ВВЕДЕНИЕ
География во вспомогательной школе направлена на формирование у учащихся элементарной по уровню обобщенности системы географических представлений и знаний главным образом о природе, населении Беларуси (своей местности) и его хозяйственной деятельности. Географический материал располагает большими возможностями для коррекции и развития познавательной деятельности школьников. Развитию абстрактного мышления учеников содействует постепенный переход от конкретно-образной наглядности к символической (план местности, карта, глобус).
Проблема, связанная с применением картографических пособий, остается и на сегодняшний день одной из важнейших в специальной методике географии. В свое время к этой проблеме обращался целый ряд дефектологов (В.Н. Вовк [3], В.А. Липа [14], Т.И. Пороцкая [17], Е.Ф. Сегалевич [20], В.Н. Синев [21-23] и др.). В частности, учеными обнаружены специфические трудности и своеобразие усвоения картографической грамоты учащимися с интеллектуальной недостаточностью, выявлены возможности выполнения ими различных заданий с картой.
Отдельными исследователями (В.Н. Вовк [3], В.А. Липа [14]) определены также некоторые педагогические условия, содействующие формированию у школьников приемов работы с картографическими пособиями.
Объект исследования: образовательный процесс по учебному предмету «География» во вспомогательной школе.
Предмет исследования: применение картографических пособий в процессе обучения географии учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Цель курсовой работы: изучение возможностей применения картографических пособий в процессе обучения географии учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи:
1. Изучить специфику и типологию картографических пособий.
2. Раскрыть особенности усвоения знания карты учащимися с интеллектуальной недостаточностью.
3. Изложить приемы работы с картографическими пособиями.
4. Разработать фрагменты уроков с использованием картографических пособий.
Методы исследований: теоретический анализ литературы по теме курсовой работы, наблюдение, обобщение.
ГЛАВА 1 NПРОБЛЕМА ПРИМЕНЕНИЯ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСОХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Специфика и типология картографических пособий
Уроки географии неразрывно связаны с применение географических карт. А.С. Барков утверждал, что работа с географической картой -обязательный элемент обучения, без которого преподавание географии не имеет смысла. По словам А.С. Баркова, «без карты нет и не может быть географии, картой география начинается и ею же заканчивается. Карта не только необходимый инструмент, это сама география»
Автор многих учебных пособий по географии И.И. Заславский также подчеркивал роль карты как средства обучения. Он писал: «Так же как и книга, карта во многих случаях является самостоятельным источником географических знаний... Если книга является словесным описанием земной поверхности, карта служит ее географическим описанием» [9].
Слово «карта» в переводе с латинского языка означает чертеж, рисунок.
Географическая карта отличается от других наглядных пособий (например, от картин) тем, что природные явления и объекты показаны на ней не в своем натуральном виде, а с помощью условных знаков. Школьные географические карты приспособлены к возрасту и развитию учащихся, что достигается посредством их упрощения и увеличения наглядности.
Среди учителей и методистов географии распространены различные взгляды на роль и место карты в учебном процессе. В зависимости от цели применения карты работа с ней может носить различный характер.
Значение картографической наглядности, как важного средства обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью, отмечается также в работах, ученых-дефектологов, занимающихся вопросами методики изучения географии во вспомогательной школе (И.М. Бгажнокова [1; 2], Е.И. Липецкая [15], Т.Н. Пороцкая [17], В.Н. Синев [21] и др.).
Школьные карты делятся по способу использования настенные и настольные. Последние могут быть в виде атласов или отдельных карт, вложенных в учебник. Все карты различают по масштабу (крупномасштабные и мелкомасштабные) и по содержанию (общегеографические и специальные).
На уроках географии также используется глобус, который представляет собой модель земного шара. Хотя масштаб его очень мал, он не искажает
ГЛАВА 2 ПРИЕМЫ РАБОТЫ С КАРТОГРАФИЧЕСКИМИ ПОСОБИЯМИ
Как свидетельствует практика многих педагогов, специфические особенности усвоения учащимися с интеллектуальной недостаточностью условных обозначений карты и сложности в выполнении упражнений с нею вызваны не только своеобразием их познавательной деятельности [10].
Вспомогательные приемы работы с картографическими пособиями.
