем этапе. Продвинутый уровень предоставляет более широкие возможности применения дискуссионного метода, сочетая его с традиционными формами проведения занятий при обобщении группы полученных знаний на разных уровнях. При этом дискуссионные методы имеют самостоятельную ценность, однако при включении в учебный процесс дискуссионных форм работы необходимо учитывать, что эффективность интерактивной дискуссии обусловлена возможностью ее сочетания с традиционными подходами к преподаванию. Качественное отличие дискуссии от объяснительно-иллюстративного изложения материала определяется нарушением традиционной структуры учебного занятия с возможностью оценки уровня подготовленности, обобщения полученных знаний и навыков и формирования коммуникативной компетенции. Эффективность дискуссионных форм работы обусловлена как их сочетанием с традиционными формами, так и сформированностью умений ведения дискуссии, что позволит оценить динамику развития обучающихся и качество усвоения полученной информации и умений ее применять. Это обстоятельство позволяет определить уровень достижений учащихся и выделить возникшие трудности. Определение количества дискуссий на занятиях индивидуально и зависит от продолжительности четверти, возможностей класса, уровня подготовленности учеников. Нежелательным является использование однажды установленной формы дискуссии, так как это снижает эффективность усвоения знаний. Одним из возможных способов широкого применения дискуссии в ходе занятий является использование ее элементов на этапе как объяснения, так и закрепления изучаемого материала. Продолжительность дискуссии в таком случае определяется ее жанром, объемом рассматриваемой проблемы, количеством участников.
1. Миролюбов, А. А. История отечественной методики обучения иностранным языкам / А.А. Миролюбов. - М. : Ступени: Инфра-М, 2002. - 448 с.
2. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - М. : ИКАР, 2009. - 448 с.
3. Скалкин, В. Л. Обучение диалогической речи (на материале английского языка): Пособие для учителей / В.Л. Скалкин. - К. : Рад. Шк., 1989. - 158 с.
4. Методика преподавания иностранных языков. Общий курс: учеб. пособие / отв. ред. А. Н. Шамов. - М. : АСТ: АСТ-Москва, Восток-Запад, 2008. - 253 с.
5. Якубинский, Л. П. Избранные работы: Язык и его функционирование / Л. П. Якубинский. - М. : 1986. - 208 с.
6. Величук, А. П. Методика развития речи в начальной школе. / А. П. Величук - Л. : Просвещение, 1982. - 278с.
7. Пассов, Е.И. Обучение общению на иностранном языке: учебное пособие / Е.И. Пассов. - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. - 218 с.
8. Аппатова, Р.С. Проблема обучения полилогу на уроке иностранного языка / Р.С. Аппатова // ИЯШ. - 1989. - № 5. - С. 23-26.
9. Дедюхина, С.А. Приемы обучения монологическому высказыванию как продукту речевой деятельности / С.А. Дедюхина. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/559706/, 2002, свободный.
10. Яковлева, Е.Я. Психология развития творческого потенциала личности / Е.Я. Яковлева. - М., Московский психолого-социальный институт: Изд-во «ФЛИНТА», 1997. —С. 34-60.
11. Чередов, И.М. Формы учебной работы в средней школе: Книга для учителя / И.М. Чередов. – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.
12. Лийметс, Х.Й. Групповая работа на уроке / Х.Й. Лийметс. - М., «Знание», 1975. – 64 с.
13. Городникова, М.Д., Межличностное речевое общение (лингвистические аспекты) / М.Д. Городникова, Д.О. Добровольский // ИЯШ. - 1992. - № 3-4. - С. 45-50.
14. Гурвич, П.Б. Обучение ведению парного и группового диалога в школе / П.Б. Гурвич // ИЯШ. - 1973. - № 5. - С. 53-62.
15. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1997. — 365 с.
16. Никитина, Т. Коммуникативныя компетенция и ее формирование [Электронный ресурс]/ Т. Никитина// SYL.ru. – URL: https://www.syl.ru/article/171385/new_kommunikativnaya-kompetentsiya-i-eeformirovaniehttps://www.syl.ru/article/171385/new_kommunikativnaya-kompetentsiyai-ee-formirovanie
17. Михалкина, М.В. Лингвометодические основы обучения иностранных граждан русскому языку как средству делового общения : Доктора пед. наук / М.В. Михалкина. – М.: МГУ, 1998. – 205 с.
18. Деккушева, А.У. Межкультурная коммуникативная компетенция как основа изучения иностранных языков [Электронный ресурс]/ А.У. Деккушева, Е.А. Макарова// Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. – 2014. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhkulturnaya-kommunikativnaya-kompetentnostkak-osnova-izucheniya-inostrannyh-yazykov.
19. Леонтьев, А.А. Психолого-педагогические основы обновления методики преподавания иностранных языков: лекция-доклад/ А.А. Леонтьев.– М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. – 24 с.
20. Евсеева, И.С. Учебная дискуссия на занятиях иностранного языка как средство формирования коммуникативной компетентности учеников [Электронный ресурс]/ И.С. Евсеева// Региональная научно-практическая Интернет-конференция: Организация практико-ориентированного обучения в профессиональной образовательной организации сб.статей. – URL: http://lfostu.ucoz.ru/publ/innovacionnye_podkhody_i_tekhnologii/primenenie_innovacionnykh_metodov_obuchenija_dlja_realizacii_kompetentnostnogo_podkhoda/uchebnaja_diskussija_na_zanjatijakh_inostrannogo_jazyka_kak_sredstvo_formirovanija_kommun ikativnoj_kompetentnosti_studentov/29-1-0-260.
21. Жетписбаева, Г.А. Компоненты иноязычной профессиональнокоммуникативной компетенции учеников неязыковых специальностей [Электронный ресурс] / Б.А. Жетписбаева, Ж.Г. Шайхызада, Е.А. Костина// Вестник КарГУ. – 2015. – URL: https://articlekz.com/article/11919.
22. Самосенкова, Т.В. Культура профессионального общения в системе подготовки специалистов-филологов для зарубежных стран : монография/ Т.В. Самосенкова. – Белгород: ИПЦ ПОЛИТЕРРА, 2008. – 352 с.
23. Вятютнев, М.Н. Теория учебника русского языка как иностранного (методические основы) / М.Н. Вятютнев. – М.: Русский язык, 1984. – 144 с.
24. Салиева, 3. И. Дискуссия как один из методов формирования навыка говорения на уроках английского языка / З.И. Салиева // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3. - С. 63-65.
25. Куклина, С.С. Коллективная учебная деятельность в группе на этапе формирования навыков иноязычного общения с // Иностранные языки в школе. – 1998. - №5. – С.11-17.
26. Куклина, С.С. Система организационных форм коллективной учебной деятельности в группе для овладения учащимися иноязычным общением: монография / С.С. Куклина. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. – 209 с.