Введение
Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смыслов, человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей. А.Н.Леонтьев рассматривал дошкольный возраст как время фактического складывания будущей личности. Называя первые семь лет жизни периодом «очеловечивания», он особо подчеркивал, что именно в это время происходит овладение необходимыми родовыми человеческими признаками – членораздельной речью, специфическими формами поведения, способностью к продуктивным видам деятельности [7].
Очень важно, что в этот период жизни возникает и интенсивно развивается способность к знаковому преобразованию действительности, знаковому мышлению (мышлению человеческого типа). Поэтому так остро стоит проблема оказания помощи ребенку именно в ранние периоды жизни.
Содержание воспитания и обучения детей-дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в Республике Беларусь определено программой для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение детей-дошкольников с интеллектуальной недостаточностью».
Целью воспитания и обучения детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью является гармоничное развитие личности ребенка (триада физического, духовного, интеллектуального), снижение зависимости от посторонней помощи, формирование жизнеспособной личности.
Основное направление коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, - максимальная адаптация их к жизни в окружающей социальной среде.
Современные исследования (С.Е. Гайдукевич, Н.Н. Баль и др.) показали необходимость специальной адаптации образовательной среды для каждой категории детей с психофизическими нарушениями, в том числе для детей с интеллектуальной недостаточностью.
Образование лиц с интеллектуальной недостаточностью может быть организовано как в специальных учреждениях образования, так и в учреждениях образования общего типа (специальных или интегрированных группах и классах). Ребенка с интеллектуальной
1 Особенности воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: анализ учебных программ
В данном разделе нами будет проведен анализ учебных программ в сфере специального дошкольного образования, что позволит понять особенности воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Перед специальным образованием поставлена важная задача: модернизация его содержания и структуры, подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни в многонациональном социуме, содержащем различные варианты отношения к окружающему миру [3].
В сфере специального дошкольного образования актуальными являются следующие научные проблемные области:
1. Ранняя социализация и образовательная интеграция детей с первых лет жизни, обеспечивающая «нормализацию» и повышение качества жизни.
2. Научное и программно-методическое обеспечение специального дошкольного образования в учреждениях, оказывающих образовательные услуги, и в семье.
Стремительно меняющийся поток информации, знаний требует от системы дошкольного образования смены устаревшей парадигмы «учить всех всему», обеспечивающей пассивное выживание, усвоение готовых знаний и приспособление к социоприродной среде, на активную, сознательную деятельность личности, способной противостоять разрушению своего внутреннего и окружающего внешнего мира, изменять его и нести за это ответственность.
Осуществляется переход от эгоцентризма к экоцентризму в образовании (взаимосвязь экологии человека, экологии природы, экологии культуры) (А.И. Субетто, Л.В. Хведченям др.).
Цель ранней социализации видится как своевременная адаптация ребенка к социальной среде, стимулирование его активности и самовыражения, формирование чувства собственного достоинства путем снижения зависимости от помощи окружающих людей. Важно, чтобы на первом плане был сам человек, его достижения, а не нарушения развития.
В настоящее время за основу содержания образования принимается не совокупность научно-предметных областей, а деятельность человека - практико-
2 Особенности развития речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
У дошкольников с интеллектуальной недостаточностью развитие речи существенно отличается от детей с нормальным развитием. Отставание в развитии речи начинается у них с младенчества и продолжает накапливаться в раннем детстве. Соответственно, к переходу дошкольного возраста у них нет готовности к ее усвоению. Не сформированы такие предпосылки речевого развития, как предметная деятельность, интерес к окружающему, развитие эмоционально-волевой сферы, в частности эмоционального общения со взрослыми, не сформирован фонематический слух, не развит артикуляционный аппарат [6].
Многие дети с нарушениями интеллекта не начинают говорить не только к началу дошкольного возраста, но и к 4 - 5 годам.
С точки зрения развития речи дети с интеллектуальной недостаточностью представляют собой весьма неоднородную категорию. Среди них имеются дети, совсем не владеющие речью; дети, владеющие небольшим объемом слов и простых фраз; дети с формально хорошо развитой речью. Но всех их объединяет ограниченное понимание обращенной речи, привязанность к ситуации, с одной стороны, и оторванность речи от деятельности – с другой. Речь не отражает истинных интеллектуальных возможностей ребенка, не может служить полноценным источником передачи ему знаний и сведений.
Фразовая речь отличается большим количеством фонематических и грамматических искажений. Овладение грамматическим строем речи на протяжении дошкольного возраста, как правило, не происходит. Особенно страдает связная речь. В работах многих авторов отмечается, что становление связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью осуществляется замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями. Они длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной и ситуативной речи. Переход к самостоятельному высказыванию у этих детей является очень трудным и во многих случаях затягивается вплоть до старших классов вспомогательной школы.
Связные высказывания мало развернуты, фрагментарны. В рассказе нарушена логическая последовательность, связь между отдельными его частями. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, на связанных в единое целое, и характеризуются краткостью и сжатостью изложения [11].
3 Развитие математических представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Развитие математических представлений ребенка-дошкольника с интеллектуальной недостаточностью в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий, в которых он обучается, нежели математическое развитие его нормально развивающихся сверстников [19].
Ни один вид деятельности, характерный для дошкольного возраста, у детей с интеллектуальным недоразвитием не развивается полноценно без специального обучения. Коррекционное воздействие на ребенка с проблемами в развитии состоит, прежде всего, в формировании психологических механизмов деятельности.
Все структурные компоненты деятельности: потребностно-мотивационный, содержательный, операционный и результативный – оказываются несформированными у данной категории детей.
В то же время многочисленные исследования подтверждают, что ребенок с легкой умственной отсталостью может овладеть математическими представлениями при наличии адекватной и своевременной коррекционно-развивающей помощи.