Среди вспомогательных приемов работы школьников с картографическими пособиями целесообразно выделить следующие:
1. Прием обращения к названию географической карты. Он позволяет в некоторой степени предупредить ошибки, связанные с переносом учащимися значения условных цветов с одной карты на другую. В частности, приступая к работе с картой природных зон мира или Евразии (после длительного применения физической карты полушарий), учителю необходимо постоянно обращаться к школьникам с вопросами и заданиями типа:
• С какой картой мы работали раньше?
• С какой картой мы начали работать?
• Как называется карта, которая висит на стене?
• Какие объекты закрашены на ней в условные цвета?
• Найдите в своих атласах карту природных зон мира (Евразии) и др.
2. Прием обращения к легенде (таблице условных обозначений) географической карты. Он используется в том случае, когда школьники неправильно расшифровывают условные обозначения картографических пособий. Например, обнаружив ошибки в декодировании условных знаков полезных ископаемых, учитель обращается к классу с такими вопросами и заданиями:
• Найдите таблицу условных обозначений карты (но не легенду, т.к. программой применение данного термина не предусмотрено).
• В каком углу карты расположена таблица?
• Найдите треугольник, закрашенный в черный цвет.
• Покажите его.
• Прочитайте название полезного ископаемого, которое изображается таким условным знаком и др.
3. Прием использования звездочки ориентирования. Данный прием применяется учителем в том случае, когда школьники допускают ошибки при выполнении заданий на пространственную ориентировку по географической
ГЛАВА 3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
В данном разделе будут представлены методические разработки фрагметов уроков географии для учащихся с интеллектуальной недостаточностью по темам: «План местности», «Географическая карта. Цвета географической карты», «Карта Евразии» [11; 12; 18].
Задачи занятий: определить задачи изучения раздела и типы формируемых понятий; выяснить особенности и методические приемы первоначального изучения топографического плана и географической карты; формировать картографические умения.
Оборудование занятий: программы и учебники географии шестого класса для вспомогательной школы, физическая карта полушарий (Беларуси), план местности, географические атласы, образцы заданий для самостоятельной работы школьникам.
1. Теоретический аспект.
Задачи изучения раздела. Типы формируемых понятий. Особенности изучения раздела «План и географическая карта». Последовательность работы и приемы изучения плана. Первоначальное знакомство учащихся с планом местности и географической картой. Приемы работы по усвоению школьниками их условных обозначений.
2. Решение проблемных задач.
Почему у учащихся вспомогательной школы возникают значительные затруднения при работе с картографическими пособиями?
3. Выполнение практических работ.
Сформулируйте задачи урока по одной из тем раздела географии «План и географическая карта». Обоснуйте тип урока и определите его структурные компоненты.
Разработайте разные задания на усвоение учащимися условных обозначений картографических пособий.
Продумайте рассуждения по разграничению таких понятий, как крупный и мелкий масштаб картографических пособий.
4. Обсуждение домашних заготовок.
Определите картографические умения, которые формируются у школьников по разделу «План и географическая карта».
Составьте тематический план по изучению плана (географической карты). Продумайте различные задания для самостоятельной работы учащимся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно сделать следующие выводы:
Географический материал, изучаемый во вспомогательной школе, по-разному усваивается учащимися, так как различные разделы программы характеризуются неодинаковой сложностью своего содержания.
Применение символической наглядности во вспомогательной школе помимо дидактического значения имеет и коррекционное. Выделают следующие виды картографисеких пособий, которые могут применяться для обучения детей с интеллектуальной недостаточностью: глобус, план местности, различные виды карт (по способу размещения, по масштабу, по тематике). Для успешного освоения географического картографического материала можно рекомендовать сочетание различных видов картографических пособий на различных уроках по одной теме.
Особенности усвоения учащимися условных обозначений картографических пособий и трудности выполнения различных заданий с ними объясняются не только своеобразием познавательной деятельности учеников с интеллектуальной недостаточностью. Это обусловлено еще и тем, что школьники не овладевают в должной мере приемами работы с картографическими пособиями (и, в первую очередь, – вспомогательными).
Выделяют следующие приёмы работы с картографическими пособиями с учащимися с интеллектуальной недостаточностью: вспомогательные (обращение к названию географической карты, обращение к легенде карты, «звёздочки ориентирования», применение разноцветных стрелок, слово-карточки, соотнесение условного обозначения изучаемого объекта на географической карте с его реальным изображением); основные (показ изучаемых географических объектов на картографическом пособии, воображеемое путешествие по картографическим пособиям, установление пространственных связей между географическими объектами, включение объекта в причинно-следственные связи, создание ассоциативного ряда, описание географических объектов с опорой на картографисекие пособия, сопоставление картографических пособий, сравнение объектов при помощи картографических пособий).
