ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕСКАЗЫВАНИЯ
1.1 Проблема речевого развития у детей младшего школьного возраста в научных исследованиях
1.2 Характеристика связной речи у детей младшего школьного возраста в норме
1.3 Особенности обучения пересказу детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ РАССКАЗЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
2.1 Методика и организация экспериментального исследования
2.2 Результаты экспериментального исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в младшем школьном возрасте наблюдается активное развитие речи ребенка, что является одной из диагностических показателей соответствия развитости речевых функций у детей и требованиями, предъявляемыми при поступлении в учреждения общего среднего образования. Данный факт указывает на необходимость изучения развития речи (особенно связной речи) у младших школьников.
Вопрос о нормальном речевом развитии детей и профилактике нарушений речи имеет большую социальную значимость, поскольку речь очень важна тем, что уроки в школе преимущественно проходят в речевой форме и от учащегося часто требуется пересказать ту, или иную услышанную или прочитанную информацию.
Анализ статистической информации показывают, что численность детей с речевыми нарушениями в нашей республике неуклонно растет, а сами речевые расстройства принимают все более сложные формы. Нарушению речи сопутствуют отклонения в эмоционально-волевой сфере, психическом и физическом развитии ребенка.
Исследований, посвященных становлению и развитию устной связной речи у детей младшего школьного возраста, в том числе и с ТНР, немало. В основном они посвящены механизмам речи, раскрывают основные этапы ее развития, а также дают характеристику факторам, определяющим речевое развитие. Проявление речевых нарушений рассматривались в научной литературе в нескольких направлениях: психологическом (П.Я. Гальперин, Н.И. Жинкин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия); филолого-лингвистическом (Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева); педагогическим (В.В. Виноградов, А.Н. Гвоздев, В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов, Н.И. Политова).
Проблема обучения пересказу нашла свое отражение в трудах А.К. Аксеновой [1], В.Я. Василевской [5], М.Ф. Гнездилова [9-12], Р.К. Луцкиной
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕСКАЗЫВАНИЯ
1.1 Проблема речевого развития у детей младшего школьного возраста в научных исследованиях
Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речь и язык не могут быть оторваны и противопоставлены друг другу.
Речь тесно связана со всей психической жизнью человека: мышлением, воображением, эмоциями, волей и другими.
Речь является одним из главных показателей развития ребенка, указывая на сформированность коммуникативной, информативной, познавательной сферы его деятельности.
А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.Н. Леонтьев и др., рассматривая процесс становления и развития речи, указывают на его поэтапность, однако называют этапы по-разному, опираясь на возрастные границы ребенка [31, с. 6].
Так, например, А.Н. Леонтьев выделяет четыре этапа становления речи детей: подготовительный – до 1 года (подготовка к овладению речью, развивается система психической деятельности: плач, гуление, лепетная речь, первые слова); преддошкольный – до 3 лет (первые слова носят общественно-смысловой характер, далее – слово приобретает обобщенный характер, далее – речь становится основным средством общения); дошкольный – до 7 лет (продолжается быстрое увеличение словарного запаса, формируется чувство языка, словотворчество); школьный – от 7 до 17 лет (сознательное усвоение всех функций речи) [26, с. 28].
Ученым отмечено, что в первые семь лет жизни ребенка выделяют 4 формы его общения с взрослым (рисунок 1.1)
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ РАССКАЗЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
2.1 Методика и организация экспериментального исследования
Как было отмечено рядом педагогических исследований, пересказ литературного произведения представляет собой систему восприятия, понимания прочитанного, его запоминания и речевого оформления.
Процесс пересказа является сложным процессом для учащихся учреждений общего среднего образования, и без сомнения вызывает большие затруднения у детей с тяжелыми нарушениями речи.
С целью изучения особенностей пересказа учащимися 3 класса с ТНР нами было проведено исследование на базе ….
Исследование проходило в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В исследовании приняло участие 10 учащихся с ТНР.
Констатирующий этап эксперимента проводился во внеурочное время индивидуально с каждым испытуемым индивидуально. Для проведения диагностики мы подобрали отрывок из литературного произведения В.Ю. Драгунского «Денискины рассказы» (Приложение А). Текст был предварительно проработан учителем на уроке.
