ВВЕДЕНИЕ
1 Формирование жизненных перспектив учащихся с ОПФР
1.1 Психическое развитие и личностные особенности учащихся с ОПФР
1.2 Особенности формирования жизненных перспектив учащихся с ОПФР
1.3 Проблемы профессиональной ориентации учащихся с ОПФР
2 Пути формирования жизненных перспектив учащихся с ОПФР
2.1 Изучение опыта вспомогательных школ и школ-интернатов по формированию жизненных перспектив у учащихся с ОПФР
2.2 Определение оптимальных путей формирования жизненных перспектив учащихся с ОПФР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время постоянно увеличивается количество детей с ОПФР, которые нуждаются в помощи при интеграции и социализации общества, но зачастую не получают её в полной мере. Всё большее значение придаётся вопросу социальной адаптации ребёнка как одному из важнейших факторов, определяющих возможность его полноценной жизни в современном обществе.
Наличие чётко осознаваемых жизненных ориентиров, адекватных имеющимся возможностям, позволяет человеку «прочно стоять на ногах» на этапе собственного жизнеустройства, комфортно чувствовать себя в занимаемой жизненной нише. Очевидно, что становление жизненной перспективы у учащихся является одной из важнейших педагогических задач в процессе подготовки воспитанников школ, особенно, школ-интернатов, к самостоятельной жизни [5, с. 33].
Впервые в отношении работы с учащимися с интеллектуальной недостаточностью чётко прозвучала проблема становления жизненной перспективы в исследовании, проведённом российскими учёными А. М. Щербаковой и Н.В, Москаленко [26, с. 19]. По его данным для выпускников вспомогательных школ-интернатов характерна размытость жизненной перспективы: образ желаемого будущего у большинства воспитанников не детализирован, в ответах преобладают эмоциональные, незрелые характеристики этого будущего; временные условия достижения цели не является пунктами жизненного плана учащихся.Такое состояние жизненной перспективы значительно снижает успешность самореализации выпускников в самостоятельной жизни. К тому же анализ перечня выдвигаемых педагогами задач при достижении цели подготовки к самостоятельной жизни учащихся, позволяет констатировать отсутствие задачи, ориентированной на становление жизненной перспективы учащихся. Предложенное содержание работы в рамках становления жизненной перспективы воспитанников, по мнению самих руководителей проводимой работы, требует дальнейшего научного фундирования, конкретизации, технологической проработки [15, с. 48].
Очевидна проблема – разрыв между требующимся уровнем подготовленности к самостоятельной жизни выпускников с интеллектуальной недостаточностью и существующим опытом осуществления процесса их подготовки. Такая ситуация, в свою очередь, является следствием минимальной отражённости этого вопроса в методической литературе и недостаточного содержательного обеспечения работы школы в данном направлении.
Подготовленность к самостоятельной жизни традиционно выделяется в качестве цели образования детей с интеллектуальной недостаточностью. Проблема подготовки детей с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни не является новой и отражена в ряде исследований и публикаций Мозговой В.М., В.В. Воронкова, Гладкая В.В., Б.П. Пузанов,
1. Формирование жизненных перспектив учащихся с ОПФР
1.1. Психическое развитие и личностные особенности учащихся с ОПФР
Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного белорусского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной Беларуси. Отмечается тенденция увеличения количества детей с различными отклонениями в разных странах, в том числе и в нашей стране. По данным Министерства образования РБ по состоянию на 15.09. 2004 г. детей с ОПФР (122752 ребенка) – 6,11 % от общей численности детей. На 15 сентября 2014 г. в банке данных Республики Беларусь о детях с ОПФР содержатся сведения о 136 673 детях в возрасте до 18 лет, из которых более 10 000 являются инвалидами. Количество детей с ОПФР в нашей стране составляет 7,64% от общего количества детского населения РБ [16, с. 88].
В последнее время в белорусском обществе активизировались неблагоприятные объективные условия и субъективные факторы, негативно влияющие на демографическую ситуацию. Во многих регионах ухудшается экологическая обстановка, растет травматизм, ухудшается здоровье населения страны, особенно женщин репродуктивного возраста, что позволяет предположить, что в этих условиях тенденция к увеличению численности инвалидов может сохраниться и в ближайшие годы.
В связи с этим особенно остро встает проблема их обучения и воспитания, развития и социализации, создания для них особых условий образования, с учетом специфики нарушений развития и особых образовательных потребностей, а также подготовки квалифицированных специалистов в системе образования.
Лица (дети) с ОПФР характеризуются наличием таких психических или физических отклонений, которые приводят к нарушению общего развития и препятствуют получению образования без создания специальных условий.
В Кодексе Республики Беларусь об образовании лицо с ОПФР трактуется как лицо, имеющее физические и (или) психические нарушения, которые ограничивают его социальную деятельность и препятствуют получению образования без создания для этого специальных условий [10, с. 3].
