ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1 Теоретический анализ литературы по проблеме формирования навыков общения у детей дошкольного возраста
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
1.3 Особенности развития навыков общения у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 Применение невербальных средств коммуникации в специальной педагогике
2.2 Направления коррекционно-педагогической работы по формированию навыков общения у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
2.3 Рекомендации для родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью, по формированию навыков общения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Общение играет огромную роль в развитии личности, становлении культурного поведения. Умение эффективно общаться с другими людьми является неотъемлемой частью успешности в различных видах деятельности. Отношения с другими людьми играет важную роль в развитии личности ребенка. Первый опыт межличностных отношений во многом определяет особенности отношения ребенка к себе, к другим, к окружающей действительности в целом.
Дошкольный возраст уникален наличием опыта произвольного общения, его значимостью для ребенка. Межличностное общение в группе сверстников является ценным, привлекательным для детей дошкольного возраста. От того, каким образом оно протекает, зависит направление дальнейшего развития его личности. Неудовлетворенность в общении с одноклассниками оказывает влияние на все сферы жизни дошкольника: от поведения до успеваемости.
При недостаточном внимании педагога к проблемам общения учащихся отмечаются негативные проявления общения в группе – агрессия при взаимодействии, изолированность отдельных учащихся и пр. В случаях неблагоприятного социального положения дошкольника в группе сверстников требуется вмешательство других специалистов – социального педагога, педагога-психолога.
Проблеме общения детей посвятили свои исследования A.A. Бодалев, JI.C. Выготский, Т.П. Гаврилова, А.Б. Добрович, Я.Л. Коломинский, А.Г. Ковалев, A.B. Мудрик, B.C. Мухина, Н.П. Царева и др. Перечисленные авторы согласны с тем, что умение конструктивного общения дает основу чувствам, переживаниям, позволяет проявлять эмоциональный отклик и развивать самоконтроль у детей дошкольного возраста. Также очень важна и социально-психологическая атмосфера коллектива. Она должна создавать лучшие условия для организации конструктивного общения дошкольников со сверстниками.
Общение дошкольников с интеллектуальной недостаточностью имеет свои особенности. У детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью не сформированы коммуникативные навыки, у таких детей нет желания и потребности общаться со сверстниками. Для детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью также характерны неадекватные реакции и неспособность глубоко распознать характер их отношений с другими. Им трудно понять интересы партнера по общению и соотнести свои личные интересы с общими интересами команды.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1 Теоретический анализ литературы по проблеме формирования навыков общения у детей дошкольного возраста
В настоящее время в психологии не существует общепринятого определения общения. Различные авторы при определении этого термина раскрывают либо основные его функции, либо стороны общения.
В современной психологии сложились два несколько подходов к пониманию общения. Согласно информационному подходу общение представляет собой передачу и прием информации посредством использования определенных символов. Процесс общения включает в себя ряд элементов, среди которых: условия общения, стратегию общения, коммуникационные ограничения, включающие факторы, ограничивающие выбор участниками общения стратегии, а также критерии интерпретации, направляющие способы восприятия и оценки людьми своего поведения по отношению друг к другу.
В рамках интеракционального подхода общение рассматривается как ситуация совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми с помощью разных форм поведения и внешних атрибутов (внешности, предметов, обстановки и т. п.) [1, с. 116]. Отечественный исследователь А.А. Бодалев определяет общение в качестве взаимодействия людей, которое представлено обменом информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между ними [8, с. 92]. М.И. Лисина также понимает под общением взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата [19, c. 7].
С позиций деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн) общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный потребностями и мотивами в совместной деятельности, включающий обмен информацией, выработку общей стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [1, с. 186].
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 Применение невербальных средств коммуникации в специальной педагогике
Большинство современных исследований, затрагивающих проблему невербального общения, проведено зарубежными исследователями [22, с. 160]. В отечественной психологии изучение невербального общения находится в процессе своего становления.
В межличностном общении люди непрерывно передают информацию друг другу с помощью вербальных и невербальных средств общения. Вербальная коммуникация в качестве знаковой системы использует речь, невербальная – использует различные неречевые знаковые системы – мимику, жесты и т.д.
