Введение
В настоящее время проблема мотивации трудовой деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью стоит достаточно остро. На её решение направлены усилия дефектологов, педагогов, врачей, психологов.
В период школьного обучения на первый план выступают такие конкретные задачи, как сообщение учащимся определенной системы знаний по тому или иному виду труда и формирование соответствующих трудовых умений и навыков, воспитание ряда нравственных, личностных качеств, которые бы обеспечивали полноценное включение учащихся данной категории в трудовую деятельность.
Особое значение приобретает формирование мотивации трудовой деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Мотивация является необходимым условием успешной трудовой деятельности. К структурным элементам внутренних побудительных сил (собственно к мотивации) относят: потребности, интересы, мотивы, желания, стремления, ценности, ценностные ориентации, идеалы.
В отечественной литературе проблема мотивации исследовалась в нескольких направлениях:
– теоретической разработкой вопросов общей мотивации занимались Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн (деятельностный подход);
– методика изучения учебных мотивов, их структура, возрастная динамика характеризуется в исследованиях Л.И. Божович, Н.Г. Морозовой, Л.С. Славиной, Г.И. Щукиной и др.
– общие проблемы мотивации трудовой деятельности рассматриваются в работах Д.В. Благонадежиной, Н.Д. Левитова, В.С. Мерлина, П.М. Якобсона и др.
Изучением проблемы формирования мотивации к трудовой деятельности подростков с нарушением интеллекта занимались отечественные педагоги и психологи С.А. Беличева, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Т.А. Власова, М.А. Галагузова, И.В. Дубровина, Г.М. Дульнев, И.С. Кон, В.Т. Кондратенко, М И. Лисина, Л.Я. Олиференко, М.С. Певзнер, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых.
В ряде конкретных психологических исследованиях ставится цель – изучить процесс трудового обучения школьников и мотивы, его обуславливающие (Ф.И. Иващенко, М.Ф. Морозов, Э.А. Фарапонова, и др.).
Труд играет большую роль в развитии умственно отсталых школьников. Трудовая деятельность служит эффективным средством коррекции умственных, физических и личностных нарушений учащихся, а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы (Г.М. Дульнев, С.Л. Мирский, Б.И. Пинский, В.А. Шинкаренко и др.).
Проблема мотивации и мотивов поведения – одна из главных проблем в психологии и педагогики. Исследованием мотивации занимались известные отечественные психологи (В.Г. Асеев, Т.О. Гордеева, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Ю.Б. Орлов, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон) и зарубежные авторы (А. Маслоу, Г. Олпорт, Б. Скиннер, Л. Фестингер, З. Фрейд, Х. Хекхаузен). С точки зрения этих авторов, мотивация является совокупностью побуждающих факторов, которые обуславливают активность личности и определяют направленность ее деятельности.
Особенности мотивационной сферы личности являются важной для полной характеристики личности. По мнению Л.И. Божович, развитие мотивационной сферы является базой, основанием становления личности. Целостная структура личности определяется, прежде всего, ее направленностью. В основе направленности личности лежит возникающая в процессе жизни и воспитания устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальные, характеризует строение мотивационной сферы человека [1].
В качестве компонента мотивационной сферы личности выступает мотив. В отечественной литературе наиболее распространена психологическая теория деятельности, где мотив – центральный, системообразующий фактор деятельности.
Мотив здесь является устойчивым образованием мотивационной сферы в виде опредмеченной потребности. В отличие от мотива, побуждение является конкретным ситуативным образованием, результатом мотивационного процесса, то есть следствием актуализации мотива, непосредственно инициирующего деятельность. В то же время побуждение – субъективное проявление мотива как личностного образования, его предваряющее [9, с. 107].
По мнению С.Л. Рубинштейна интересы являются специфическими мотивами познавательной деятельности, эмоции – формой переживания потребности, выражающей ее активную сторону [17, с. 238].
Мотив является продуктом проникновения интеллектуального образования (образа предмета) в потребность (аффект), пристрастно-познавательным образованием, сочетающим в себе признаки интеллекта и аффекта, полагает В.К. Вилюнас [3, с. 45]. Иначе говоря, мотив – это пристрастно отражаемый предмет, предмет пристрастно-эмоционального
На сегодняшний день не существует специальных методов изучения мотивации трудовой деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью. В трудовом воспитании школьников важным этапом является изучение общей воспитанности школьника и его готовности к труду, в ходе которого устанавливается:
– вид направленности личности;
– опыт поведения и деятельности;
– сформированность интегративных качеств, умений и навыков;
– ведущее направление психического развития учащихся;
– особенности общения и взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Следует отметить, что мотивация родственна понятию «отношение», которое также активизирует и направляет поведение человека. Мотивация состоит из двух частей – деятельности и направленности. Разница между мотивацией и отношением заключается в том, что мотивация связана с определенной ситуацией, а отношение имеет более устойчивый характер и оказывает длительное воздействие.
В результате педагогической диагностики устанавливается уровень трудовой воспитанности школьника:
– высокий – воспитаны интегративные личностные качества и ведущие компоненты готовности к труду;
– средний – воспитаны базисные качества личности (коллективизм, трудолюбие, честность), имеется достаточный трудовой опыт для самостоятельной работы в различных видах деятельности;
– низкий – не сформированы прочно базисные качества личности, есть желание трудиться, но отсутствует необходимый трудовой опыт, наблюдаются неудачи, пассивность, быстрая утомляемость и общая неустойчивость поведения;
– отрицательный – проявляются негативные качества личности: эгоистичность, леность, нечестность, недисциплинированность, безответственное отношение к труду.
