ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Преподавание психологии в высшем учебном заведение является важной и актуальной стороной развития современной общества. Место психологии в системе паук, специфика ее содержания — традиционный предмет для дискуссий. В зависимости от предмета и метода, которые взяты за основу, психология может быть отнесена: к философскому, естественно научному или гуманитарному знанию. В связи с этим в разные эпохи, в разных странах и учебных заведениях психология преподавалась как в рамках философских и естественнонаучных предметов, так и в рамках гуманитарных дисциплин. Соответствующим образом определялись и цели преподавания психологии. Интерес студентов и учащихся к курсу психологии в настоящее время и значительной степени обусловлен их представлением о психологии как гуманитарной дисциплине. Преподаватели должны считаться с этим при постановке целей обучения, а также в процессе отбора содержания учебных курсов. Современный уровень развития науки и педагогический процесс обучения и воспитания личности невозможен без участия в этих процессах квалифицированных психологов.
Преподавание психологии в вузе как учебная дисциплина имеет свои особенности. Основными психологическими особенностями преподавания психологии выступают характеристики личности непосредственных участников образовательного процесса – преподавателя психологии и студентов-психологов.
Объект исследования – преподавание психологии.
Предмет исследования – психологические особенности преподавания психологии.
Цель курсовой работы: выявить психологические особенности преподавания психологии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:
1. Охарактеризовать преподавание психологии как часть учебного процесса.
2. Рассмотреть требования к преподавателю психологии.
3. Раскрыть особенности профессиональной направленности студентов-психологов.
4. Разработать конспекты занятий по психологии для студентов в вузе.
Методы исследования: качественный анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, обобщение и систематизация материалов.
Практическая значимость: разработанные конспекты могут быть использованы в работе преподавателя психологии со студентами в вузе.
1 ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Преподавание психологии как часть учебного процесса
Организация учебного процесса в вузе регламентируется рабочим учебным планом по направлению подготовки (специальности) и расписанием учебных занятий, которые разрабатываются высшим учебным заведением самостоятельно на основе государственного образовательного стандарта, примерных образовательных программ, учебных планов по направлению подготовки (специальности) и программ дисциплин. При этом примерный учебный план и программы дисциплин носят рекомендательный характер.
Обучение студентов проводится в очной, заочной, очно-заочной (вечерней) форме или в форме экстерната. Обучение включает в себя теоретические и практические занятия. В зависимости от того, проводятся ли занятия в вузе под непосредственным руководством преподавателя или же на занятии предполагается самостоятельная работа студентов, они разделяются на два вида: аудиторные и самостоятельные. Эти типы занятий представляют собой две стороны учебной работы студентов по основной образовательной программе.
Особое место среди учебных дисциплин занимает методика преподавания психологии. Преподавание психологии направлено на обучение основам психологических знаний, на формирование общей психологической культуры, на повышение общего образования.
Целями методики преподавания психологии являются:
1. Обучение основам психологических знаний для формирования мировоззрения студентов.
2. Знакомство с методами психологического исследования.
3. Повышение практической психологической компетентности студентов в понимании других людей, их общих и индивидуально-психологических особенностей, в психологическом анализе ситуаций повседневной жизни.
4. Повышение практической психологической компетентности студентов в самопознании, в саморазвитии.
Задачи дисциплины «Методика преподавания психологии»:
– раскрыть основную научно-практическую проблематику в передаче психологического знания;
– изучить психологические основы профессионального обучения в высшей школе;
2 КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ В ВУЗЕ
2.1 План конспект практического занятия по психологии на тему «Гендерные стереотипы»
Цели занятия:
1) образовательная: познакомить студентов с понятиями «гендерные роли», «гендерные стереотипы»;
2) развивающая: развивать критическое мышление;
3) воспитательная: сформировать у студентов установку на преодоление гендерных стереотипов.
Продолжительность: 45 минут.
Тип занятия: практическое занятие с элементами тренинга.
Методы, применяемые на лекции: проблемные вопросы, игровые упражнения.
План лекции:
I. Организационный момент
II. Основная часть
1) Упражнение «Новое знание»
2) Упражнение «Осознание»
3) Упражнение «Гендерные роли»
4) Упражнение «Перевертыши»
5) Упражнение «Гендерные стереотипы»
6) Упражнение «Цена стереотипа»
7) Упражнение «Рефлексия»
III. Домашнее задание
Ход лекции:
I. Организационный момент
– Здравствуйте, присаживайтесь. Тема нашего занятия «Гендерные стереотипы».
II. Основная часть
Упражнение «Новое знание»
Цель: формировать гендерную компетентность.
Преподаватель рассказывает о том, что такое гендерные стереотипы, гендерные роли.