Невербальное общение – это система символов, знаков, которые используются для передачи сообщения и предназначена для более полного его понимания, имеющая достаточно четкий круг значений. Невербальное поведение индивида весьма ценно и существенно в процессе общения.
Невербальное общение представляет собой коммуникативное функционирование человеческого тела в пространстве и времени в поведенческом акте [21, с. 148].
Невербальными средствами общения являются следующие знаковые системы:
– оптико-кинетическая система (мимика, пантомимика);
– паралингвистическая (качество голоса, его диапазон, тональность);
– экстралингвистическая (темп, паузы);
– пространственно-временная система (пространственная и временная организация);
– контакт глаз (имеет место в визуальном общении) [31, с. 45].
Невербальные средства общения являются дополнением к вербальной речи, замещением речи, репрезентацией эмоциональных состояний партнера по коммуникативному процессу. К невербальным средствам относится язык телодвижений, особенностью которого является проявление как результат импульсов человеческого сознания. Как отмечает И.Н. Кузнецов, в связи с тем, что данные импульсы невозможно подделать, человек скорее доверяет невербальному каналу, чем вербальному [28, с. 82].
В современной психологии сложились два несколько подходов к пониманию общения. Согласно информационному подходу общение представляет собой передачу и прием информации посредством использования определенных символов. Процесс общения включает в себя ряд элементов, среди которых: условия общения, стратегию общения, коммуникационные ограничения, включающие факторы, ограничивающие выбор участниками общения стратегии, а также критерии интерпретации, направляющие способы восприятия и оценки людьми своего поведения по отношению друг к другу.
Общение в психологии рассматривается как коммуникативный процесс, как процесс взаимодействия индивидов, как процесс взаимовлияния человека на человека, как процесс взаимного понимания друг друга, как способ построения отношений. Общение выполняет ряд важнейших социальных и психологических функций. В структуре общения выделяются коммуникативная, интерактивная и социально-перцептивная стороны.
Интеллектуальная недостаточность - это синдром временной задержки в развитии психики, замедления реализации физических способностей, и очень часто она обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостатке общих знаний, незрелости мышления, ограниченных представлениях о мире, низкой интеллектуальной концентрации, преодолении игровых интересов, сбоев в интеллектуальной деятельности.
Дети с интеллектуальным нарушением не могут в нужной степени овладеть словарным запасом, у них проявляются стойкие, необратимые нарушения познавательной сферы, изменения психики, у детей нарушена моторика, эмоционально – волевая сфера. Если у ребенка отмечаются хотя бы легкие отклонения в развитии, то обязательно будут затруднения в овладении учебной программой, в социализации и адаптации. Следовательно, необходима система поэтапного формирования коммуникативных навыков и умений, в процессе целенаправленной, систематической работы. Так, в современной науке и практике существует комплексный медико – педагогический подход к коррекции интеллектуальных нарушений у детей дошкольного возраста. Основой коррекции нарушений интеллекта у детей дошкольного возраста является своевременная диагностика и коррекционно – развивающая работа с учетом компенсаторных возможностей каждого ребенка в отдельности. Подбор материала должен осуществляться на основе принципов коррекционной педагогики (онтогенетический, учет структуры дефекта, принцип коррекционной направленности).
1. Андреева, Г. М. Социальная психология : учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. — М. : Аспект Пресс, 2018. — 376 с.
2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. 3–7 лет. Методическое пособие для воспитателей / А. Г. Арушанова. — М. : Центр «Дошкольное детство», 2004. — 300 с.
3. Бабкина, Н. В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Н. В. Бабкина // Дефектология. – 2002.-№ 5. – С.40 – 45.
4. Бабкина, Н. В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью в различных условиях обучения / Н. В. Бабкина // Дефектология. – 2003. – № 6. – С.46 – 50.
5. Баряева, Л. Б. Логопедическая работа по развитию связной речи дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (на модели обучения рассказыванию по картине) / Л. Б. Баряева, И. Н. Лебедева // Логопедия. – 2005. – № 1. – С. 11 – 21.