Дети с особенностями психофизического развития (ОПФР) (термин, официально признанный в Республике Беларусь) – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного термина могут выступать ряд альтернативных понятий: «дети с ограниченными возможностями здоровья» (российский вариант), «дети с особыми образовательными потребностями», «дети с отклонениями в развитии», «дети с особыми нуждами», «нетипичные
2. Пути формирования жизненных перспектив учащихся с ОПФР
2.1. Изучение опыта вспомогательных школ-интернатов по формированию жизненных перспектив у учащихся с ОПФР
Так как «жизненная перспектива взаимодействует с жизненной позицией личности, являясь чаще её следствием, но иногда и причиной» [19, с. 341], направленность тем и целей инновационной деятельности педагогов в ряде случаев связана с формированием определённой жизненной позиции.
Инновации – это целенаправленные изменения, внесение нового, повышение эффективности. Развитие инновационной деятельности в области спец образования свидетельствует, с одной стороны, об осознаваемой необходимости перемен в образовательной практике, о желании педагогов работать эффективнее. С другой стороны, именно инновационная деятельность – деятельность по освоению и распространению новшеств – позволяет перевести наличную систему образовательной подготовки учащихся в новое состояние [6, с. 12].
Качество подготовки к самостоятельной жизни воспитанников любой школы (тем более – вспомогательной или школы - интерната) зависит от чёткого видения коллективом учреждения цели обучения и воспитания детей, путем её достижения, что, в свою очередь, определяется на основе направленности и содержания предлагаемых образовательных программ, их методической обеспеченности.
«Готовность к самостоятельной жизни учащихся не рассматривается как основной конечный результат всей учебно-воспитательной работы. Вспомогательная школа всё ещё ориентирована на формирование знаний и умений по каждому предмету учебного плана без учёта значения их для социальной адаптации, последствием чего является неопределённая дефицитарность развития умственно отсталого ребёнка» [26, с. 20]. Следует признать безусловную справедливость подобных выводов и при их отнесенности к практике обучения и воспитания школьников с интеллектуальной недостаточностью в нашей республике.
Экспериментальная работа по апробации возможностей профессиональной подготовки в специальных учреждениях образования 2004 года, проведённая в пяти школах страны, показала, что социальная неграмотность и психологическая неготовность учащихся к жизнеопределению является следствием того, что программы по общеобразовательным предметам слабо активизируют процесс социального самоопределения. Выявилась недостаточная эффективность профориентационной работы в школах-интернатах [22, с. 6].
По результатам исследования, проводимого для определения состояния жизненных планов учащихся вспомогательных школ-интернатов на базе трёх
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гуманитаризация специального образования, постепенный уход от преимущественно знаниевой ориентации в обучении, развитие специальной школы как школы «жизненной компетентности», усиление деятельностного компонента в обучении связаны с проблемами социальной адаптации лиц с ОПФР. Один из аспектов этой проблемы – обеспечение успешного перехода к самостоятельной жизни выпускников вспомогательных школ и школ-интернатов, что приобретает также особую значимость , когда речь идёт о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. Важнейшая задача специальных учреждений образования – подвести учащихся к пониманию, что у каждого из них есть возможность занять определённое место в социуме. Большое значение для успешной самореализации ребёнка с интеллектуальной недостаточностью в самостоятельной жизни имеют чёткость и реальность (соответствие имеющимся возможностям) выстраиваемой жизненной перспективы [20, с. 47], которая понимается большинством авторов как целостная картина будущего, включающая ряд возможных (планируемых и ожидаемых) событий, находящихся в многосторонней взаимосвязи друг с другом. В качестве параметров её оценки выделяются согласованность, продолжительность, реалистичность, дифференцированность, оптимистичность, иерархичность, многомерность
Для реализации поставленной цели курсовой работы, а именно определения путей формирования жизненных перспектив учащихся с особенностями психофизического развития, был систематизирован категориальный аппарат исследования и введены критерии для характеристики психического развития и личностных особенностей учащихся с ОПФР, раскрыты проблемы профессиональной ориентации, зачастую возникающие у детей с ОПФР, проанализировано и оценено состояние нормативно-правовой базы, социальной политики в отношении детей с ОПФР, проблем с трудоустройством детей с ОПФР в современном белорусском обществе, сформулировано понятие жизненной перспективы, особенностей её формирования у детей с ОПФР и на основании изученного опыта вспомогательных школ и школ-интернатов по формированию жизненных перспектив у учащихся с ОПФР определены оптимальные пути формирования жизненных перспектив учащихся с ОПФР.
Концептуальная основа для выделения путей формирования жизненных перспектив учащихся с ОПФР базировалась на системном, личностно-ориентированном и деятельностном подходе. Посредством анализа успешного опыта внедрения инновационной деятельности во вспомогательные школы и школы-интернаты были определены пути формирования жизненных перспектив у учащихся с ОПФР, включающие в
1. Борисова, Ю. В. Особенности представления о будущем подростков-сирот с задержкой психического развития и умственной отсталостью : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.10 / Ю. В. Борисова ; С-Петерб. гос. ун-т. – СПб., 2005. – 27 с.
2. Бороздина, Л. В. Возрастные изменения временной трансперспективы субъекта / Л.В. Бороздина, И.А. Спиридонова // Психологический журнал, 1998. – Т.19. – №2-3. – С. 40– 49.