Упражнение «Трудности в связи с принадлежностью к полу»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Преподавание психологии является важнейшей часть. учебного процесса в вузе. Методика преподавания выступает с двух позиций: во-первых, она является наукой, во вторых, она включает признаки практической деятельности. Преподавание психологии направлено на обучение основам психологических знаний, на формирование общей психологической культуры, на повышение общего образования. Целями методики преподавания психологии являются: обучение основам психологических знаний для формирования мировоззрения студентов; знакомство с методами психологического исследования; повышение практической психологической компетентности студентов в понимании других людей, их общих и индивидуально-психологических особенностей, в психологическом анализе ситуаций повседневной жизни; повышение практической психологической компетентности студентов в самопознании, в саморазвитии. Перед преподавателем психологии в вузе стоит ряд важнейших задач, среди которых: способствовать формированию мировоззрения студентов и активной жизненной позиции; воспитывать стремление к самопознанию и самосовершенствованию; привить уважение к личности каждого человека; развивать у студентов умение применять теоретические знания психологии на практике, уметь наблюдать и анализировать жизненные ситуации, находить источники и мотивы человеческого поведения и поступков. По итогам изучения курса «Методика преподавания психологии» у студентов формируются основы психологической культуры.
Основными требованиями к личности и компетентности преподавателя психологии являются: гармоничность самооценки и уровня притязаний; рефлексивные умения; энтузиазм и интерес по отношению к своей работе и ее задачам; эмоциональная устойчивость; требования к эмоционально-волевым процессам и психоэмоциональным состояниям (сдержанность, самообладание, целеустремленность, настойчивость, решительность, активная жизненная позиция), организационно-педагогические умения; рефлексивная компетентность. Преподаватель психологии должен обладать энтузиазмом по отношению к своей работе и ее задачам. Ему должна нравиться его сфера деятельности, выполнение профессиональных задач должно приносить удовлетворение. Вся профессиональная деятельность преподавателя психологии пронизана рефлексивными процессами.
Значительную роль в развитии студентов-психологов как специалистов играет их профессиональная направленность. Под профессиональной направленностью понимается система потребностей и преобладающих мотивов, ценностных ориентаций, которая воплощается в профессиональных намерениях, целях, представлениях, интересах, установках и активности личности по их достижению. Профессиональная направленность является
1. Амельков, А.А. Основы методики преподавания психологии / А.А. Амельков. – Мн.: БИП, 2006. – 168 с.
2. Андреева, Ю.В. Психолого-акмеологические особенности развития профессиональной направленности личности студентов вузов: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / Ю.В. Андреева. – Ульяновск, 2004. – 19 с.
3. Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии / Б.Ц. Бадмаев. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 304 с.
4. Бенедиктов, Б.А. Психология обучения и воспитания в высшей школе / Б.А. Бенедиктов. – Мн.: Вышэйшая школа, 1983. – 224 с.
5. Водзинский, Д.И. Педагогика высшей школы / Д.И. Водзинский. – Мн.: БГПУ, 2000. – 224 с.
6. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы. / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович. – Минск: Харвест, 2006. – 416 с.
7. Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие / В.Н. Карандашев. – СПб: Питер, 2006. – 456 с.
8. Кашлев, С.С. Методы интерактивного обучения / С.С. Кашлев. – Минск: ТеТра Системс, 2011. – 224.
9. Кирт, Н.Л. Динамика представлений о профессиональной карьере психологов образования в процессе профессионального самоопределения: автореф. дис ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Н.Л. Кирт. – Москва, 2000. – 19 с.
10. Кулов, А.У. Психолого-педагогические предпосылки формирования профессиональной направленности у будущих педагогов-психологов / А.У. Кулов // Вестник МГУКиИ – 2013. – № 2. – С. 163-169.
11. Кулюткин, Ю.Н. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия / Ю.Н. Кулюткин, И.В. Муштавинская. – СПб.: СПбГУПМ, 2002. – 48 с.
12. Марико, В.В. Рефлексия в педагогической деятельности: этапы становления и средства развития / В.В. Марико, Е.Е. Михайлова // Вестник Нижегородского ун-та. – 2013. – № 6 (1). – С. 35–40.
13. Педагогика и психология высшей школы / отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998. – 526 с.
14. Полещук, Ю.А. Профессиональная направленность личности: теория и практика: пособие / Ю.А. Полещук. – Минск: БГПУ, 2006. – 92 с.
15. Попков, В.А. Теория и практика высшего образования / В.А. Попков, А.В. Коржуев. – М.: Академический проект, 2010. – 339 с.
16. Сейтешев, А.П. Профессиональная направленность личности / А.П. Сейтешев. – Алма-Ата: Мир, 1990. – 240 с.
17. Сорокопуд, Ю.В. Педагогика высшей школы / Ю.В. Сорокопуд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – 541 с.
18. Талайко С.В. Психология высшей школы: курс лекций. / С.В. Талайко. – Мозырь: Белый ветер, 2007. – 202 с.
19. Тимченко, И.Н. Профессиональная направленность студентов-психологов / И.Н. Тимченко // Journal of Siberian Medical Sciences. – 2007. – № 1. – С. 73-77.
20. Фокин, Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, цели и содержание, творчество / Ю.Г. Фокин. – М.: Академия, 2002. – 214 с.