Формирование элементарных математических представлений невозможно без развития сенсомоторных функций ребенка, его ориентировки в окружающем пространстве, речевых навыков и т. д. Как правило, указанные функции недоразвиты у детей с органическим поражением мозга [7].
У данной категории детей возникают трудности при выполнении сложных по координации движений, снижена скорость и ловкость выполнения заданий, нарушена способность к ритмизации и дифференцированию силовых, временных и пространственных параметров движений. Координационные способности в значительной степени определяют уровень двигательных возможностей ребенка, необходимых для развития математических представлений, прежде всего представлений о пространстве, величине, количестве.
У детей долго и с большим трудом формируются серии движений, нужные для формирования двигательных навыков, способствующих пространственным ориентировкам детей (ориентировке в собственном теле, в окружающем пространстве, на плоскости листа, в схеме противоположного тела и т. п.). Снижена зрительная память.
Если координационные способности остаются недоразвитыми вплоть до
4 Развитие графических навыков и тонкой моторики у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики.
Моторика – это совокупность двигательных реакций, свойственных детскому возрасту.
Нарушение интеллекта у ребенка в большинстве случаев сочетается с недостаточным развитием двигательной сферы, что отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности в целом [10].
Развитие моторики предполагает:
- коррекцию элементарных общих и тонких моторных способностей, которыми дети с интеллектуальными отклонениями самостоятельно овладеть не могут;
- исправление неправильных двигательных образцов;
- формирование произвольности и целенаправленности движений; развитие некоторых основных двигательных качеств.
Общеизвестно, что базовые «схемы-движения» обеспечивают психофизиологические основы любого действия: видения, слышания, говорения, письма, чтения.
У детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдается замедленное развитие двигательной сферы уже с младенческого возраста. Они гораздо позднее своих сверстников начинают тянуться к висящей перед ними игрушке, сидеть, стоять, передвигаться в пространстве. Движения зачастую неловки, плохо координированы, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны (Н.П. Вайзман, В.М. Мозговой и др.).
Особую сложность для таких детей, вследствие существенных отклонений у них в развитии тонкой моторики, представляет застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование ботинок, т.е. так называемые навыки самообслуживания [19].
Детям с интеллектуальной недостаточностью свойственны значительное запаздывание и недостатки формирования предметных действий и связанных с ними произвольных движений. Такой темп развития существенно снижает возможности ребенка при ознакомлении с окружающим предметным миром.
Заключение
Анализ программного содержания воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью показал, что основной целью всего специального образовательного процесса является гармоническое развитие ребенка (триада физического, духовного, интеллектуального), снижение зависимости от посторонней помощи, формирование жизнеспособной личности.
В рамках написания курсовой работы были рассмотрены:
1. Особенности развития и коррекционные пути речевой активности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Одной из причин задержки формирования связной речи детей с интеллектуальной недостаточностью является то, что их речевая активность очень слаба и довольно быстро истощается.
Работа по развитию связной речи ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса; обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов; разучивание стихотворений; отгадывание загадок.
2. Пути развития математических способностей дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Для формирования математических представлений необходимы развитая познавательная активность, интерес, произвольность деятельности и самоконтроля. Детям дошкольного и младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью (с легкой умственной отсталостью и с задержкой психического развития) свойственны познавательная пассивность, связанная со снижением интереса, а также несформированные произвольная деятельность и самоконтроль.
Методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии базируется на основных положениях методики формирования элементарных математических представлений у нормально развивающихся детей.
К ним относятся: построение процесса формирования элементарных математических представлений на основе дидактических принципов, рассмотренных нами выше; общность содержания математических представлений, что подтверждается различными комплексными программами дошкольного воспитания нового поколения; комплексный характер формирования элементарных математических представлений; многообразие форм процесса формирования элементарных математических
1. Аксенова, А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы / А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская, – М., 1991. – 350 с.
2. Альбом для логопеда / О.Б.Иншакова. – М. : ВЛАДОС, 2008. – 279с.
3. Баряева, Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002. - 479 с.
4. Белошистая, А.В. Современные программы математического образования дошкольников / А.В. Белошистая – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
5. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития / Н.Ю. Борякова – М., 2000.
6. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей с общим речевым недоразвитием. – 2-е изд. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.
7. Давидчук, А.Н. Дошкольный возраст: развитие элементарных математических представлений / А.Н. Давидчук // Дошкольное воспитание, 1997. – №1. – С. 72-74.
8. Дети с отклонениями в развитии / Под ред. М.С. Певзнер. – М.: Просвещение, 1966.
9. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. / Под ред. Эльконина, Венгера. – М.: НИИОП АПН СССР, 1981. – 158 с.
10. Дошкольная олигофренопедагогика : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 207с.
11. Ефименкова, Л.Н. Формирование связной речи у детей – олигофренов / Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова,– М., 1993
12. Исследование познавательных процессов детей-олигофренов: Сб. науч. тр. / Под ред. В. Г. Петровой. – М.: Академия, 1987. – 160 с.
13. Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина – М., 2003. – 210 с.
14. Логопедия: учебник для студ. дефектол. Фак. Пед. Высш. Учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 703 с.
15. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В.Чиркиной. – М., 2003.
16. Назарова, Н.М. Специальная педагогика. / Н.М. Назарова. – М.: Academa, 2000. – 519 с.
17. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / Под ред. Б. П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.
18. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1998. – 160 с.
19. Пузанов, Б.П. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 144 с
20. Учащиеся вспомогательной школы / Под ред. М.С. Певзнер, К.С. Лебединской. – М., 1979 – 232 с.
21. http://asabliva.by/ru/main.aspx?guid=1101 / Учебные программы - Дата доступа: 11.03.2016