6. Битянова, М. Особенности человеческой коммуникации / М. Битянова // Школьный психолог. – 2009. – № 30. – С. 2–15.
7. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с интеллектуальной недостаточностью / Л.Н. Блинова. – М., 2002. – 136 с.
8. Бодалев, А.А. Психология общения: избр. психологические труды / А.А. Бодалев. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. – 256 с.
9. Варенова, Т.В., Обучение навыкам общения детей с интеллектуальной недостаточностью на основе альтернативных средств коммуникации / Т.В. Варенова, П.А. Ливе // Современная теория и практика специального образования. Сб. научн. трудов. В трех частях. Часть 2. - Мн., 2006. - С. 6 - 15.
10. Выготский, Л.С. (1982). Мышление и речь / Л.С. Выготский // Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 3. - М.: Педагогика, 1982. — 504 с
11. Горелов, И.Н. Невербальные компоненты коммуникации / И.Н. Горелов. – М.: ЛИБРОКОМ, 2009. – 112 с.
12. Елфимова, Н.В. Невербальные средства общения и их влияние на взаимодействие учителям с учащимися / Н.В. Елфимова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2011. – № 18. – С. 77–82.
13. Зайцев, Д. В. Основы коррекционной педагогики : учебно-методическое пособие / Зайцев, Д. В. , Зайцева, Н. В., - Педагогический институт им. Н. Г. Чернышевского. Саратов, 2011. – 89 с.
14. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 321 с.
15. Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для студентов пед. вузов / А.А. Катаева, Е. А. Стребелева. - М..Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 208 с.
16. Кудинова, Е.С. Взаимодействие невербальных и речевых характеристик в процессе коммуникации / Е.С. Кудинова // Вестник МГЛУ. – 2010. – № 58. – С. 116–119.
17. Кулагина, И.Ю. Младшие школьники: особенности развития / И.Ю. Кулагина. – М.: Эксмо, 2009. – 456 с.
18. Леонтьев, А. А. Психология общения / А.А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 2005. – 422 с.
19. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - М.; Воронеж, 1997. – 383 с.
20. Лисина, М.И. Проблема онтогенеза общения / М. И. Лисина. – M., 1986. – 144 с.
21. Невербальные средства общения / Сост. М.А. Поваляева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 352 с.
22. Пиз, А. Язык телодвижений: Как читать мысли других людей по их жестам / Пер. с англ. – М.: Ай Кью, 1995. – 257 с.
23. Плетнева, Е.Г. О невербальном сопровождении устной речевой коммуникации в культуре педагогического общения / Е.Г. Плетнева // Человек. Спорт. Медицина. – 2006. – № 16 (71). – С. 45–51.
24. Подъячева, И. П. Коррекционно-развивающее обучение детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью / И. П. Подъячева. — М. : Просвещение, 2001. — 169 с.
25. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / под ред. В.В. Давыдова. — М.: Педагогика. – 1978. – 288 с.
26. Рузская, А. Г. Развитие общения дошкольников со сверстникам / А. Г. Рузская. — М. : Педагогика, 2009. — 216 с.
27. Смирнова, Е. О.. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб / Е.О. Смирнова. — СПб.: Питер. — 304 с.
28. Современный язык жестов / авт.-сост. И.Н. Кузнецов. – М.: АСТ; Минск: Харвест, 2006. – 448 с.
29. Специальная дошкольная педагогика: уч. пособие // Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова, [и др.]; под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Академия, 2001. - 312 с.
30. Тригер, Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / Р. Д. Тригер. - Ярославль. : Академия развития, 2008. – 128 с.
31. Фурманов, И.А. Психология общения в учебно-педагогическом процессе / И.А. Фурманова, А.А. Альдбин, Е.М. Амелишко. – Минск: Технология, 2000. – 100 с.
32. Шевченко, С. Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / С. Г. Шевченко. — М. : Аркти, 2001. — 224 с. 60.
33. Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: пособие для учителя / Л. М. Шипицина.- СПб: Издательство «Союз», 2004. - 335 с.
34. Школьникова, Н.Н. Система развития коммуникационного поведения у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Н. Н. Школьникова. - М., 1993. - 105 с.