В ходе проведения эксперимента экспериментатор зачитывал текст, спрашивал, что непонятно. Затем текст читал испытуемый. После этого ему предлагалось кратко пересказать отрывок.
Анализ экспериментального материала проводился по следующим
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность выбранной темы исследования подтверждает анализ общей и специальной психологической, педагогической и методической литературы, выявивший недостаточную разработанность методики работы над пересказом с учащимися с ТНР на уроках «Литературного чтения».
Изучение общей и специальной литературы позволило нам выявить особенности речевого развития у детей младшего школьного возраста с ТНР, а также наметить пути диагностики и формирования связной речи в процессе обучения пересказу.
В результате проведенного констатирующего эксперимента были выявлены типичные затруднения в передаче прочитанного:
- непонимание основной мысли произведения;
- неумение передать произведение в развёрнутой и сжатой форме;
- нарушение логики изложения событий;
- пропуск смысловых звеньев;
- аграмматичность.
Полученные данные позволили разделить учащихся с ТНР на четыре группы с целью дальнейшей коррекционной работы и осуществления принципа дифференцированного подхода в обучении.
В ходе формирующего этапа эксперимента в программу уроков «Литературного чтения» были включены коррекционные упражнения на развитие связной речи, составление плана пересказа, развитие коммуникативных навыков.
Проведенная в ходе эксперимента работа была направлена на разработку эффективных приемов и средств обучения пересказу учащихся с ТНР и апробации их в ходе обучающего эксперимента.
Анализ результатов контрольного эксперимента позволил говорить о положительной динамике в формировании у учащихся с ТНР навыков
1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. Педвузов / А. К. Аксенова – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 320 с.
2. Афоничкина, Л. Н. Обучение сжатому пересказу в 1-2 классах. Из опыта работы (22-й шк. Орла) / Л. Н. Афоничкена // Начальная школа. – 1976. – № 10. – С. 26-31
3. Бархин, К. Б. Развитие речи и изучение художественных произведений / К. Б. Бархин – М. : Рабпрос, 1930. – 320 с.
4. Буслаев, Ф. И. О преподавании отечественного языка / Ф. И. Буслаев – Л. : Учпедгиз, 1989. – 248 с.
5. Василевская, В. Я. Понимание учебного материала учащимися вспомогательной школы / В. Я. Василевская – М. : Изд. АПН РСФСР, 1960. – 120 с.
6. Воронкова, В. В., Петрова, В. Г. К вопросу о дифференциации учащихся вспомогательных школ при обучении русскому языку // Психологический анализ дифференцированного подхода при обучении умственно отсталых школьников. Сб. науч. трудов. / Под ред. В. Г. Петровой – М. : Изд. АПН РСФСР, 1988. – С. 59-83.
7. Воронкова, В. В. Русский (родной) язык. Чтение и развитие речи. Грамматика, правописание и развитие речи. // Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – С. 3-28.
8. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский, // Собр. соч.: В 6 т. – М. : Педагогика, 1982. – Т.2. – 504 с.
9. Гнездилов, М. Ф. Развитие устной речи умственно отсталых школьников. Пособие для учителей вспомогательных школ / М. Ф. Гнездилов – М.-Л. : Учпедгиз, 1947. – 130 с.
10. Гнездилов, М. Ф. Приемы объяснительного чтения / М. Ф. Гнездилов // Специальная школа. – М. : Учпедгиз. – 1958. – №3. – С. 57-63.
11. Гнездилов, М. Ф. Обучение чтению в старших классах вспомогательной школы. (В порядке обсуждения) / М. Ф. Гнездилов – М.: Изд. АПН РСФСР, 1959. – 57 с.
12. Гнездилов, М. Ф. Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школы / М. Ф. Гнездилов – М. : Изд. АПН РСФСР, 1962. – 134 с.
13. Гордиенко, Е. А. Совершенствование форм и методов речевого развития учащихся на уроках чтения. В сб.: Развитие речи учащихся вспомогательной школы / Е. А. Гордиенко – Ташкент, 1989. – С. 3-20.
14. Гуковский, Г. И. Изучение литературного произведения в школе / Гуковский – М.-Л. : Просвещение, 1966 . – 266 с.
