ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
1.2 Нарушения чтения и письма как педагогическая проблема
1.3 Виды нарушений чтения и письма у детей младшего школьного возраста
2. СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ КОРРЕКЦИИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Содержание, принципы, методы и приемы коррекционной работы с учащимися младшего школьного возраста с нарушениями чтения и письма
2.2 Исследование уровня сформированности навыка чтения и письма у детей младшего школьного возраста
2.3 Разработка программы коррекции чтения и письма у детей младшего школьного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема формирования чтения и письма у младших школьников является одной из самых актуальных для школьного обучения, потому что письмо и чтение составляют основу обучения, получения и усвоения знаний учащимися. Распространенность нарушений чтения и письма среди детей довольно велика. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. По данным различных авторов в европейских странах отмечается до 10 % детей с дислексиями, имеющих нормальный интеллект [15, с. 258].
Проблемой обучения чтения и письма занимались такие педагоги и психологи, как Б. Г. Ананьев [1], Г. А. Каше [7], Р. Ф. Спирова [25]. Дислексию и дисграфию у детей изучали Л. В. Бенедиктова [14], А. Н. Корнев [10], Р. И. Лалаева [13], Р. Е. Левина [15], И. Н. Садовникова [23], М.Е. Хватцев [27].
В последние годы заметно выросло количеств публикаций, научных диссертаций, посвященных данной проблеме. Среди них следует назвать работы «Стратегия преодоления дислексии учащихся с нарушениями речи в системе общего образования» (2009) М. Н. Русецкой [22]; «Логопедическая работа по формированию читательских компетенций у учащихся с дислексией основной школы» (2013) Н. Ю. Киселевой [8]; «Динамический анализ состояния устной речи младших школьников» (2009) С. А. Овсянниковой [18].
Однако, специальных работ, посвященных коррекционной работе с учащимися младших классов с нарушениями чтения и письма, не достаточно. Таким образом, актуальность темы курсовой работы обусловлена недостаточной изученностью проблемы.
Неизменная актуальность необходимой коррекции нарушений чтения и письма и недостаточное освещение методики коррекционной работы в
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст является периодом позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка [17, с. 127]. В этом возрасте ребенок наиболее подвержены влиянию социальных факторов, благоприятных условий для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.
Л. С. Выготский [4] определяет младший школьный возраст – переходный период, характеризующийся возрастным кризисом 7 лет – соединительным звеном между дошкольным и школьным возрастом.
Д. Б. Эльконин [29, с. 91] определяет младший школьный возраст – возрастной период, когда ведущей для ребенка становится учебная деятельность, а главным психическим новообразованием являются внутренняя позиция ученика и умение учиться.
Согласно периодизации периодизация психического развития Д. Б. Эльконина, границами возраста младшего школьного возраста является период 7–11 лет [17, с. 133]. Однако в настоящее время большинство детей идут в первый класс в шестилетнем возрасте. Так, отмечается сдвиг границ младшего школьного возраста до 6–10 лет.
В младшем школьном возрасте преобразовывается социальная ситуация развития:
– учебная деятельность становится ведущей деятельностью, отчетливо виден социальный смысл учения, мотивация достижения становится доминирующей;
– происходит смена референтной группы, смена распорядка дня;
2. СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ КОРРЕКЦИИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Организации коррекционной работы по преодолению дислекции и дисграфии у детей школьного возраста уделяли внимание Т. В. Ахутина [2], Р. И. Лалаева [13], А. Н. Корнев [10], Л. Г. Парамонова [19], Л. С. Цветкова [28], А. В. Ястребова [25].
Коррекционная работа с учащимися младшего школьного возраста с нарушениями чтения и письма может осуществляться в соответствии с тремя основными подходами.
Первый подход основывается на результатах логопедической диагностики детей с проблемами письма. Анализируя диагностические данные, логопед выявляет слабые звенья (прежде всего лингвистические) функциональной системы письма у конкретного учащегося, определяет вид или сочетание видов дисграфии и в соответствии с этим планирует коррекционную работу, опираясь на существующие методические рекомендации по преодолению разных видов дисграфии.
Такая работа может осуществляться индивидуально или с подгруппами детей одного возраста, у которых наблюдаются одинаковые виды дисграфии. В основу данного подхода положен принцип преимущественного воздействия на «слабое» звено или звенья системы письма, формирование их с учетом зоны ближайшего развития ребенка и нормативных возрастных эталонов. Ведущие направления работы:
– совершенствование фонематической дифференциации звуков речи и усвоение их правильного буквенного обозначения на письме – при
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самыми распространенными формами речевых расстройств у младших школьников являются дислексия и дисграфия. Нарушения чтения и письма редко встречаются изолированно – обычно они взаимосвязаны. Нарушения чтения и письма могут появляться как у детей с нормальным интеллектом, так и у различных категорий аномальных детей. Основными признаками дислексических и дисграфических ошибок младших школьников является стойкость, специфический характер, обусловленность несформированностью высших психических процессов.
