ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ
1.2. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ
1.3. РОЛЬ ЛОГОПЕДА В РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
2.1 ПОДГОТОВКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТОРИКИ У ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
2.2 РЕЗУЛЬТАТЫ СОПОСТАВЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ И ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ С ОНР И ДЕТЕЙ БЕЗ ПАТОЛОГИИ
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
2.2 ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста является одной из актуальных и сложных проблем современной логопедии Сложность эта обусловлена тем, что речевой дефект, каков бы он ни был по степени выраженности, никогда не существует сам по себе (Л.С. Выготский).
Нарушение речевой деятельности у гиперактивных детей с общим недоразвитием речи (ОНР) носит имеет ряд особенностей, что подтверждается многочисленными исследованиями психолого-педагогического (Р.Е. Левина, С.С. Ляпидевский, С.А. Миронова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская), психолингвистического (В.К. Воробьева, В.А. Ковшиков, Р.И. Лапаева и др) и медико-педагогического (Л.И. Белякова, О.Н. Исаев, В.В. Ковалев и др.) плана.
Формирование речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи (ОНР).
ОНР (общее недоразвитие речи) – несформированность звуковой и смысловой сторон речи, выражающаяся в грубом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов и связной речи.
Трудности коррекции речи у гиперактивных детей с ОНР определяются такими факторами, как низкая концентрация внимания, импульсивность, слабая саморегуляция, высокая двигательная активность. Все это не позволяет детям выдерживать более длительную нагрузку, подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции воспитателя.
Проблемой формирования речи у детей с ОНР занимались К.Д. Ушинский, В.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.М. Бородич, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко и др.
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Характеристика речевых нарушений у гиперактивных детей
На сегодняшний день проблема гиперактивности актуальна не только для специальных коррекционных, но и для других видов учебных заведений. Школьные психологи сталкиваются с тем, что ребенку диагноз гиперактивности чаще ставится по двум или нескольким признакам [17, с. 2].
Специалисты выделяют следующие клинические проявления синдромов гиперактивности у детей: беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается; неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется; легкая отвлекаемость на посторонние предметы; нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (занятия в школе); неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает, не подумав, не выслушав до конца; сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий; с трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр; частые переходы от одного незавершенного действия к другому; неумение играть тихо, спокойно; болтливость; мешает другим, пристает к окружающим (вмешивается в игры к другим); часто складывается мнение, что ребенок не слушает обращенную к нему речь [18, с. 31].
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) [7; 8, с. 70].
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
2.1 Проблема изучения направлений развития речи у гиперактивных детей с нарушениями формирования речи
Базой для проведения исследования особенностей речевого развития у гиперактивных детей с общим недоразвитием речи III уровня послужило ГУО «Мокровский УПК д/с-СШ» Пружанского района Брестской области. Исследование проходило в период…
Выборку нашего исследования составили гиперактивные дети с общим недоразвитием речи III уровня старшей специальной группы (четвертый год обучения) и дети из общеобразовательной группы. Возраст детей примерно одинаков – от 5 до 6 лет. Общее количество детей в выборке составило 20 (10 – гиперактивные дети в ОНР III уровня – экспериментальная группа и 10 – дети из общеобразовательной группы – контрольная группа). Подробное описание выборки представлено в Приложении А, таблицы 2 и 3.
Обследование отдельных частей моторных функций проходило в первую половину дня в кабинете логопеда индивидуально.
Цель нашего исследования – экспериментально выявить и сравнительным путем проверить наличие особенностей речевого развития у гиперактивных детей старшей группы с общим недоразвитием речи III уровня и детей без патологии.
При обследовании детей учитывалось то, что часто гиперактивные дети с речевым недоразвитием с легкостью вступают в контакт с посторонними людьми, однако быстро теряют интерес к общению. И в нашем исследовании
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
3.1 Организация логопедической работы по развитию речи у гиперактивных детей с общим недоразвитием речи III уровня
На формирующем этапе эксперимента нами было проведено 10 коррекционных игровых занятий. Длительность игрового занятия составляет 20-30 минут. Смена видов коррекционной работы позволяет избежать переутомления детей. Занятия проводились ежедневно.
Занятие 1.
Игра с мячом «Приготовим сок для мамы»
Цель: учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.
Описание игры. Ребенок держит мяч, называет любой овощ или фрукт и кидает мяч. Поймавший должен сказать, какой сок делают из названного овоща или фрукта, затем назвать свой овощ или фрукт и бросить мяч следующему игроку.
Занятие 2.
Игра с мячом «Скажи наоборот»
Цель: обогащение экспрессивной речи словами-антонимами.
Описание игры. Логопед катит мяч одному из детей и начинает предложение, ребенок ловит мяч, заканчивает предложение, подобрав слово-антоним.
Помидор круглый, а огурец… (овальный).
Помидор мягкий, а огурец… (твердый).
Помидор гладкий, а огурец… (шершавый).