Для проведения опытно-экспериментальной работы была выбрана методика диагностики нравственной воспитанности М.И. Шиловой. Программа методики представлена в приложении 1.
В заключение курсовой работы можно сделать обобщающие выводы:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме изучения мотивации позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на разнообразие подходов, мотивация понимается большинством авторов как совокупность психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека. В сложный мотивационный процесс включены потребности, мотивы, мировоззрение, личностные особенности и представления человека о себе, своих физических и психических возможностях, функциональные и эмоциональные состояния и переживания, знание о среде и прогноз ее изменений, ожидаемые последствия и т.п. Мотивация есть особый психический процесс или особое психическое действие со своим строением и с функцией формировать побуждение. Мотив является устойчивым образованием мотивационной сферы в виде опредмеченной потребности. Мотивационная сфера рассматривается как многокомпонентное, многоуровневое, иерархизированное динамическое образование.
2. У учащихся с интеллектуальной недостаточностью обнаруживается незрелость мотивационной сферы. Можно отметить также их малоразвитую любознательность, слабую выраженность и кратковременность побуждений к деятельности, ограниченность ее мотивов, недостаточную сформированность социальных потребностей. Незрелость мотивационной сферы умственно отсталых школьников обнаруживается также в том, что мотивы усваиваются ими формально, не становясь для них собственными мотивами и стремлениями. Слабость мотивов деятельности и их неустойчивость – одно из типичных проявлений незрелости мотивационной сферы учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
3. В трудовом воспитании школьников важным этапом является изучение общей воспитанности школьника и его готовности к труду. В результате констатирующего эксперимента были получены следующие результаты. У учащихся с интеллектуальной недостаточностью наиболее развито отношение к умственному труду, отношение к обществу, саморегуляция личности; менее развито – отношение к людям и отношение к физическому труду. Большинство учащихся с низким уровнем нравственной воспитанности (53,4%) обладают слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны. Учащиеся с отрицательным уровнем или невоспитанностью (33,3%) характеризуются отрицательным опытом поведения, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции. Учащиеся со средним уровнем воспитанности (13,3%)
1. Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка / Л.И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – Москва. – 1972. – С. 7-44.
2. Брайтфельд, В.Н. Формирование мотивации учебной деятельности младших подростков с ЗПР // Дефектология. – 2000. – №3. – С. 74-75.
3. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы развития мотивации: автореф. дисс… доктора психол. наук / В.К. Вилюнас. – Москва. – 1990. – 170 с.
4. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с.
5. Глухов, В.П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии / В.П. Глухов. – М.: Академия, 2011. – 296 с.
6. Дульнев, Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе / Г.М. Дульнев. – М.: Педагогика, 1969. – 216 с.
7. Жидкина, Т.С. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида / Т.С. Жидкина. – М.: Академия, 2005. – 192 с.
8. Занюк, С.С. Психология мотивации: теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг / С.С. Занюк. – Киев: Ника-Центр, 2001. – 352 с.
9. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 512с.
10. Кузьмина, Н.Н. Развитие мотивационных факторов учебно-трудовой деятельности младших умственно-отсталых школьников как средство повышения ее продуктивности: автореф. дисс. … канд-та пед. наук: 13.00.03. – Екатеринбург. – 2002. – 148 с.
11. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 534 с.
12. Мирский, С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе / С.Л. Мирский. – М.: Просвещение, 1980. – 183с.
13. Мирский, С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда: кн. для учителя / С.Л. Мирский. – М.: Просвещение, 1992. – 127 с.
14. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: Академия, 2002. – 160 с.
15. Пинский, Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы / Б.И. Пинский. – М.: Просвещение, 1969. – 152с.
16. Пузанова, Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика) / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин. – М.: Академия, 2008. – 272 с.
17. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн: – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 529 с.
18. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
19. Сечковская, Л.Г. К вопросу о готовности к трудовой деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью / Л.Г. Сечковская // Сборник научных трудов / Под ред. О.В. Гаврилова, В.И. Спивак. – 2013. – С. 342-345.
20. Федоренко, Т.А. Обучение учащихся с интеллектуальной недостаточностью технологии обработки конструкционных материалов / Т.А. Федоренко, В.А. Шинкаренко, Н.А. Юрченко // Дэфекталогія. – 2004. – № 2. – С. 19-24.
21. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламова. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
22. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен // Под ред. Б.М. Величковского. – М.: Академия, 1986. – Т. 1. – 438 с.
23. Шинкаренко, В.А. Методика трудового обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью: учеб.-метод. пособие / В.А. Шинкаренко. – Минск: Изд-во БГУ, 2013. – 103 с.
24. Шинкаренко, В.А. Трудовое обучение младших школьников с особенностями умственного развития: учеб.-метод, пособие / В.А. Шинкаренко. – Минск: Універсітэцкае, 1998. – 52 с.
25. Шилова, И.М. Технология изучения и анализа воспитанности современных школьников / И.М. Шилова. – М.: Педагогика, 2001. – 135 с.