Обследование уровня сформированности навыка чтения у младших школьников показало, что уровень понимания прочитанного вслух у 70 % младших школьников находится на среднем уровне, у 30 % – на уровне ниже среднего. Уровень понимания прочитанного про себя у 80 % младших школьников находится на среднем уровне, у 20 % – на уровне ниже среднего. Таким образом, у младших школьников скорость чтения и уровень понимания прочитанного выше при чтении про себя, чем при чтении вслух. Анализ ошибок у младших школьников свидетельствуют о том, что наиболее характерными ошибками являются замена букв и неправильное ударение. Далее идут пропуск буквы, Ь знак смягчение, неправильное окончание.
Обследование уровня сформированности навыка письма у младших школьников показало, что уровень навыка языкового анализа на низком уровне обнаруживается у 40 % младших школьников, на среднем уровне – у 60 % детей. Уровень сформированности навыка письма на низком уровне обнаруживается у 50 % детей, на среднем уровне – у 50 % младших школьников. Анализ количества дисграфических ошибок и их типов показывает, что наиболее распространенными ошибками у младших школьников явились: искаженное написание букв; искажения звукобуквенной структуры слова.
1. Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б. Г. Ананьев // Известия АПН РСФСР. – 1950. – Вып. № 70. – С. 104–148.
2. Ахутина, Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика / Т. В. Ахутина // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции. – М., 2001. – С. 45–49.
3. Божович, Л. И. Психология развития личности / Л. И. Божович. – М. ; Воронеж : МОДЭК, 1996. – 514 с.
4. Выготский, Л. С. Кризис семи лет / Л. С. Выготский // Собрание сочинений : в 6 т. – М., 1984. – Т. I. – С. 376–385.
5. Зайцева, Л. А. Обследование детей с речевой патологией. Методические рекомендации / Л. А. Зайцева. – Минск : НМЦентр, 1994. – 20 с.
6. Калинкина, Е. В. Методы и приемы формирования и становления навыков письма / Е. В. Калинкина // Русский язык в начальной школе. – 2013. – № 1. – С. 1–4.
7. Каше, Г. А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения / Г. А. Каше // Логопедия. Методическое наследие / под ред. Л. С. Волкова. – М. : Владос, 2003. – С. 133–139.
8. Киселева, Н. Ю. Логопедическая работа по формированию читательских компетенций у учащихся с дислексией основной школы : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / Н. Ю. Киселева. – М., 2013. – 255 с.
9. Копрова, Т. П. Проблемы дисграфии в психолого–педагогической литературе / Т. П. Копрова // Молодой ученый. – 2014. – № 3. – С. 103–108.
10. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей : учебно–методическое пособие / А. Н. Корнев. – СПб. : Питер, 1997. – 286 с.
11. Коррекция нарушений письменной речи : учебно–метод. пособие / под ред. Н. Н. Яковлевой. – СПб. : Питер, 2004. – 459 с.
12. Лалаева, Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников / Р. И. Лалаева. – СПб. : СОЮЗ, 1998. – 224 с.
13. Лалаева, Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р. И. Лалаева. – М. : Просвещение, 2004. – 72 с.
14. Лалаева, Р. И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р. И. Лалаева, Л. В. Бенедиктова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2004. – 224 с.
15. Левина, Р. Е. Недостатки чтения и письма у детей / Р. Е. Левина // Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов : в 5 кн. / под ред. Л.С. Волкова. – М. : Владос, 2003. – Кн. 4. – С. 13–57.
16. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : Владос, 1998. – 680 с.
17. Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология / Л. Ф. Обухова. – М. : Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с.
18. Овсянникова, С. А. Динамический анализ состояния устной речи младших школьников с дисграфией : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / С. А. Овсянникова. – М., 2009. – 196 с.
19. Парамонова, Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей / Л. Г. Парамонова. – СПб. : Союз, 2004. – 485 с.
20. Поздеева, С. И. Методика литературного чтения и работы с детской книгой : учебно–метод. пособие / С. И. Поздеева, Н. С. Хохом. – Томск : Изд-во Томского ЦНТИ, 2009. – 120 с.
21. Пусько, Н. В. Развитие навыка быстрого чтения у младших школьников с помощью компьютерных технологий / Н. В. Пусько. – Калининград: БФУ им. И. Канта, 2011. – 32 с.
22. Русецкая, М. Н. Стратегия преодоления дислексии учащихся с нарушениями речи в системе общего образования : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / М. Н. Русецкая. – М., 2009. – 288 с.
23. Садовникова, И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма / И. Н. Садовникова. – М. : АРКТИ, 2005. – 400 с.
24. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И. Н. Садовникова. – М. : Владос, 1997. – 153 с.
25. Спирова, Л. Ф. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ / Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова // Дефектология. – 1988. – № 5. – С. 74–77.
26. Филичева, Т. Б. Основы логопедии: учеб. пособие / Т. Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Просвещение, 1989. – 223 с.
27. Хватцев, М. Е. Логопедия : в 2 кн. / под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. – М. : Владос, 2009. – Кн. 1. – 272 с.
28. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л. С. Цветкова. – М. : Академия, 1997. – 140 с.
29. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д. Б. Эльконин ; под ред. Д. И. Фельдштейна – М. : Институт практической психологии, 1997. – 416 с.
30. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон ; пер. с англ. – СПб. : Ленато, 1996. – 592 с.