Выделяют следующие виды работы с контурной картой: надписывание названий изучаемых географических объектов, закрашивание (штрихование) условным цветом, зарисовка условных знаков, нанесение границ.
1. Бгажнокова, И.М. К вопросу актуализации ранее усвоенных географических знаний у учащихся вспомогательной школы // Дефектология / И.М. Бгажнокова – М., 1974. – № 6. – С. 12-17.
2. Бгажнокова, И. М. Мыслительные операции у умственно отсталых школьников в процессе реализации знаний // Дефектология / И.М. Бгажнокова – М., 1975. – № 3 – С. 7-12.
3. Вовк, В.Н. Формирование приемов учебной работы с географической картой на уроках во вспомогательной школе. Автореф. дис… канд. пед. наук. / В.Н. Вовк – Л., 1987. – 17 с.
4. Галай, И.П. Пособие по географии для поступающих в вузы / И.П. Галай, Е.Н. Мешечко, С.И. Сидор – Минск, 1988. – 448 с.
5. Геаграфічныя паняцці і тэрміны / Пад рэд. М. М. Курловіч і інш. – Минск, 1993.
6. Головина, Т.И. Практические работы по географии во вспомогательной школе / Т.И. Головина. – М: «Просвещение», 1975. – 43 с.
7. Душина, И.В. Методика и технология обучения географии в школе / И.В. Душина, Е.А. Таможняя, В.Б. Пятунин – М., 2002. – 203 с.
8. Жагрова, А.В. Активизация учащихся V-VIII классов на уроках географии // Специальная школа / А.В. Жагрова – М., 1966. – № 2. – С. 13-15.
9. Зубрилин, Ю.К. Работа с картой на уроках географии во вспомогательной школе // Специальная школа / Ю.К. Зубрилин – М., 1969. – № 1. – С. 22-24.
10. Кабелка, И.В. Формирование приемов работы с картой у учащихся вспомогательной школы // Дэфекталогія / И.В. Кабелка – Минск, 1997. – № 6. – С. 29-32.
11. Кабелка И. В. Основы географии с методикой преподавания во вспомогательной школе: В 2 ч. Ч. 1. Специальная методика географии – Минск: БГПУ, 2001. – 80 с.
12. Кабелка И. В. Основы географии с методикой преподавания во вспомогательной школе: В 2 ч. Ч. 2. Специальная методика географии – Минск: БГПУ, 2001. – 80 с.
13. Кабелка, И.В. Обучение географии учащихся вспомогательной школы / И.В. Кабелка. – Минск: БГПУ, 2006. – 52 с.
14. Липа, В.А. Методические рекомендации по повышению эффективности использования картографических пособий во вспомогательной школе / В.А. Липа – Киев: НИИ педагогики, 1980. – 33 с.
15. Липецкая, E.И. Использование дидактического приема сравнения на уроках географии во вспомогательной школе/ Е.И. Липецкая. – СПб., 2002. – 45 с.
16. Нудельман, М.М. Представления умственно отсталых школьников // Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф. – М., 1965. – 243 с.
17. Пороцкая, Т.И. Обучение географии во вспомогательной школе / Т.И. Пороцкая – М.: Просвещение, 1977. – 157 с.
18. Программа для VII-X классов первого отделения вспомогательной школы с русским языком обучения. «География». – Минск, 2014.
19. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б. П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.
20. Сегалевич, Е.Ф. Карта на уроках географии во вспомогательной школе // Обучение и воспитание умственно отсталого ребенка. – М.: МГПИ, 1981. – С. 40-56.
21. Синев, В.Н. Коррекция развития познавательных процессов у учащихся на уроках географии // Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе / Под ред. Г. М. Дульнева. – М., 1971. – С. 11-38.
22. Синев, В.Н., Капустин, А.И. О коррекционной роли использования образной наглядности в старших классах вспомогательной школы //Дефектология. 1978. – №2. – С. 42-48.
23. Синев, В.Н. Коррекционная работа на уроках географии и естествознания во вспомогательной школе / В.Н. Синев, Л.С. Стожок. – Kиев: Рад. школа, 1977. – С. 3-47.
24. Соломина, Е.Н. Формирование естественнонаучных знаний в специальной школе // Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / Под ред. Б. П. Пузанова. – М., 2001.