3. Васильева, Л. П.Профессиональное консультирование школьников с нарушениями психофизического развития и состояния здоровья на этапе выбора профессии//Спецыяльная адукацыя, 2010 - № 3, С. 9-15
4. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л.С. Выготский // Собр. Соч.: в 6 т. – М., 1983. – Т. 3: Проблемы развития психики. – С. 328.
5. Гладкая, В. В. О ходе реализации инновационного проекта «Внедрение программы становления жизненной перспективы у учащихся старших классов 1-го отделения вспомогательной школы-интерната» / В. В. Гладкая // Кіраванне ў адукацыі. – 2008. – № 10. – С. 33–36.
6. Гладкая, В. В. Проблема становления жизненной перспективы у старшеклассников с легкой интеллектуальной недостаточностью / В. В. Гладкая // Кіраванне ў адукацыі. – 2008. – № 6. – С. 12–17.
7. Гладкая, В. В. Формирование бытовых трудовых умений у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 ; 09.12.2005 / В. В. Гладкая ; Нац. ин-т образования М-ва образования Респ. Беларусь. – Минск, 2005. – 21 с.
8. Денисевич, Л. Г. Состояние социального развития выпускников вспомагательной школы/Л.Г. Денисевич// Спецыяльная адукацыя. – 2010. - №1. – С. 62-70
9. Денисевич, Л. Г. Условия успешности углубленной социально-профессиональной подготовки учащихся с интеллектуальной недостаточностью как фактора их интеграции в обществе / Л. Г. Денисевич // Спец. адукацыя. – 2012. – № 1. – С. 19–28.
10. Змушко, А. М. Законодательные гарантии получения образования лицами с особенностями психофизического развития в условиях реализации Кодекса Республики Беларусь об образовании / А. М. Змушко // Спец. адукацыя. – 2011. – № 5. – С. 3–7.
11. Коноплёва, А. Н. Технология социальной адаптации в условиях образовательной интеграции / А.Н. Коноплёва // Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями: пособие для учителей, психологов и родителей детей с ограниченными возможностями / А.Н. Коноплёва [ и др.]; науч. ред. Т. Л. Лещинская. – Минск : НИО, 2005. – С. 26 – 40.
12. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте/ В.В. Лебединский. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 144 с.
13. Мамайчук, И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции/ И.И. Мамайчук. – СПб.: СПбГУ, 2000.- 168 с.
14. Мирский, С.Л. Методика профессионально- трудового обучения во вспомогательной школе/ С.Л. Мирский – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.
15. Москаленко, Н. В. Подготовка воспитанников-сирот с проблемами интеллектуального развития к самостоятельной жизни / Н. В. Москаленко, А. М. Щербакова // Дефектология. – 2006. – № 1. – С. 47–52.
16. Основные показатели развития системы специального образования в Республике Беларусь: инф. бюл./А. И. Попов, И. Я. Трусило//№ 15. - Минск: Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь, 2014. - 106 с.
17. Основы коррекционной педагогики: курс лекций /С. В. Лауткина. – Мин. образования РБ, УО "Витебский гос. ун-т им. П. М. Машерова". – Витебск: УО " ВГУ им. П. М. Машерова", 2008. - 211 с.
18. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников: учеб. пособие для студ высш пед учеб заведений / В.Г. Петрова, И. В. Белякова. – М. : Академия, 2002. – 160 с.
19. Психолого-педагогический словарь: для учителей и рук. общеобразоват. учреждений / авт. Сост. В .А. Мижериков. – Ростов н/Д.:Феникс, 1998. – 540 с.
20. Специальное образование : Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РБ // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі РБ. – 2008. - №18. – С.44- 65.
21. Телеш, Г. А. Состояние жизненных планов учащихся вспомогательных школ-интернатов / Г. А. Телеш // Спец. адукацыя. – 2009. – № 3. – С. 19–25.
22. Титенко, С. В. Социально-профессиональная подготовка учащихся как фактор повышения качества жизни выпускников с ОПФР/ С. В. Титенко // Спец. адукацыя. – 2008. – № 6. – С. 6–9.
23. Чудновский, В.Э. Воспитание способностей и формирование личности / В.Э. Чудновский. – М.: Знание, 1986. – 30 с.
24. Чуркин, А. А. Краткое руководство по использованию МКБ-10 в психиатрии и наркологии / А.А. Чуркин, А. Н. Мартюшов. – М. : Триада-Х, 2000. – 232 с.
25. Шинкаренко, В. А. Подготовка учащихся вспомогательной школы-интерната к самостоятельному проживанию / В. А. Шинкаренко // Спец. адукацыя. – 2010. – № 5. – С. 49–52.
26. Щербакова А. М. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений VIII вида / А. М. Щербакова, Н. В. Москаленко // Дефектология. – 2001. - №3. – С. 19-34.
27. Энциклопедический социологический словарь / под ред. Г. В. Осипова. – М.: ИСПИ РАН, 1995. – 939 с.
28. Юнг, К.Г. Феномен одаренности. В хр.: Психология индивидуальных различий/ К.Г. Юнг, Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова.- М.: ЧеРо, 2000. – 776 с.