Помидор большой, а огурец… (маленький).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате изучения психолого-педагогической литературы, установлено следующее:
Нарушения речи - это собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека.
Для гиперактивных детей причинами речевых нарушений могут стать влияние различных факторов: биологических (связанных с внутриутробной патологией или наследственными заболеваниями) и социально-психологических (связанные с психической депривацией детей).
Согласно данным некоторых авторов, существует следующая поэтапность коррекции речевых нарушений у гиперактивных детей дошкольного возраста: коррекция составления предложений по предложенной схеме-модели; предложений из трёх слов без предлогов; предложений из четырёх слов без предлогов; предложений по карточкам с графическим изображением предлогов и предметным картинкам.
Теоретическое исследование проблемы формирования речи у гиперактивных детей дошкольного возраста с ОНР позволило выявить особенности коррекционной работы и рассмотреть подходы к работе по формированию связной речи.
Эксперимент, направленный на выделение уровня речевого развития у гиперактивных детей с ОНР III уровня и сравнение их речевых нарушений с показателями у детей с нормальным речевым развитием, показал, что гиперактивные дети с ОНР III уровня по всем показателям развития речи испытывают затруднения: допускают грамматические ошибки, речь не связная, произношение не четкое, наблюдается отсутствие интереса к речевой деятельности.
1. Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям / З.Е. Агранович. - СПб: Детство-пресс, 2004 - 236 с.
2. Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников./ А.Е. Белая. – М.: Владос, 1999. – 48 с.
3. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. / Н.А Берштейн. – М.: Медгиз, 1966. – 234 с.
4. Большакова, С.Е. Речевые нарушения и их преодоления. Сборник упражнений / С.Е. Большакова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с
5. Брязгунов, И.П. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях / И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова – М.: изд-во Института Психотерапии, 2001. – 45 с.
6. Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие / Т.В. Буденная. – СПБ.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2001. – 64 с.
7. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. факультетов пед. вузов / Под редакцией Л.С.Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитарный издат. Центр ВЛАДОС,1998. – 680 с.
8. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. завед. / Г.А. Волкова. – М.: Владос, 2002. – 272 с.
9. Воробьева, Т.А. Мяч и речь: Игры с мячом для развития мелкой моторики и общей моторики / Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. – СпБ.: КАРО,2003. – 276 с.
10. Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение,1996 – 420 с.
11. Герасименко, Ю.В. Коррекция нарушений речевого развития у детей: автореф. дисс. кандидат пед. наук. / Ю.В. Герасименко. – Спб.: гос. унив. Санкт-Петербург, 2008. – 32 с.
12. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд, испр. и доп. / В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
13. Горская, Ю.В. Возрастные закономерности в сенситивные периоды развития базовых видов движений у детей с нарушениями речи в сравнении со здоровыми школьниками // Ю.В. Горская. – Теория и практика физической культуры. – 2000. – №1. – С. 15-18
14. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения /Сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 272 с.
15. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. - М.: Медицина, 1990 – 266 с.
16. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Маслюкова, Т.Б. Филичева – М., 1990. – 320 с.
17. Заваденко, Н.Н. Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей. Школьный психолог. / Н.Н. Заваденко – 2000. – №4. – С. 2-6
18. Кошелева, А.Д. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка / А.Д. Кошелева, Л.С. Алексеева – М.: НИИ семьи, 1997. – 64 с.
19. Коноваленко, С.В. Хлоп-топ. Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми / С.В. Коноваленко, В.В. Коноваленко. – М.: Изд. «ГНОМ», 2013. – 32 с.
20. Крупенчук, О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика / О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева. – СпБ.: ЛИТЕРА, 2005. – 54 с.
21. Левина, Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина // Основы теории и практики логопедии. - М.: Просвещение, 1968 - С. 67-85.
22. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии) / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Питер, 2001. – 190 с.
23. Носкова, Л.П. Методика развития речи дошкольников / Л.П. Носкова. - М.: ВЛАДОС, 2004 - 401с.
24. Основы логопедической работы с детьми. / Под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: Педагогика, 2002. – 240 с.
25. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001 - 448 с.
26. Сравнительная характеристика особенностей развития координационных способное гей у детей 5 лет с ОНР и без речевой патологии // Материалы V-й Всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование системы физического воспитания и физкультурного образования в Сибири / Т.В. Артамонова, Н.В. Надёжина – Ч.II.- Иркутск, 2006. – С. 28-34.
27. Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие связной речи / Т.А. Ткаченко. - СПб: Детство-пресс, 1999. - 215 с.
28. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова. - М.: ВЛАДОС, 2004 - 277 с.
29. Фомичева, М.В. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: практикум по логопедии / М.В. Фомичева – М.: Просвещение,1989. – 239 с.
30. Хватцев, М.Е. Логопедия: уч. Для учащихся пед. институтов / Хватцев М.Е. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 272 с.