15. Дульнев, Г. М. О значении намерения для точности и полноты воспроизведения текста / Г. М. Дульнев // Вопросы психологии глухонемых и умственно отсталых детей. – М., 1940. – С. 38-69.
16. Егоров, М. Г. Очерки психологии обучения детей чтению / М. Г. Егоров – М. : Учпедгиз, 1953. – 114 с.
17. Каноныкин, Н. П. Методика преподавания русского языка в начальной школе / Н. П. Каноныкин, Н. А. Щербакова – Л., 1955. – 143 с.
18. Козырева, А. С. Виды работы над текстом на уроках чтения / А. С. Козырева // Начальная школа. – 1990. – №3. – С. 67-68.
19. Комская, С. Н. Методические рекомендации к урокам русского языка и развития связной устной речи в V-VII классах вспомогательной школы / С. Н. Комская – Свердловск, 1972. – 40 с.
20. Кочаровская, З. Д. Краткий пересказ в начальных классах / З. Д. Кочаровская // Начальная школа. – 1981. – №5. – С.20-23.
21. Кудряшев, Н. И. Уроки анализа литературного произведения. В кн.: Из опыта преподавания литературы (7 класс). Сост. Д. Л. Устюжанин. – М. : Просвещение, 1975 – С. 108-110.
22. Лазарева, В. А. Принципы и технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе / В. А. Лазарева –
М. : Дом педагогики, 2000. – 80 с.
23. Ладыженская, Т. С. Анализ устной речи учащихся V-VI классов / Т. С. Ладыженская – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1963, вып. 125. – 135 с.
24. Лалаева, Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: учебное пособие / Р. И. Лалаева – СПб. : СОЮЗ, 1998 – 224 с.
25. Лапшин, В. А. Особенности понимания образной речи учащимися вспомогательной школы и коррекционно-воспитательная работа в связи с её развитием. Автореф. дис. ... канд. пед. Наук / В. А. Лапшин – М. : МГПИ им. В.И. Ленина, 1972. – 30 с.
26. Леонтьев, А. А. Слово в речевой деятельности / А. А. Леонтьев – М. : Наука, 1965. – 245 с.
27. Липкина, А. И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения в начальных классах / А. И. Липкина, М. И. Оморокова – М. : Просвещение, 1967. – 224 с.
28. Луцкина, P. M. Развитие устной речи учащихся вспомогательной школы в процессе обучения: Пос. для учителей / P. M. Луцкина – Алма-Ата : Мектеп, 1984. – 55 с.
29. Львов, М. Р. Речь младших школьников и пути её развития / М. Р. Львов – М. : Просвещение, 1975. – 176 с.
30. Маранцман, В. Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие / В. Г. Маранцман – Л. : ЛГПИ, 1974. – 175 с.
31. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М. : «Академия», 2000. – 472 с.
32. Морозова, Н. Г. Психологические предпосылки понимания текста младшими школьниками // Основы методики начального обучения русскому языку / Под ред. Н.С. Рождественского. – М. : Просвещение, 1965 – С. 164-182.
33. Никифорова, О. И. Психология восприятия художественной литературы / О. И. Никифорова – М. : Книга, 1972. – 152 с.
34. Одинаева, Л. А. Работа над пересказом художественных произведений в младших классах вспомогательной школы / Л. А. Одинаева // Дефектология. – 1990. – №5. – С. 31-34.
35. Озолайте, В.-В. А. Методика работы над текстами различного характера в младших классах вспомогательной школы / В.-В. А. Озолайте // Дефектология. – 1979. – №2. – С. 43-47.
36. Оморокова, М. И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя / М. И. Оморокова – М.: АРКТИ, 1999. – 160 с.
37. Петрова, В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы / В. Г. Петрова – М. : Педагогика, 1977. – 200 с.
38. Развитие речи младших школьников. / Под ред. М. Р. Львова. – М. : Просвещение, 1983. – 143 с.
39. Разуван, Е. И. Развитие речи учащихся специальной школы (На примере наречий, местоимений, имен числительных): Учеб. пособие для учит, и воен. спец. школ. – Саранск: МГПИ им. М. Е. Евсевьева, 1996 – 136 с.
40. Якубинский, Л. П. Избранные работы: Язык и его функционирование / Л. П. Якубинский – М., 1986. – С. 17-58